Демографическая политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:03, реферат

Описание работы

Демографическая политика в России коренным образом отличается от демографической политики в Китае и направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности. Основным субъектом демографической политики в России является партия власти, т.е. Единая Россия, Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России, Комитет по социальной политике Совета Федерации, думский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи (председатель-член КПРФ Апарина А.В.), президент и председатель совета министров.

Файлы: 1 файл

Демографическая политика в России.docx

— 295.52 Кб (Скачать файл)

На первом из них производился отбор текстов  с помощью поисковых систем по парным комбинациям ключевых слов (словосочетаний). В каждой комбинации одно слово (словосочетание) являлось "демографическим", а другое - "политическим" или "идеологическим". Поскольку подбор ключевых слов играет чрезвычайно важную роль в максимально полном отражении всех политически значимых взглядов и позиций, в список таких слов были включены наименования всех партий и депутатских групп, представленных в Государственной Думе партий, а также - идеологических течений, имеющих сторонников в современной России. "Демографическая" часть парных комбинаций включала наиболее важные в рассматриваемом контексте слова и словосочетания - рождаемость, смертность, миграция, демографическая политика, стимулирование рождаемости и т.д.

При отборе текстов  использовался метод основного  массива. В случае, когда число  текстов, найденных по данному словосочетанию превышало 300, тексты, имеющие порядковый номер 301 и более из дальнейшего рассмотрения исключались. Данное правило повышало эффективность поиска, поскольку с увеличением порядкового номера текста увеличивалась вероятность повтора ранее найденного текста, а в этом случае он все равно подлежал исключению. Кроме того, ряд поисковых систем располагает тексты с учетом частоты цитирования, поэтому те из них, что, находятся в "хвостах" списков, как правило, реже цитируются и, следовательно, имеют наименьшую политическую значимость. По указанным выше соображениям в массив не включались также письма, размещенные в интернет-форумах. В результате первого этапа отбора были получены 2030 текстов, содержащих заданные парные комбинации слов (словосочетаний).

На втором этапе  отбора в массиве были оставлены  только те тексты, которые, одновременно, содержали суждения как политико-идеологического, так и демографического характера. Кроме того, в случае многократного  повторения одного и того же текста на различных веб-сайтах, все копии текста кроме одной также исключались из анализа.

Непосредственной  единицей анализа выступал формализованный  текст - совокупность высказанных в  исходном тексте (текстах) суждений по рассматриваемым вопросам, представленная в виде множества категоризованных переменных. Каждая из таких переменных отражала выраженную в исходном тексте (текстах) позицию по одному из рассматриваемых вопросов. Использовался принцип "один автор - один формализованный текст". В соответствии с этим принципом, все оставшиеся в массиве исходные тексты, принадлежавшие одному автору, сводились в один формализованный текст. Такой подход был обусловлен целями данного исследования, направленного, в первую очередь, не на анализ публикационной активности авторов, а на изучение взаимосвязи политико-идеологических и демографических суждений, а также - вариации таких суждений в различных группах акторов. Таким образом, формализованный текст можно рассматривать как аналог социологической анкеты, заполненной, однако, путем обращения не к самому респонденту, а к написанному им тексту (текстам). Результатом отбора явилось получение массива из 287 формализованных текстов.

Каждый формализованный  текст включал три группы категоризованных переменных: общие характеристики текста; суждения по демографическим вопросам; политико-идеологические суждения. К последней группе относилась, в частности, интегральная переменная "политико-идеологическая направленность текста".

Для определения  политико-идеологической направленности текста была составлена таблица диагностических  признаков. Например, в качестве диагностических  признаков, позволяющих определить направленность текста как либеральную, использовались: примат интересов и  прав личности; принцип "минимального государства"; критика властей  с правозащитных позиций и  т.д. Характерными чертами текстов  умеренно-прагматической направленности являются: политический центризм; взгляд на политические проблемы с государственных  позиций; приоритет практических соображений  по отношению к идеологическим; отсутствие ярко выраженных идеологических предпочтений и т.д. Следует подчеркнуть, что отношение к демографическим вопросам в число диагностических признаков не включалось - это обеспечивало независимость политико-идеологической идентификации текста от высказанных в нем мнений по демографическим проблемам.

Для отнесения  текста к соответствующей группе требовалось, чтобы число признаков, позволяющих отнести его к  данной группе, в 2 и более раза превышало  число признаков, на основании которых  текст можно было бы отнести к  любой другой группе. Если это условие  не выполнялось, или диагностические  признаки отсутствовали, текст признавался неидентифицируемым. В результате использования данной процедуры тексты распределились следующим образом (в %): коммунистической и леворадикальной направленности - 9,7; социал-демократической - 8,7; умеренно-прагматической - 17,0; либеральной - 15,6; религиозно-православной - 8,0; националистической - 8,0; направленность текста не идентифицирована - 33,2.

