Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
Первоначально торговля была сухопутной, и купеческие караваны нуждались в остановках в пути. Места стоянок зачастую одновременно были местами торговли, поэтому пользование складочными местами стало сопровождаться уплатой податей. Позднее торговля стала создаваться в морских портах. Правила торговли не допускали обмана, поэтому следить за порядком должны были специфические государственные служащие, на содержание которых шла часть взимавшихся пошлин. Многочисленными складочными местами для азиатских тканей, пряностей, благовонных веществ стали древние порты Средиземного моря, а посредниками в торговле финикийские и греческие мореходы.
Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности.
Это произошло в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. С возникновением купцов появляются металлические деньги, чеканная монета.
Таким образом, основными предпосылками возникновения таможенных отношений являются:
Первоначально
торговля была сухопутной, и купеческие
караваны нуждались в остановках
в пути. Места стоянок зачастую
одновременно были местами торговли,
поэтому пользование
Объективно возникают и
Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.
Коль скоро у государства появляется необходимость пополнения государственной казны доходами от пошлин за право перемещения товаров и торговли ими, то возникает необходимость в существовании подчиняющейся государству структуры, решающей задачу их сбора, — таможенной службы. Таким образом, история таможен, таможенных пошлин и в целом таможенного дела неразрывно связана с возникновением и развитием торговли.
В древности небольшие группы ремесленников и торговцев отдельных областей при узости рынков того времени нуждались в защите от конкурентов из других местностей. Эта потребность нашла свое выражение, в частности, в возникновении системы провозных и торговых пошлин. Кроме того, создание внутренних таможен отвечало стремлению ремесленников и торговцев к монопольному положению на своих, местных, рынках сбыта, так как это давало возможность регулировать привоз товаров из других мест.
Первая в истории таможня, сведения о которой дошли до наших дней, находилась в окрестностях древней Пальмиры. Там археологи обнаружили камень, на котором была зафиксирована номенклатура налогооблагаемых грузов и тарифы – по чем платить за ввозимые и вывозимые ткани, по чем за рабов, а по чем за благовония.
В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.
Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.
Древние государства, умело используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.
Примером
является Карфаген, где Ганнибал, используя
систему таможенного тарифа, не только
пополнил казну и вел на эти
средства войну с Римом, но и освободил
часть населения от налогов. Однако
стремление собрать как можно больше доходов
за счет таможенных пошлин имело и противоположную
сторону: оно способствовало появлению
альтернативного явления – контрабанды
– и тем самым ослабляло экономику государства.
Чем выше пошлины, тем выше становились
цены на ввозимые товары, а одновременно
на рынок проникали товары по более низким
ценам контрабандным путем. Государство
от этого проигрывало, казна недополучала
возможные в других условиях денежные
поступления.
В
шестом тысячелетии до н.э. древние
кочевые азиатские племена
Древняя цивилизация Месопотамии почти не знала камня, железа, золота, серебра и прочих спутников более поздних цивилизаций, так как недра земли были довольно скудными. Следовательно, появилась необходимость развивать торговлю с другими народами, на территории которых можно было отыскать нужные предметы обихода и сырье.
Примерно
в это же время месопотамские
гончары впервые начали использовать
в ручном труде гончарный круг,
что привело к массовому
Так произошло разделение труда и возникли первые города государства древнего Двуречья в 4000 до н.э..
На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части Междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств. В первой половине III тыс. до н. э. в Шумере создалось несколько политических центров. Во второй половине III тыс. до н. э. на преобладающее положение в Шумере стал претендовать Лагаш.
К 2330 году д.н.э. в Двуречье образовалось два сильных государства, оспаривающих друг у друга главенство в Месопотамии. Конкурентами шумеров стали аккадские племена семитического происхождения, родственные арабам, эфиопам и евреям. Царь Саргон объединил под своей властью всю Месопотамию, и, таким образом, древняя цивилизация шумеров превратилась в первую империю. Позже она была захвачена аморейскими племенами, и ими было создано новое государство, столицей которого стал Вавилон.
Основу широкой внутрирегиональной и межрегиональной торговли составляла продукция земледелия и скотоводства. Была развита оросительная система. В шумерских мифах содержатся частые ссылки на храмы как на сельскохозяйственные кладовые. Зернохранилища существовали как в имениях, так и по соседству с полем и током. Централизованное учетное ведомство следило за потреблением, чистой прибылью и издержками в разбросанных отдаленных районах, преследуя при этом самые разнообразные цели. Например, поступление продуктов со склада в устье одного из каналов показывает, как ячмень расходовался в качестве корма для быков и платы копавшим канал работникам. Чиновники управления занимались прокладкой каналов как в связи с орошением земель, так и в целях перевозки товаров. Каналы действительно были основной транспортной артерией для распределения ресурсов между сельскими и городскими центрами. В отчетах, близких по времени к эпохе III династии Ура, сообщается о перевозке на судах зерна, рыбы и скота. В одной из записей говорится о 28 мужчинах, в течение трех дней погрузивших 1550 бушелей (более 56 тыс. л) ячменя на судно, которое затем четыре дня плыло по каналу, пока не достигло зернохранилища в Умме.
Продолжало развиваться ремесло. Среди погребального инвентаря были найдены изготовленные из золота, серебра и меди шлемы, топоры, кинжалы и копья, встречаются чеканка, гравировка и зернь.
