Социальное поведение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2010 в 18:37, Не определен

Описание работы

1. Система ценностей как основа социальной деятельности индивида
Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Разница между ценностями и нормами заключается в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм.
Философами ценность рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, которые оцениваются в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т. п.; способы и критерии, на основании которых оцениваются соответствующие явления (установки, оценки, запреты, цели или проекты).

Файлы: 1 файл

социэология.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

2.4. Социальная роль  искусства, средств  массовой информации, агитации и пропоганды, как источников страхов   

 Из предыдущего  параграфа вытекает вопрос об  источнике страха. Кто передает  общее представление о страхах,  страха как социокультурного феномена, так как социализация как культурная, так и социальная не упирается только в рамки семьи как ячейки общества и ближайшего окружения. С каждым годом, в связи с развитием средств массовой информации как общественных институтов, люди получают эту информацию во всё большем объёме от них. Отсюда становится понятной важная роль тех общественных явлений, которые имеют своим главным назначением воздействовать главным образом на чувства-эмоции людей.  
    Люди получают свои страхи, как было сказано выше, из двух главных источников: "из первых рук", то есть из собственного опыта и опыта семьи, и из "вторых рук", то есть от других людей, с которыми они вступают в коммуникацию, и из социальных и культурных институтов. В древности источником первичной информации был опыт индивидуума и его рода, обычно несколько десятков человек, которые находились в кровнородственных отношениях и знали друг друга лично. Исчерпывающим источником вторичной информации была культурная память сообщества, выраженная в мифе. В современных обществах, первичным источником страхов тоже выступает личный и семейный опыт индивидуума. Но в то же время, огромную социальную роль приобретает искусство, СМИ, и др. средства пропаганды. Семья, в сравнении с древностью, претерпела разительные перемены не только в численности входящих в неё членов, но также и в степени общности разделяемых ими ценностей и идей. Обычный конфликт поколений и наличие подчас резко различных убеждений касаются и страхов. Опыт дедов, как и их страхи, оказываются совершенно эмоционально и интеллектуально далёкими. Поколения могут испытывать только различные страхи.  
    Всего несколько десятилетий назад наши деды и прадеды испытывали глубокий трепет перед государственной машиной, этот страх настолько укоренился в умах, что люди его со временем стали считать должным. Сейчас, совершенно иная ситуация…  
   Вторичным источником информации, из которых индивид черпает страхи, являются культурные и социальные институты, и, прежде всего это СМИ, образовательные институты, искусство и литература. Он получает её также в процессе личной коммуникации или визуальным наблюдением за так называемыми "лидерами общественного мнения". Гигантское разрастание значения вторичной информации, принципиальная её всеохватность и планетарные масштабы - факторы, имеющие первостепенную важность.  
    Питирим Сорокин, рассматривая влияние газет, агитационных листовок, пропагандистских воззваний, и плакатов, зажигательных речей, демонстративных поступков или манифестаций, основываются не на том, что они чему-то учат, что в них даются те или иные знания, что они воздействуют на разум читателей или слушателей, а на том, что они затрагивают чувства-эмоции и влияют главным образом на них. Их лозунги и призывы приводят в движение подсознательные течения чувств, заставляют их предпринимать определённые поступки - индивидуальные или массовые. Газета, наполненная длинными рассуждениями, хотя и верными, научно доказывающая что-либо, будет плохой газетой. Они не смогут оказать того влияния, которое сыграет, "горячая", "страшная", порой абсурдная статья, задевающая остро чувства людей. Научной газетной статьи большинство читателей не прочтёт, длинного воззвания - не дочитает, скучной речи не дослушает; зажигательные же речи и статьи прослушивают и прочтут все; они отразятся в душе каждого, о них будут говорить все.  
    Если спроецировать это на современную жизнь, то выйдет, то же самое. Люди смотрят по телевизору, у них зажигается интерес к тому, что вызывает выделение определённого количества эмоций. Телевиденье, почувствовав коньюктуру в обществе, в погоне за рейтингами, на первое место в информационных выпусках часто ставят новости, о то, что где-то произошел очередной террористический акт, совершено заказное убийство, к планете Земля летит комета, ожидается наводнение и другие подобные случаи.  
    Вот почему подобные средства воздействия на общественную жизнь имеют большое влияние, вот почему всякая власть, всякая партия, всякая группа людей, желающих играть роль, прежде всего, стремится обзавестись газетами, частотами и так далее. Это особенно ярко проявляется во время избирательных компаний. Здесь же видны и приёмы воздействия на чувство. Современные грязные предвыборные технологии, обрисовывают политического противника, с такой стороны, что за него боятся по каким либо соображениям голосовать. Известно, что эти методы действуют, известно, что от самой нелепой клеветы всегда что-нибудь да остаётся. Взбудораженные эмоции не затихают, отражаются на голосовании, на всём поведении людей и на всей общественной жизни.  
 
