Россия на мировом рынке услуг: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2016 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда.
Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

В начале 80-х годов на заседаниях органов ГАТТ также периодически стал подниматься вопрос о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Это было связано с невиданными масштабами, которые повсеместно приобрели торговля товарами с поддельными товарными знаками, видео- и компьютерное пиратство, использования чужих научных и конструкторских разработок. Помимо того, что компании, являющиеся владельцами товарных знаков, терпят колоссальные убытки от подобного рода “конкуренции” (не говоря уже о моральном ущербе), речь зачастую идет о жизни и здоровье людей, поскольку подделываться стали уже детали авиационных двигателей и автомашин, медицинские препараты. Исследования, проведенные в этой области, показали, что существующие международные конвенции по охране прав интеллектуальной собственности не предоставляют надежных гарантий против пиратской практики. По этой причине предлагавшимся выходом была разработка специального соглашения в рамках ГАТТ, которое позволяло бы применять торговые санкции к странам, злостно нарушающим права интеллектуальной собственности[3] .

Помимо упомянутых вопросов, получивших название “новых проблем” (и охватываемых сегодня уже рамками ВТО), в рамках ГАТТ осталась масса “старых”, традиционных проблем, которые также все настойчивее требовали своего решения.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась внешнеэкономическая либерализация в России. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции внутри страны. Открытие российского рынка перед международными корпорациями в одностороннем порядке (может быть вынужденное, но не всегда достаточно взвешенное), наплыв импорта (часто недоброкачественного) не стимулировали формирование рациональной структуры потребления и совершенствования материальной базы производства.

Помимо либерализации внешнеэкономического фактора существует и противоположная тенденция - сохранение, а иногда и усиление протекционистских тенденций в торгово-экономических связях различных стран и их экономических группировках. Так, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией тарифы остаются высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный. Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев. Например, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды, что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор. Сопротивление уменьшению тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные товары и другие, связанные с ними барьеры в мировом масштабе достигают в среднем 40%[4] .

Несмотря на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран после переговоров “токийского” раунда составила лишь около 5%, средние показатели далеко не полно отражали реальный уровень таможенно - тарифного обложения. Так, в ЕС, Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10%, приходилось соответственно 21,5, 17,1 и 16,0% общего количества тарифных позиций. Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т.е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была и низкая доля “связанных” (т.е. не изменяемых в сторону повышения) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, у развивающихся - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки.

Традиционно болезненной темой для ГАТТ была торговля сельскохозяйственной продукцией. Исторически сложилось так, что под предлогами “особой социальной значимости” или “обеспечения продовольственной безопасности” рядом стран (США, Швейцария, ЕС, Япония) этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГАТТ. Так, еще на начальном этапе существования Генерального соглашения США, ссылаясь на национальное законодательство, добились от партнеров узаконенного изъятия своего сельскохозяйственного сектора из-под действия правил ГАТТ. Это позволило им вводить импортные количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию.

Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями «добросовестной», «справедливой» торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Россия на мировом рынке услуг

4.1. Роль и место Российской Федерации

В настоящее время роль России на мировом рынке услуг очень мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 2012 году около 1,2%  (44 млрд. долл.) – 23 место и 2% (70 млрд. долл.) – 16 место. По итогам 2014 г. Россия заняла 22-е место в списке крупнейших экспортеров услуг, значительно уступая лидеру - США (в 10,7 раз), странам ЕС, новым индустриальным странам и территориям Азии (республике Корея, Сингапуру, Гонконгу).

Публикация Всемирной торговой организации (ВТО) International Trade Statistics 2015, обосновывая разделение существующего перечня услуг на 3 группы (транспортные услуги, поездки, другие коммерческие услуги), дает детальное представление о положении Российской Федерации на мировом рынке услуг.

Анализируя данный документ, можно сделать следующие выводы относительно вклада России в каждую из вышеуказанных групп услуг.

Во-первых, в мировых продажах транспортных услуг доля РФ составила в 2013 г. 1,9% и оказалась равной 14, 9 млрд. долл. (на 21% больше, чем в 2012 году). Это позволило РФ занять 8 место среди крупнейших экспортеров этого вида услуг (ЕС – 1 место, США – 2, Япония – 3, затем Республика Корея, Китай, Сингапур, Гонконг (Китай) и Норвегия). 