Помимо внутрирегиональных перевозок на судах, храмы и дворцы осуществляли крупномасштабную межрегиональную торговлю. Эти обширные торговые связи являлись важной составной частью экономики Месопотамии, поскольку лишь за редкими исключениями (например, изготовление гончарных изделий) ремесленное производство находилось в зависимости от снабжения привозным сырьем. Южная Месопотамия не располагала многими материалами, их находки в Уре свидетельствуют об оживлённой международной торговле. Золото доставляли из западных областей Индии, камень для сосудов - из Ирана, серебро - из Малой Азии. В обмен на эти товары шумеры продавали шерсть, зерно и финики.
Тщательный надзор за специалистами-ремесленниками, разделение продукции по отдельным категориям и контроль за ее качеством были важными факторами успеха Месопотамии в развитии торговых связей.
Развитие торговли за пределами Междуречья хорошо прослеживается уже к началу урукского периода, но на протяжении III тысячелетия до н.э. внешние контакты приобрели гораздо большие масштабы и размах. При Саргоне была введена единая система мер и весов. Аккад вёл морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией. Некоторые источники указывают на ввоз готовых товаров, из которых лучше всего известны резные хлоритовые сосуды из иранского селения Тепе-Яхья. Однако наибольшее значение среди всего импортируемого в Месопотамию имело сырье. Привозное сырье перерабатывалось в продукцию, большая часть которой использовалась дома. Пользование предметами, произведенными из привозного сырья, предполагает, что основными экономическими ресурсами самой Месопотамии были труд и его организация.
К
раннединастическому периоду
Своим возвышением город Ашшур обязан своему выгодному географическому положению: здесь пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию металлы (серебро, медь, свинец) и строительный лес, а также золото из Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты сельского хозяйства и ремёсел. Постепенно Ашшур превратился в крупный торгово-перевалочный центр. Наряду с ним ассирийцы основали много колоний за пределами своей страны. Важнейшая из этих колоний-факторий находилась в городе Канесе в Малой Азии (современная местность Кюль-Тепе, недалеко от города Кайсари в Турции). Сохранился обширный архив этой колонии, относящийся к XX-XIX вв. до н. э. Ассирийские купцы доставляли в Канес крашеные шерстяные ткани, массовое производство которых было налажено у них на родине, и вывозили домой свинец, серебро, медь и кожу. Кроме того, ассирийские купцы перепродавали местные товары в другие страны. Отношения членов колонии с жителями Канеса регулировались местными законами, а во внутренних делах колония подчинялась Ашшуру, который облагал её торговлю значительной пошлиной. Торговля с Востоком осуществлялась с помощью судов, плававших по Персидскому заливу, или по суше через горы, тогда как в сообщениях с Западом сочеталось передвижение на вьючных животных и речных судах. Месопотамские торговцы проводили операции с товарами из различных мест, например, с ввезенными экзотическими маслами и деревом с Запада; некоторые из этих товаров продвигались дальше на Восток через Дильмун (современный Бахрейн) или через горные перевалы в обмен на материалы, которые нельзя было получить на Западе. Подобным образом жители Месопотамии получали доступ к товарам из весьма отдаленных мест. Например, лазурит доставлялся из Бадахшана на северо-востоке Ирана через перевалочные базы, подобные Шахр-и-Сохта в Восточном Иране, где были основаны мастерские для изготовления лазуритовых бус.
Характер продукта определял и количество и социальный статус потребителей. Так как производством и распределением продуктов управляли храм и дворец, многими предметами и украшениями владели, конечно, лишь представители немногочисленной элиты. Производство было всецело связано с социальными запросами, и на определенные продукты эти запросы исходили от различных частей общества. Всегда высоким, например, оставался спрос на гончарные изделия, что подтверждается большим количеством находок при археологических раскопках в частности погребального инвентаря. Так, на последних стадиях раннединастического периода эти изделия были наиболее распространенным видом инвентаря в погребениях, как богатых, так и бедных, на "царском" кладбище Ура. Это обстоятельство позволяет предположить, что керамические и некоторые другие изделия были доступны всем слоям общества. И наоборот, довольно небольшое количество изделий, изготовленных из привозных материалов, подобных лазуриту и меди, были найдены лишь в немногих захоронениях, что позволяет сделать предположение о различной доступности этих ресурсов.
Таким образом можно отметить, что, хотя цивилизация Двуречья и была одной из самых ранних, торговля здесь развивалась довольно интенсивно. Торговля велась как с западными землями, так и с восточными, водными и сухопутными путями. Товары ( в том числе из колоний) при ввозе в город тщательно досматривались и облагались значительными пошлинами.
Основу торговли составляли сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия. Ввозилось в страну в основном сырьё.
Расцвет и возвышение страны приходится на время правления Навуходоносора II (Нововавилонская держава) Тогда Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем ее экономического и культурного подъема.
Первые сведения о внешнеторговых связях содержатся в памятниках 6-ой династии в Древнем Египте в начале 3-го тысячелетия до нашей эры, когда египтяне торговали с финикийскими городами и с жителями земель бассейна Красного моря. Затем торговые связи купцов из долины Нила распространились на рабовладельческие государства Двуречья.
Движения купеческих караванов было небезопасным и исторические памятники времен Нового царства в Египте (XV-XII вв. до н.э.) сохранили свидетельства грабежей обозов и жалобы купцов. Содержание дорогостоящей стражи было обременительным для купцов и не всегда эффективным, поэтому на смену расходам на караванную стражу пришли особые сборы – прообраз будущих таможенных пошлин. «Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, поборов, которые впоследствии взимались также городами и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги».
Информация о работе Зарождение и развитие таможенных отношений в государствах Древнего мира