Международное перестрахование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:33, реферат

Описание работы

Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).
В договоре перестрахования участвуют две стороны:
1) страховое общество, передающее риск;
2) страховое общество, принимающее риск на свою ответственность.

Файлы: 1 файл

конспекст перестрахование.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

Целью непропорционального перестрахования со стороны перестрахователя является обеспечение гарантии всем имеющимся финансовым интересам, которые подвержены малому количеству исключительно крупных убытков или большому количеству мелких. С учетом этого различают перестрахование превышения убытков (эксцедент убытка) и перестрахование превышения убыточности по рискам определенного вида (эксцедент убыточности).

Перестрахование на базе эксцедента убытка оформляется договором эксцедента убытка, согласно которому механизм перестрахования вступает в действие только тогда, когда окончательная сумма убытка по застрахованному риску в результате страхового случая (случаев) превысит обусловленную в договоре сумму.

Ответственность перестраховщика сверх этой суммы ограничивается определенным лимитом. В соответствии с потребностями за первым эксцедентом убытка может следовать второй эксцедент и т. д.

Премия, причитающаяся перестраховщикам, участникам договора эксцедента убытка, обычно устанавливается в определенных процентах к годовой сумме брутто-премии по защищенному портфелю страхования. По договорам эксцедента убытка, как правило, не предусматриваются комиссия и тантьема (процент от прибыли) в пользу перестрахователя. Данный тип договора приносит высокую прибыль перестраховщику.

Пример. Участие перестрахователя в покрытии составляет 20 млн.р., лимит перестраховочного покрытия — 30 млн.р. Тогда любой групповой убыток на сумму до 20 млн.р. покрывается цедентом в полной сумме. Если убыток составляет от 20 до 30 млн.р., то цедент покрывает его в сумме до 20 млн.р., а участие цессионария составляет 10 млн.р., Если же убыток составляет 34 млн.р. т. е. выше верхней максимальной границы ответственности цессионария, а лимит его участия в покрытии превышения убытка отсутствует, тогда цессионарий выплачивает страховое возмещение в сумме 10 млн.р., а цедент — в сумме 20 млн.р. (доля собственного участия в покрытии убытка) и плюс 4 млн.р. (дополнительная сумма, превышающая лимит цессионария).

Эксцедент убыточности или договор перестрахования. «Стоп лосс» — это договор перестрахования, по которому перестрахователь защищает по определенному виду страхования общие результаты прохождения дела на случай, если убыточность превысит обусловленный в договоре процент или ее размер. Лимит ответственности перестраховщика устанавливается в пределах определенного процента убыточности — 100 или 105% за год или в сумме. Размер убыточности, сверх которой действует договор, устанавливается с таким расчетом, чтобы перестрахователь не имел возможности извлечь для себя каких-либо финансовых выгод по приходящейся на него доле ответственности.

Цель договора эксцедента убыточности — защита перестрахователя от дополнительной или чрезвычайной потери.

Перестраховщик, заключая договор, принимает обязательство вы равнять перестрахователю превышение убыточности сверх установленного лимита, составляющего, например, 105% от страховых платежей, собранных перестрахователем. В данном случае это означает, что убыточность до 105% будет покрываться перестрахователем за счет собственных фондов.

Размер убыточности, превышающий 105%, покрывается перестраховщиком исходя из условий заключенного договора. В договор обычно вносится запись «убыточность остановлена на уровне 105%» или «стоп-убыточность — 105%».

Для защиты интересов перестраховщика в договор могут вноситься ограничения. Например, в договоре может быть установлена максимальная сумма личной ответственности, 105-130%. Если за данный год убыточность составила 140%, то перестраховщик покрывает только 25% от общей убыточности (130-105), а перестрахователь покрывает 115% убыточности: 105% плюс дополнительно 10% (140 - 30), которые составляют превышение верхнего лимита ответственности перестраховщика(130%).

В перестраховании могут создаваться пулы. Перестраховочный пул представляет собой объединение страховых обществ для перестраховой защиты. Каждое страховое общество проводит страхование самостоятельно, передавая пулу лишь часть принятой ответственности, исходя из своих финансовых возможностей возместить вероятный убыток.