    То же в большей степени применимо, говорит Сорокин, и к искусству. Его социальная роль покоится на том же факте влияния чувственно-эмоциональных переживаний человека. Музыка, стихи, интересные романы, песня, картина нас не кормят, не защищают от опасностей, а были и остаются средством удовлетворения наших чувственно-эмоциональных потребностей, средством разжигания одних эмоций, возбуждения других, подавления третьих. Их учительская и образовательная роль состоит не столько в сообщении знаний, сколько в возбуждении и изменении наших чувственно-эмоциональных состояний. Переделать наше чувственно-эмоциональное состояние - они смогут без особого труда. А через чувства-эмоции они переделывают и всё наше поведение, влияют и на всю общественную жизнь. Под музыку люди ходят на смерть. Зародившись на почве потребности в чувственно-эмоциональных переживаниях, с тех пор искусство во всех формах было и остаётся распространённым и излюбленным средством воздействия на чувства людей, а через них - на их поведение и всю социальную жизнь.    
 

 Подведя итоги  первой главы, укажем, что личность  живёт и развивается в определённой  культурной среде. Социализируясь  по средством образовательных институтов, СМИ, искусства и литературы индивид помимо, безусловно, полезных знаний, навыков, чувств получает определённые тревоги и страхи данного общества.  
    Чувства-эмоции, в частности страх, носят с одной стороны - пассивный характер, существуют объективно, не завися от нас на генетическом уровне, а с другой - активный, вынуждая нас определённым образом действовать, чтобы избежать конкретной дискомфортной ситуации, в настоящем или в будущем, либо свести потери от неё к минимуму.  
    Нам известно, что страх обладает огромной заразительной способностью. Политиками, идеологами проводится практика навязывания страхов обществу, следовательно, каждый из них стремится объяснить существующее положение вещей, как неудовлетворительное, значит, требующее реконструкции. Влияние на чувства-эмоции имеет большое значение, ибо такая возможность может привести к изменению каждодневных действий человека-общества.  
     Сорокин приходит к тому, что человеческое поведение имеет факт обусловленности, оно не случайно не случаен и ход исторических событий. Человек и его история оказываются чрезвычайно сложными явлениями, и объяснить их с помощью какого-либо одного принципа - дело безнадёжное. Не исследовав социально-психических раздражителей и всей социальной среды, созданной другими поколениями и воплощенной в других людях, в материальной и духовной культуре, не учтя всё это, - мы не поймём ни поведение отдельных людей, ни общественной жизни, ни ход истории вообще.
 
 

   Актуальность. К числу социальных проблем, отражающих кризисное состояние современного российского общества, относится  регулирование социального поведения  личности. Об этом свидетельствует  рост девиантного социального поведения, отдельные виды которого (наркомания, алкоголизм, суицид) угрожают депопуляцией. При этом длительность проявления девиантного характера социального поведения определяет изменение функционального состояния социума. Общество сегодня само воспроизводит такие формы социального поведения, как маргинальное, преступное, манипулятивное, эгоистическое предпринимательское, деструктивное трудовое и другие, порождающие различные социальные патологии.

   Проблема  регулирования социального поведения  связана с утратой личностью  своей прежней социальной идентификации, которая является первичным основанием для поведенческой ориентации. Разрушилась  система высших, надличностных, гуманистических ценностей, определявших смысл общественного и личностного бытия, в результате этого наблюдается девальвация самой человеческой жизни. Человек «потерял себя» в плане социально практическом, он начинает играть то одну социальную роль, то другую, и нередко сама жизнь кажется ему бессмысленной. Таким образом, рассогласование его ценностного мира, смещение норм и идеалов, законного и незаконного, должного и сущего приводит к нарушению регуляции отношений в обществе и безответственности личности за свои социальные действия.

   В свете сказанного ясно, как важны  в настоящее время исследования, которые показывают, что представляет собой социальное поведение современного человека, в силу каких особенностей оно является «мало» управляемым, и  каким принципам должна отвечать система

   4

   его регулирования. Исчерпывающие ответы на эти вопросы нельзя дать без  философского анализа социального  поведения личности, позволяющего раскрыть содержательно-смысловой аспект рассматриваемого феномена. Результатом такого анализа  может быть открытие новых возможностей для управления социальными процессами, их диагностики и описания.

   Актуальность  теоретического осмысления социального  поведения определена также возрастанием в научной литературе исследований согласно антропоцентристскои парадигме социального познания и управления. Становится все более заметной в работах ученых тенденция рассматривать те или иные проблемы управления во взаимосвязи с уникальностью, неповторимостью человеческой личности, а также обращение к основаниям ее действий и поступков. Особое внимание привлекают вопросы, связанные с изучением процессов самоорганизации, самоопределения человека в сфере своей социальной практики согласно его жизненным смыслам. Эти исследования в области управления требуют дальнейшего более глубокого философского осмысления.

   Философское исследование социального поведения  необходимо и для оценки особенностей бытия современного человека, его  личностного статуса, а также  условий формирования активности каждого  человека как реального субъекта социального взаимодействия, что  является важным, так как жизнедеятельность  общества в целом может как сочетается, так и вступать в противоречие с пассивностью конкретных людей, инфантильностью их поведения. Этот аспект изучения социального поведения предполагает решение вопроса гармонии и дисгармонии взаимоотношений индивида и общества.