Демография  как зона идеологического  конфликта

Демографическая политика, представляет собой не только policy (целенаправленную стратегию государства), но и politics (сеть отношений между политическими акторами по поводу демографических проблем). Для демографической политики, как и для современной социальной жизни в целом, характерна дифференциация ролей различных групп акторов, специализирующихся на выполнении определенных функций. В то же время, разработка и реализация эффективной демографической политики немыслима без процессов интеграции, достижения компромиссов и создания коалиций между различными группами акторов. Ниже мы попытаемся рассмотреть формирование демографической политики как комплекс процессов социальной дифференциации и интеграции.

Процессы дифференциации проявляются, среди прочего, в острых дискуссиях по демографическим проблемам  российского общества. Идеологическая подоплека таких дискуссий, заметная уже при первом обращении к  теме, подтверждается и статистическим анализом (таблица 1). Новейшая демографическая  история страны в точном соответствии с известным тезисом М.Н. Покровского  предстает сегодня "политикой, опрокинутой  в прошлое". Трактовка причин демографического кризиса, лексика, используемая при  его описании, муссирование темы или  ее замалчивание в значительной степени  определяется политико-идеологическими  воззрениями авторов.

Таблица 1. Статистические характеристики распределения текстов  различной политико-идеологической направленности по отношению к причинам и возможным путям выхода из демографического кризиса

Обсуждаемый вопрос Теснота связи между мнением  по данному вопросу  и политико-идеологической направленностью  текста (коэффициент  Крамера)* Относительная энтропия распределения  мнений Частота обсуждения вопроса  в текстах различной  политико-идеологической направленности (в % к числу Текстов соответствующей направленности)**
Л УП СД К РП Н
Оценка  демографической  ситуации
Характер  демографической ситуации 0,403 0,205 35,6 44,9 52 71,4 69,6 78,3
Последствия низкой рождаемости 0,734 0,189 2,2 10,2 32 25 30,4 43,5
Причины кризиса
Роль  реформ в демографическом кризисе  0,718 0,895 17,8 4,1 36 60,7 13 52,1
Роль  реформ в росте смертности в 1990-е  гг. 0,733 0,837 8,9 16,3 36 57,1 13 13
Низкая  рождаемость в России – результат  низкого уровня жизни? 0,574 0,989 8,9 14,3 44 17,9 13 43,5
Пути  выхода из кризиса
Государственное стимулирование рождаемости 0,659 0,384 11,1 32,6 22,4 17,9 39,1 39,1
Планированию  семьи, пропаганда контрацепции 0,661 0,748 11,1 10,2 12 21,4 30,4 30,4
Запрет  абортов 0,757 0,993 8,9 4,1 4 14,3 39,1 13
Регулирование миграции 0,679 0,881 55,5 38,8 48 14,3 - -

* Все приведенные  значения коэффициента статистически  значимы при уровне значимости 0,05. 
** Политико-идеологическая направленность текстов: Л - либеральная; УП - умеренно-прагматическая; СД - социал-демократическая; РП - религиозно-православная; К - коммунистическая или леворадикальная; Н - националистическая.

Так, обсуждение причин демографического кризиса наиболее характерно для текстов оппозиционной  политико-идеологической направленности - коммунистической (60,7% таких текстов) и националистической (52,1%). При этом в качестве основной причины демографического кризиса называются реформы - в 94,1% и 58,3% соответствующих текстов. В текстах  либеральной направленности данный вопрос обсуждается значительно  реже (17,8% таких текстов), причем в  большинстве из них (75,0%) делается вывод  о том, что снижение рождаемости  и повышение смертности в России девяностых годов было либо "демографическим  эхо" советского прошлого, либо следствием общемировых закономерностей. Авторы текстов умеренно-прагматической направленности, вообще не склонны углубляться в  вопрос о том, "кто виноват", а в случае обращения к нему объясняют причины кризиса комплексом факторов, охватывающих как советский, так и российский период истории  страны (88,9% текстов данной направленности, обсуждающих причины роста смертности в 90-е годы). Для религиозно-православных текстов характерна особая позиция - во всех них подчеркивается, что  причины снижения рождаемости и  роста смертности лежат не в экономической, а в духовной сфере - неправильном нравственном восприятии семьи, потере смысла жизни, озлобленности и т.д.