Перестраховочный пул действует как посредник, распределяя передаваемые в перестрахование риски между своими членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
             Сегодня страховая и перестраховочная деятельность утверждена на законодательном уровне, что, несомненно, помогает достичь высот и результатов, о которых раньше можно было только мечтать. Но издать закон это одно, а сделать его работоспособным – другое.  
Мнение советника по правовым вопросам ПО «Москва Ре» Сергея Дедикова, одного из самых компетентных специалистов в этой области, заставляет насторожиться: «Российское законодательство в области перестрахования противоречит общемировой практике. В результате чего, отечественным компаниям все сложнее конкурировать с иностранными, поскольку мы вынуждены предлагать менее комфортные условия оформления договора перестрахования».  
                На сегодняшний день, перестраховочная деятельность регулируется 967 статьей Гражданского кодекса и законом «Об организации страхового дела в РФ». Специалисты считают, что этого не достаточно для полноценной интеграции России в международное перестраховочное сообщество. Возникает проблема качества покрытия. В то же время, количество внесенных поправок не имеет смысла без их основательной проработки. Случаются неприятности и тогда, когда законы создаются теоретиками, теми, кто далек от практической деятельности, и имеют сугубо научную точку зрения. В результате чего, законодательные акты становятся похожими на учебные и методические материалы. 

В действующей редакции 967 статьи непонимание и недовольство вызвал п. 1., гласивший, что риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятой на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика по заключенному с последним договору перестрахования.  
Так как перестрахование выделено в отдельный вид страхования, перестраховщик так же как страховщик принимает на себя долю ответственность за прямой риск. Получается, что перестраховщик страхует того же страхователя, что и страховщик, и его отличие от последнего лишь в том, что в это процедуре объектом страхования становится страховщик. Таким образом по технологии страхования включает перестраховщика в долю страхования прямого риска, что объясняет, почему противоестественно то, что страховой случай в перестраховании по действующим нормативам наступает не одновременно со страховым случаем в прямом страховании. И здесь, безусловно, всегда должны совпадать такие элементы страхового случая, как время его наступления и размер убытков.  
Определение же перестрахования, данное в п. 1 ст. 967 ГК РФ, приводит ко многим неточностям. В результате: 

1. Перестраховочные операции  у российских перестраховщиков  сопровождается появлением целого  ряда дополнительных рисков, прежде  всего, для иностранных перестрахователей, приобретающих перестраховочную услугу в России. Так как, например, некоторые риски, признанные одним судом, могут быть не признанны другим. 

 
2. Происходит сущностный разрыв  объектов страхования и перестрахования.  

 
3. Существенно различаются страховые  случаи по договорам страхования  и по договорам перестрахования. Кроме того, что особенно опасно, различаются даты наступления  страхового случая по договору  страхования и по договору  перестрахования. 

 
4. На практике возникают проблемы  в связи с тем, что по российскому  законодательству (по договору перестрахования) могут страховаться только риски страховых выплат по уже заключенному (вступившему в действие) договору страхования. 

 
5. Определение перестрахования фактически  выводит договоры эксцедента убыточности на другой уровень, по которым перестраховщик принимает на себя ответственность в части превышения над согласованным прогнозом уровня убыточности, фактического уровня убыточности портфеля и основных договоров страхования. 

 
6. В соответствии с международными  обычаями делового оборота, перестраховщики  компенсируют перестрахователям  часть их затрат пропорционально  своей страховой выплате на  урегулирование страхового случая. 

 
Столь же серьезные проблемы создает первая фраза п. 2 ст. 967 ГК РФ:  
1. Прежде всего, арбитражные суды однозначно воспринимают договоры перестрахования как договоры страхования предпринимательского риска, хотя это принципиально разные сделки. 

 
2. Применение к договорам перестрахования  норм закона, регулирующих договор  страхования, также противоречит  общемировой практике.  
Участники рынка всячески стараются минимизировать опасность негативного воздействия на заключаемые ими сделки некорректных норм законодательства. По словам Сергея Дедикова, не должно быть так, чтобы участники рынка при помощи договорных норм «исправляли» положения закона. 

