Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Целью моей контрольно-курсовой является изучение римского клуба как общества для изучения глобальных проблем, их проблематики и путей их решения.
Исходя из поставленной цели мною были определены были следующие задачи:
Определить затруднения и проблематику предпосылок возникновения римского клуба.
Проследить историческое развитие появление римского клуба.
Перечислить основные идеи римского клуба.
Охарактеризовать техники исследования проблематик будущего.
Римский клуб положил начало исследовательским работам по проблемам, названным «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленные клубом вопросы ряд выдающихся ученых создали серию «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Прогнозы перспектив развития мира прогнозировались по компьютерным моделям, а полученные результаты были опубликованы и обсуждались во всем мире.
В начале 70-х годов по предложению Клуба Джей Форрестер применил разработанную им методику моделирования на ЭВМ к мировой проблематике. Результаты исследования были опубликованы в книге «Мировая динамика» (1971), в ней говорилось, что дальнейшее развитие человечества на физически ограниченной планете Земля приведет к экологической катастрофе в 20-х годах следующего столетия. Проект Д.Медоуза «Пределы роста» (1972) — первый доклад Римскому клубу, завершил исследование Форрестера. Но метод «системной динамики», предложенный Медоузом, не годился для работы с региональной мировой моделью, поэтому модель Медоуза вызвала ожесточенную критику. Тем не менее, модели Форрестера-Медоуза был придан статус первого отчета Римского Клуба. Доклад «Пределы роста» положил начало целому ряду докладов Клуба, в которых получили глубокую разработку вопросы, связанные с экономическим ростом, развитием, обучением, последствиями применения новых технологий, глобальным мышлением. В 1974 году вышел второй доклад Клуба. Его возглавили члены Римского клуба М. Месарович и Э. Пестель. «Человечество на перепутье» предложило концепцию «органического роста», согласно которой каждый регион мира должен выполнять свою особую функцию, подобно клетке живого организма. Концепция «органического роста» была всецело принята Римским клубом и до сих пор остается одной из основных отстаиваемых им идей.
Модели Медоуза—Форрестера и Мессаровича—Пестеля заложили основу идеи ограничения потребления ресурсов за счет так называемых промышленно слаборазвитых стран. Предложенная учеными методика была востребована правительством США для прогнозирования и соответственно активного воздействия на процессы, происходящие в Мире.
Следующая
работа членов Клуба, посвященная мировой
системе — это доклад Я. Тинбергена «
Важную роль из числа докладов Клубу играет работа президента Клуба А. Печчеи «Человеческие качества» (1980). Печчеи предлагает шесть, как он называет «стартовых» целей, которые связаны с «внешними пределами» планеты; «внутренними пределами» самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы. Человек в своей деятельности, должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов. Центральная идея этого доклада состоит во «внутренних пределах», то есть в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей. Как пишет автор: «Надо было сделать так, чтобы как можно больше людей смогли совершить этот резкий скачок в своем понимании действительности».
Особое место среди докладов Римскому клубу занимает доклад Эдуарда Пестеля «За пределами роста» (1987), посвященный памяти Аурелио Печчеи. В нем обсуждаются актуальные проблемы «органического роста» и перспективы возможности их решения в глобальном контексте, учитывающем как достижения науки и техники, включая микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику, так и международную обстановку. «Только выработав общую точку зрения по этим фундаментальным вопросам — а сделать это должны прежде всего богатые и сильные страны, — можно найти верную стратегию перехода к органическому росту, которую и передать потом своим партнерам на подсистемном уровне. Только тогда можно будет управлять мировой системой, и управлять надежно». Доклад Пестеля подводит итоги пятнадцатилетним дебатам о пределах роста и делает вывод о том, что вопрос заключается не в росте как таковом, а в качестве роста.
В 1991 г. впервые появляется доклад от имени самого Римского клуба, написанный его президентом Александром Кингом и генеральным секретарем Бертраном Шнайдером — «Первая глобальная революция». Подводя итоги своей двадцатипятилетней деятельности, Совет Клуба снова и снова обращается к произошедшим в последнее время в мире переменам и дает характеристику нынешнего состояния глобальной проблематики в контексте новой ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых приоритетов в таких глобальных проблемах, как народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и т. д. Авторы доклада провели системный анализ деятельности Римского клуба, обобщили материалы докладов, представленных клубам, проделали громадную исследовательскую работу и на этой основе предложили программу действий для решения мировой проблематики. Это наиболее весомый труд, описывающий основные направления деятельности Римского клуба.
В 1997 г. вышел очередной доклад Римского клуба «Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная», который подготовили Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Целью этой работы стало решить вопросы, поставленные в предыдущих работах Римского клуба и прежде всего в первом докладе «Пределы роста». Основная идея этого доклада вызвала небывалый интерес во всем мире. Ее суть состоит в том, что современная цивилизация достигла уровня развития, на котором рост производства фактически во всех отраслях хозяйства способен осуществляться в условиях прогрессирующей экономики без привлечения дополнительных ресурсов и энергии. Человечество «может жить в два раза богаче, расходуя лишь половину ресурсов».