Столь же очевидна и зависимость между политико-идеологическими  воззрениями и видением выхода путей  из кризиса. Так меры государственного материального стимулирования рождаемости  реже всего обсуждаются в текстах  либеральной направленности (11,1% таких  текстов), причем в 60,0% из них высказывается  мнение о нецелесообразности или  принципиальной неприемлемости таких  мер. Для подавляющего большинства  остальных текстов, напротив, свойственно  позитивное отношение к мерам  экономического стимулирования рождаемости. Наиболее часто такие меры обсуждаются  в религиозно-православных и националистических текстах (в обоих случаях - в 39,1% таких  текстов), а также в 32,6% текстов  умеренно-прагматической и 22,4% - социал-демократической  направленности.  
Тесно связанным с политико-идеологическими воззрениями оказывается и отношение к планированию семьи и пропаганде контрацепции. Чаще всего этот вопрос обсуждается в текстах националистической и религиозно-православной направленности (соответственно, 34,8% и 30,4% таких текстов), причем почти для всех них (85,7% в первом случае и 100% во втором) характерно резко отрицательное отношение к планированию семьи. В текстах либеральной, умеренно-прагматической и социал-демократической направленности данный вопрос обсуждается намного реже (соответственно в 11,1%, 10,2%, 12,0% таких текстов) и, как правило, в положительном ключе (76,9% суммарного числа текстов данных направлений, затрагивающих этот вопрос).

Вопросы миграционной политики наиболее часто вопросы  рассматриваются в текстах либеральной  и умеренно-прагматической направленности (соответственно, 55,5% и 38,8% таких текстов). При этом сталкиваются две точки  зрения. Одна из них - правозащитная, при которой во главу угла ставятся интересы мигрантов, а опасности, связанные с неконтролируемой миграцией не упоминаются или объявляются преувеличенными. Другая, прагматическая точка зрения фокусирует внимание на условиях, при выполнении которых миграция может стать благом, а не бременем для России. Первая точка зрения характерна для текстов либеральной направленности (82,1% общего числа таких текстов, затрагивающих вопросы миграции), вторая - для текстов умеренно-прагматической направленности (соответственно, 89,5%).

Формирование  демографической  политики: дифференциация социально-ролевых  функций

Еще одним проявлением  процессов дифференциации является специализация социально-ролевых  функций основных участников формирования демографической политики. К их числу относятся: эксперты (как правило, - ученые); политики (различающиеся, в свою очередь, по принадлежности к тем или иным ветвям власти или частям политического спектра); средства массовой информации; политические партии и движения; неправительственные (общественные) организации. Особую роль играет население, выступающее, одновременно, и в качестве объекта политических и идеологических воздействий и в роли верховного сюзерена, от действий которого, в конечном счете, зависит изменение демографической ситуации.

Эксперты. Контент-анализ рассматриваемого массива текстов методами непараметрической статистики свидетельствует о крайней неоднородности позиций экспертного сообщества, в рамках которого представлены группы ученых, придерживающихся диаметрально противоположных взглядов на демографические проблемы. Значения относительной энтропии мнений экспертов, высказывающихся в сетевых СМИ или размещающих свои аналитические материалы во "всемирной паутине", оказываются заметно выше, чем у политиков, независимо от того, идет ли речь о демографическом прошлом, настоящем или будущем России (таблица 2).

Таблица 2. Статистические характеристики распределения текстов, принадлежащих различным группам  акторов, по отношению к причинам и возможным путям выхода из демографического кризиса

Обсуждаемый вопрос Наиболее  распространенное мнение и его частота  в текстах политиков, публицистов, экспертов %* Относительная энтропия распределения  мнений по рассматриваемому вопросу в текстах, принадлежащих
политикам публицистам** экспертам***
Оценка  демографической  ситуации
Характер  демографической ситуации Крайне неблагоприятная  ситуация, кризис, катастрофа (97,1;97,0;82,8) 0,119 0,141 0,524
Отношение к возможным последствиям низкой рождаемости Могут оказаться  весьма тяжелыми (100,0; 92,3; 80,0) 0 0,294 0,572
Причины кризиса
Роль  реформ в росте смертности в 1990-е  гг. Повышение смертности лишь отчасти связано с проведением  реформ (65,0; 21,7; 29,4) 
Рост смертности – главным образом – результат реформ (30,0; 55,3; 50,0).
0.720 0,797 0,841
Низкая  рождаемость в России – результат  низкого уровня жизни? В условиях современной  России – отчасти да (52.4;32.0;45.5) 0,846 0,999 0,971
Пути  выхода из кризиса
Отношение к мерам государственного стимулирования рождаемости Позитивное (93,9; 82,1; 78,6%) 0,245 0,536 0,596
Отношение к миграции Условно положительное (75,6; 40,7; 62,5). Безусловно положительное (21,6; 53,1; 12,5) 0,776 0,798 0,819

Информация о работе Демографическая политика в России