Последние поправки в 967 статью ГК разработал комитет Всероссийского союза страховщиков по перестрахованию в 2004 году. Они фактически, предусматривали введение новой редакции этой статьи. По идее авторов, они должны были исключать все те проблемы, о которых говорилось выше, и создать необходимые условия для дальнейшего развития перестрахования. Статья, как считают авторы законопроекта, должна была перенестись в главу 48 ГК РФ, учитывая, что перестрахование является неотъемлемым элементом современного страхования и представляет собой особую разновидность страховой деятельности. 

Для решения текущих проблем поправки предлагали перестраховщику за обусловленную договором плату возместить другой стороне, в соответствии с условиями договора расходы, связанные с исполнением перестрахователем, своих страховых обязательств, по заключенному им, в качестве страховщика, основному договору страхования. Действие поправки распространялось как на совокупности таких договоров, так и на совокупности основных договоров страхования, которые будут, или могут быть заключены в период действия договора перестрахования. 

К тому же, к договору перестрахования применяются правила, установленные настоящей главой, если договором перестрахования не предусмотрено иное. 

Во время проведения перестраховочной операции, ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик.  
Перестраховщик может в качестве перестрахователя заключать последующие договоры перестрахования, причем как в отношении своих перестраховочных обязательств по основному договору перестрахования, так и совокупности таких договоров. 

Перестраховщик будет обязан исполнять свои обязанности по договору перестрахования, связанные со страховой выплатой, если не докажет, что требование перестрахователя необоснованно и/или не соответствует требованиям закона. 

Однако, как сообщил Сергей Дедиков, поправки не были приняты по причине существования не гласного запрета на внесение поправок в ГК РФ. «Единственное, что нам удалось сделать - добиться внесения дополнений в Закон о валютном регулировании и валютном контроле в 2005 году. Сейчас он легально разрешает осуществлять зачеты по международным договорам перестрахования. Раньше де факто такие операции по договорам облигаторного перестрахования тоже осуществлялись, но были опасения, что в условиях отсутствия специального разрешения, органы валютного контроля рано или поздно начнут привлекать перестраховщиков и перестрахователей к административной ответственности. Например, был случай, когда обслуживающий крупного страховщика банк даже приостановил перечисление валюты, ссылаясь на отсутствие в законодательстве разрешения на зачет валютных обязательств.  
В свою очередь, адвокат Юрий Фогельсон считает существующее сегодня гражданско-правовое регулирование перестрахования (ст.967 ГК РФ) излишним.  
Дело в том, что отношения по перестрахованию – это отношения между страховщиками, т.е. внутри весьма узкой группы лиц. Большинству участников оборота нет дела до тех правил, по которым взаимодействуют между собой страховщики. Так же относятся к этому и сами страховщики – они разработали собственные правила: многочисленные договорные оговорки, деловые обыкновения, по которым и строится деловой оборот в области перестрахования. Гражданскому законодательству нет никакой нужды вмешиваться в эти отношения – перестраховочные отношения интересуют большинство участников оборота лишь с точки зрения финансовой устойчивости страховщиков, а договорная часть перестраховочных отношений мало кого интересует. 

Большинство зарубежных правопорядков не вмешиваются в договорную часть отношений по перестрахованию. В законодательство включается указание на возможность для страховщика перестраховывать свои риски у другого страховщика и на этом регулирование заканчивается. Упоминание о перестраховании в законе необходимо для включения этой деятельность в сферу государственного страхового надзора, но в остальном страховщики строят перестраховочные отношения сами. 

ГК РФ отошел от этого правила, достаточно подробно отрегулировав перестраховочные отношения в ст.967 ГК РФ. В результате мы часто встречаемся с ситуацией, когда деловая практика перестрахования не соответствует правилам этой статьи, и возникают проблемы. Периодически мне приходится встречаться со случаями, когда одна сторона договора перестрахования использует несоответствие деловой практики нормам закона для предъявления формально законных, но, по существу, необоснованных требований к другой стороне. Таких случаев мало – перестраховочные отношения носят весьма доверительный характер – но они, тем не менее, встречаются, и именно такие случаи очень ярко демонстрируют избыточность норм ст.967 ГК РФ. 

Информация о работе Международное перестрахование