50-60-е
годы XX века были отмечены периодом
всеобщего благосостояния. Экономический
рост, развитие и процветание
развитых стран Запада, казалось,
никогда не закончатся. Теории, полные
оптимизма, рисовали светлое
Но одновременно
с ростом благосостояния промышленно
развитых стран все больше стали
о себе заявлять энергетические, экологические,
продовольственные и
Идея создания одного из самых влиятельных “глобальных движений” и усилия по организации Римского клуба принадлежат Аурелио Печчеи — Человеку с большой буквы, признанному специалисту в области управления промышленностью, занимавшему ключевые посты в западноевропейских частнопромышленных компаниях, талантливому участнику создания разных международных организаций, получивших мировую известность. Газетные статьи, извещавшие о смерти Печчеи в марте 1984 года, вышли под заголовками: “Печчеи — строитель будущего”, “Умер менеджер, который просил у науки лучшего мира”. О нем говорилось: “один из лучших людей нашего времени”, “человек, посвятивший себя спасению человечества”, “один из немногих, кому посчастливилось убедить людей обратить внимание на главное” (Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1985. — С.7).
Аурелио Печчеи, сын одного из первых итальянских социалистов, родился в итальянской провинции Пьемонт в 1908 году. Вырос в Турине, известном своими демократическими и свободолюбивыми традициями, закончил один из древнейших в Европе университетов. В 1930 году в фашистской Италии он защитил докторскую диссертацию, темой которой была ленинская новая экономическая политика. С начала второй мировой войны Печчеи активный участник движения Сопротивления, прошедший через фашистские застенки. Начав работу в крупнейшей итальянской фирме “Фиат” еще до войны, Печчеи в послевоенные годы становится главой ее филиала в Латинской Америке. Активно участвуя в деле промышленного восстановления Италии, он берет на себя руководство еще двумя известными компаниями “Италконсульт” и “Оливетти”. По делам фирм он разъезжает по свету и собственными глазами видит страшную действительность отсталых районов мира. “Много путешествуя, я видел, как люди всего мира бьются — далеко не всегда успешно — над решением множества сложных проблем, которые, как я все больше и больше убеждался, обещали стать в будущем еще сложнее и опаснее для человечества” (там же, с.60). Будучи мыслителем с широким кругозором и менеджером-практиком, Печчеи не только видел и переживал, но и умел обобщать факты, стремился действовать. “Что лично я могу сделать, чтобы искоренить социальную несправедливость?” Здесь, в этих странствиях и размышлениях, и родились истоки деятельности будущего Римского клуба.
По мнению Печчеи, ряд сложных и запутанных проблем охватил человечество. Римский клуб назвал их проблематикой: перенаселение и бесконтрольное увеличение жителей Земли, расслоение общества, социальная несправедливость и голод, безработица и инфляция, энергетический кризис, истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, диспропорции в международной торговле и финансах, неграмотность и устаревшая система образования, рост преступности и насилия, упадок моральных ценностей и утрата веры, ощущение нестабильности, а также непонимание этих проблем и их взаимосвязи (там же, с.120). Как считает Печчеи, “нынешний глобальный кризис является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем” (там же, с.73). Этот особый, всеобъемлющий, эпохальный кризис, пронизывающий буквально все стороны жизни человечества, Римский клуб назвал затруднениями человечества(там же, с.119). “Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение ее связано с ним” (там же, с.73). Как позже признавался Печчеи, чем сильнее он осознавал все эти угрожающие человечеству опасности, тем больше убеждался в необходимости предпринять какие-то решительные меры, пока еще не стало слишком поздно. Поэтому он решил создать небольшой круг единомышленников, с которыми можно было бы вместе подумать, как сформулировать эти мировые проблемы, и предложить новые подходы к их изучению (там же, с.121).
В апреле
1968 года около тридцати ученых —
естественников, математиков, социологов,
экономистов, специалистов в области
планирования — получили приглашение
приехать в Рим. В ходе дискуссий,
продолжавшихся два дня, родилась идея
создать международную
За небольшой срок сформировалась структура организации. Было решено, что Римский клуб должен оставаться немногочисленным, не более 100 членов, существовать на собственный, пусть даже скудный, бюджет, быть транскультурной, по-настоящему неформальной и не политической организацией. Печчеи говорил: “Мои мысли о нашем смешанном сообществе хорошо выражает следующее объявление, которое я случайно увидел однажды в Испании над входом в сумасшедший дом: “Не всякий здесь принадлежит к ним, не все, принадлежащие к ним, здесь”” (там же, с.139).
Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия, а не на дискуссии ради дискуссий. В соответствии с намеченной программой действий перед Клубом были поставлены две основные цели , которые он должен был постепенно осуществлять. Первая цель — способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества. Вторая — использовать все доступные знания, чтобы стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации. На первых порах члены организации предприняли большое количество исследовательских поездок с целью лучше узнать, как живут, о чем думают и “чем дышат” люди в разных уголках мира. К сожалению, им пришлось констатировать, что глобальные проблемы, к которым Клуб старался привлечь широкое внимание, не находят должного отклика и поддержки. Печчеи рассказывал: “Как будто бы глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то иной, далекой планеты... Стало совершенно ясно, что приковать внимание людей к таким на первый взгляд далеким от их повседневности проблемам можно, лишь радикально изменив методы и средства общения” (там же, с.127—128). Поэтому, чтобы воззвание Римского клуба произвело нужный эффект, нужно было представить его в какой-то новой, непривычной, образной форме. “Это должно было напоминать лечение шоком, — писал позже Печчеи.— Ведь до тех пор, пока люди с различными уровнями образования не смогут увидеть действительность такой, как она есть, а не такой, какой она была или какой они хотели бы ее видеть, им так и не постигнуть смысла мировой проблематики” (там же, с.129).
Информация о работе Римский клуб, как общество для изучения глобальных проблем