В импорте транспортных услуг РФ в 2012 году заняла 13 место (ЕС – первое место, США – 2, Китай – 3, затем Япония, Индия, Республика Корея, Сингапур, ОАЭ, Таиланд, Канада, Гонконг (Китай), Австралия и Саудовская Аравия), импортировав услуг на 12 млрд. долл. (на 27% больше, чем в 2012 году).

Во-вторых, по статье «туристические услуги» в 2012 г. РФ не вошла в топ-15 лидирующих стран по предоставлению данного вида услуг, заняв 30 место (доля РФ составила менее 1%). В покупке услуг по данной статье РФ заняла 6 место (ее доля составила 3,1%  - 26,5 млрд. долл., что на 27% больше, чем в предыдущем году), пропустив перед собой ЕС, США, Китай, Канаду и Японию.

В-третьих, в экспорте других деловых услуг доля РФ составила в 2013 г. 1% и оказалась равной 20,1 млрд. долл., что на 3% больше, чем в 2012 году. Это позволило РФ занять 12 место среди крупнейших экспортеров услуг по данной статье (ЕС – 1 место, США – 2, Индия – 3, затем Китай, Япония, Сингапур, Свазиленд, Гонконг (Китай), Канада, Республика Корея и Тайбэй (Китайская Республики)).  В импорте этого вида услуг РФ в 2013 году заняла 10 место (ЕС – 1 место, США – 2, Япония – 3, затем Китай, Индия, Сингапур, Республика Корея, Канада и Бразилия), импортировав услуг на 31,7 млрд. долл. (на 10% больше, чем в 2012 году).

Группа «другие коммерческие услуги» разграничена, в свою очередь, на несколько подвидов. Краткая характеристика положения РФ среди других стран по экспорту/импорту каждого из данных в приложении 3 видов услуг выглядит следующим образом:

  1. услуги связи: место РФ на мировом рынке экспорта указанного подвида услуг – 6 (1,9%); на мировом рынке импорта указанного подвида услуг – 4 (2,9%);
  2. строительные услуги: место РФ на мировом рынке экспорта указанного подвида услуг – 4 (3,8%); на мировом рынке импорта указанного подвида услуг – 4 (6,7%);
  3. страховые услуги: РФ не вошла как в десятку ведущих стран-экспортеров, так и в десятку ведущих стран-импортеров  указанного подвида услуг, так как ее доля составляет менее 1% в экспорте и в импорте соответственно;
  4. финансовые услуги: РФ также не вошла в  десятку крупнейших стран-экспортеров указанного подвида услуг – ее доля составляет менее 0,7%; в импорте РФ с долей в 1,5% (1720 млн. долл.) заняла десятое место среди лидирующих стран-импортеров;
  5. компьютерные и информационные услуги: РФ не вошла в  десятку крупнейших стран-экспортеров указанного подвида услуг – ее доля составляет менее 0,8%; в импорте данного вида услуг РФ с долей в 1,6% (1884 млн. долл.) заняла девятое место;
  6. роялти и лицензионные платежи: РФ также не вошла в  десятку крупнейших стран-экспортеров указанного подвида услуг – ее доля составляет менее 0,3%; в импорте услуг по данной статье РФ с долей в 2% (4107 млн. долл.) заняла девятое место;
  7. другие бизнес услуги: РФ также не вошла в  десятку крупнейших стран-экспортеров указанного подвида услуг – ее доля составляет менее 1,9%; в импорте по данной статье РФ с долей в 2,2% (12437 млн. долл.) заняла девятое место среди крупнейших стран-импортеров;
  8. личные, культурные и рекреационные услуги: место РФ на мировом рынке экспорта указанного подвида услуг – 9 (1%); на мировом рынке импорта указанного подвида услуг – 8 (2,6%).

Более подробно динамику экспорта/импорта по данной группе услуг можно изучить по гистограмме 1. [Приложение 1].

Анализируя все вышесказанное, можно констатировать следующий факт. Доля России на мировом рынке услуг очень мала (импорт-2%, экспорт-1,2 %), а в отдельных секторах вообще находится на отметке ниже 0, 5%. Однако при рассмотрении отдельных секторов более подробно, нельзя не отметить, что существующий потенциал вполне позволит России наращивать динамику роста своего участия в мировой торговли услугами.

 

4.2. Внешняя торговля России услугами

В 2014 году внешнеторговый оборот услуг составил 144 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 20,5%, подробнее см. гистограмму 2 [Приложение 2].