   Итак, необходимость изучения социального  поведения личности обусловлена  потребностями развития как философского социального знания, так и управленческой науки, их интеграции, на основе которой

   5

   возможно  их взаимное обогащение и решение  вопросов социального будущего человека и общества. Философское понимание  социального поведения личности позволяет определить задачи и средства социального управления для решения  актуальных проблем как теории управления, так и развития демократического общества в целом.

   Степень научной разработанности проблемы. Проблема социального поведения  личности не является новой для социально-гуманитарных наук. В работах целого ряда ученых, принадлежащих к различным направлениям психологии, социологии, культурологии, права, этики предпринимались попытки осмысления этого феномена. На сегодняшний день в научной литературе накоплен большой объем материалов теоретических и практических исследований детерминации и мотивации социального поведения.

   Так, в психологии социальное поведение  было рассмотрено би-хевиористами (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер), которые представили эмпирический подход к поведению как внешнему проявлению психической активности в виде реакций организма на стимулы окружающей среды. Под влиянием критики последователи бихевиористов отказались от тезиса линейной детерминации поведения. В трудах таких западных ученых, как У. М. Даугалл, Дж. Г. Мид, Э. Мэйо, Э. Толмен, Д. Хоманс, Т. Шибутани, рассматривается сложная система детерминант социального поведения и конструируются активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию социального поведения. Можно сказать, что западные психологи акцентируют внимание на изучении отдельных компонентов системы детерминации социального поведения: бессознательном (например, 3. Фрейд); врожденных инстинктах (М. Даугалл); когнитивной сфере (Ж. Пиаже); принципе подражания, психического заражения (Г. Тард, Г. Лебон); непосредственного контакта между индивидами (Д. Хоманс).

   6

   В отечественной психологии преобладает  деятельностный подход к изучению социального поведения, представленный исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Становлению этих школ способствовали работы Л.С. Выготского, его концепция истории культуры как развития системы знаков, служащих для управления поведением человека. Отечественные психологи акцентируют свое внимание на анализе потребностей (А.В. Петровский), чувств, интересов, идеалов, мировоззрения (С.Л. Рубинштейн), установок (А.Г. Асмолов) в качестве побудительных сил социального поведения.

   Социология  изучает социальное поведение человека как представителя больших социальных групп, субъекта социального взаимодействия. Социологическая парадигма социального  поведения уходит корнями в традиции американской социологии, развивавшейся  в рамках позитивной социальной ориентации, которая начала формироваться в 20-е гг., а уже в 50 - 60 гг. на нее  ориентировалось большинство западных социологов как в теоретических, так и эмпирических исследованиях. Социальное поведение рассматривается в логике социального действия, теория которого разработана М. Вебером, Ф. Знанец-ким, Р. Макайвером, Г. Беккером, В. Парето, Т. Парсонсом, Ю. Ха-бермасом. Интересны работы Ж. Фурастье, в которых автор подчеркивает сложность современного управления и акцентирует внимание на отсутствии равновесия между социальными и биологическими началами в поведении человека.

   Современные отечественные социологи B.C. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, Ж. Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, В.М. Ше-пель, В.А. Ядов рассматривают социальное поведение как социальные действия индивидов или социальных групп. Целенаправленное поведение личности анализируют в работах Э.М. Коржевой, Н.Ф. Наумо-

   7

   вой. Социального поведения в аспекте  его отклонения от норм является предметом  исследований Я.И. Гилинского, Н.В. Кудрявцева.

   Признавая основательность всех перечисленных  исследований, необходимо подчеркнуть  тот факт, что в области изучения социального поведения личности остаются такие нерешенные вопросы, как взаимосвязь различных детерминант  социального поведения, классификация  его регуляторов, принципы управления поведением личности в контексте  постиндустриального общества, социально-антропологические  механизмы поддержания равновесия в обществе, процессы самоорганизации  посредством изменения поведения  человека применительно к трансформирующимся социальным позициям и нормативным  границам и т.д.

   Что касается самой науки социального  управления, то следует отметить, что  на данный момент она находиться в  процессе становления, несмотря на то, что проблемы социального управления приковывали к себе внимание на всех этапах развития человеческого общества, и им отводилось ведущее место  в системе взглядов таких выдающихся мыслителей, как Конфуция, Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Г. Гегеля.

   Современные теоретики управления ориентируются, как правило, на механистические  представления бихевиоризма, согласно которым результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное, линейное, предсказуемое следствие приложенных  усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие - желаемый результат.

   На  сегодняшний день происходит формирование новой синерге-тической теории управления, исследующей процессы самоорганизации в природных, социальных, когнитивных системах. Ее основоположниками являются Г. Хакен и И. Пригожий. Согласно их мнению, управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок, опасных действий против собственных тенденций системы и

   строится  на основе осознания того, что вообще возможно в данной среде. Ученые говорят  о необходимости согласования управленческих воздействий с внутренней логикой  развития объекта управления. Становление такого типа управления, который предполагает соответствие управляющего и управляемого не только в функциональном, структурном, информационном отношении, но и в содержательно-смысловом, требует нового философского видения социального поведения личности.

Информация о работе Социальное поведение личности