Потоки операций, отраженные по статье транспортные услуги, в 2014 году характеризовались, как и в прошлом году, преобладанием экспортных операций над импортными, что объясняется как конкурентными тарифами, предлагаемыми российскими перевозчиками, так и выгодным географическим положением страны.

В структуре экспорта транспортных услуг на протяжении многих лет наибольший удельный вес составляют грузовые перевозки, в 2014 году – 37,3%. (из них 30% пришлось на воздушный транспорт, 28% на трубопроводный транспорт, 22,4% на железнодорожный транспорт, 12,5% на водный транспорт, 6,1% на автомобильный транспорт, 1% на космический транспорт).

В 2014 г. основным видом транспорта, обслуживавшим международный пассажирский поток, оставался воздушный, его доля практически не изменилась (92,3%).  На долю железнодорожного транспорта пришлось 6,4% перевозок. В их структуре традиционно доминировали операции со странами СНГ: из 0,3 млрд. долларов США экспортных поступлений ОАО «РЖД» в 2013 году на долю стран Содружества пришлось 89%. На долю автомобильного транспорта пришлось 1,2% пассажирских перевозок.

Импорт транспортных услуг в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 30% и составил 15,3 млрд. долл. США.

В структуре грузоперевозок доминировали воздушные (49%) и водные (38%); на долю железнодорожного транспорта пришлось 6%, автомобильного – 7%. Как и в предыдущие годы, импорт грузовых перевозок преимущественно предоставлялся резидентами стран дальнего зарубежья; их доля составила 90%.

Оборот строительных услуг в 2014 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,7 млрд. долл. США и составил 8,7 млрд. долл. Отрицательное сальдо в этом сегменте внешней торговли выросло (2,5 млрд. долл. США в 2014 году против 1,7 млрд. долл. США годом ранее).

В структуре услуг связи традиционно доминируют и определяют динамику всего показателя телекоммуникационные операции - их доля в экспорте и импорте равняется 91,5% и 99,3% соответственно.

Одним из наиболее перспективных направлений деятельности на мировом рынке услуг является предоставление прав на использование лицензионного объекта. Такие операции регистрируются в балансе услуг по статье «роялти и лицензионные платежи».

Российская экономика является нетто-импортером данных услуг, отрицательное сальдо составило в 2014 году 5,2 млрд. долл. США, в предшествующем году – 4,4 млрд. долл. США.

Анализ видовой структуры российских услуг, предоставленных внешним потребителям, указывает на возрастающую роль прочих деловых услуг. Если в 2005 году на их долю приходилось 12% совокупного экспорта, то в 2007 – уже 22% , а в 2012 году этот показатель составил 28%.

Оборот деловых, профессиональных и технических услуг в 2014 году составил 30 млрд. долл. США.

Экспорт деловых, профессиональных и технических услуг составил 14,3 млрд. долл. США. В его структуре доминировали услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях; реклама и маркетинг; консалтинговые услуги. Операции, не классифицированные по отдельным статьям баланса услуг (прочие услуги), составили 2,3 млрд. долл. США или 20% от совокупного показателя деловых, профессиональных и технических услуг.

Кроме того, выросли объемы оказанных услуг в сфере культуры и отдыха (на 4%), а также значительно увеличились по статье «государственные услуги» (на 34%).

Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом. В 2014 году по-прежнему преобладала ориентация российских компаний на торговлю услугами с резидентами стран дальнего зарубежья, доля которых, во внешнеторговом обороте по сравнению с предыдущими годами практически не изменилась и составила 86%. Отрицательное сальдо баланса услуг по этой группе стран расширилось до 37,3 млрд. долл. США, что на 28% выше показателя 2012 года.

4.3. Перспективы развития сферы  услуг России на мировом рынке

Министерская конференция ВТО в Женеве 16 декабря 2011 года одобрила обязательства РФ по доступу на рынок товаров, рынок услуг и протокол о присоединении. Завершена 18 летняя история попыток России стать членом крупнейшей торговой организации мира. За эти годы многократно объявлялось о скором вступлении нашей страны в ВТО, но этому мешали различные экономические и политические обстоятельства. Сейчас Россия присоединяется к ВТО фактически на своих условиях, однако даже после окончательного решения дискуссия о выгодах и потерях нашей экономики продолжается [13].

Информация о работе Россия на мировом рынке услуг: проблемы и перспективы