Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:09, курсовая работа
Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный, прежде всего, Эмилем Дюркгеймом, который отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Вебер видел слабость представителей этой позиции в том, что структуры всецело обуславливают поведение индивидов, из чего следовало, что исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных событий.
Введение……………………………………………………………………3
1. Методологические принципы Вебера ……………..………………….5
2. Предмет и методы «понимающей социологии»…….…………….….7
3. Концепция идеального типа…………………………………..………13
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Методологические принципы Вебера ……………..………………….5
2. Предмет и методы «понимающей социологии»…….…………….….7
3. Концепция идеального типа…………………………………..………13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………19
Введение.
Немецкий мыслитель Макс
Вебер сыграл выдающуюся роль в развитии
социологии в конце прошлого и
начале нынешнего века. В настоящее
время социология Макса Вебера переживает
настоящее возрождение. Вновь осмысливаются
и переосмысливаются многие стороны
его философско-
Социологическая концепция
Вебера тесно связана с другими
социологическими системами, характерными
для прошлого века. В то время
ведущие позиции занимал
Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская социология, в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы, свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир. Однако при этом им была дана позитивная критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал значимость идеальных факторов – религиозных, идейно-нравственных ориентиров для поведения людей и высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему причинных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.
Вебер формулирует ряд методологических принципов, на которые, по его мнению опирается социологическое знание :
1. требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражение самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.
2. поэтому социология не должна претендовать на что- то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых « научных прогнозов ».
Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:
3. социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сам интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.
4. социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.
М. Вебер различает понятия « ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связанно с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: « Вера в Бога – это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности – это процедура и отбора, и организации, эмпирического материала. В приведенном выше примере это процедура может означать, сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификация этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям ? А в том, что ученый - социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он доложен исходить из какой – то установки, которая, и формулируется им как ценность.
Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так:
5. изменение ценностных предпочтений социолога определяется « интересом эпохи», то есть социально – историческими обстоятельствами, в которых он действует
2. Предмет и
методы «понимающей социологии»
Новый взгляд на роль естественных и социальных наук.
Макс Вебер одним из
первых стал проводить принципиальное
различие между естественными и
социальными науками: если задача первых
состоит в открытии детерминистских
законов, то задача вторых – дать причинное
объяснение и понимание социальных
действий людей конкретного общества
лишь в определенном культурном и
историческом контексте, учитывая, что
общие поведенческие ориентиры,
обусловленные конкретными
По Веберу, отличие естественных
наук от наук социальных, прежде всего,
состоит в том, что они по-разному
трактуют причинность. Причинность
в социальных науках означает вероятность,
что событие произойдет или, что
одно событие зависимо от другого. В
этой связи, по Веберу, человеческое общество
не есть нечто «исторически неизбежное»,
а результат «множества возможностей».
Так, ученый видел в определенном
религиозном воззрении (протестантской
этике) один из факторов возникновения
духа современного капитализма, но считал
«глупостью» считать это
Принципиальное же отличие
социальных наук от естественных, по Веберу,
заключается в способности
Вместе с тем, социальные
науки, имея свою специфику, обладают общими
качествами, характерными для наук
вообще. Так, социология является научной
дисциплиной благодаря тому факту,
что люди действуют рационально,
по крайней мере, значительную часть
времени и это позволяет
Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания.
В термин «понимание» Вебер
вкладывает свой особый смысл. Это –
рациональная процедура изучения действий
социальных субъектов (микроуровень),
а через них – изучение культуры
конкретного общества (макроуровень).
Как видно, Вебер был сторонником
социального номинализма. Номинализм
– теоретическая и
Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:
1. субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;
2. ориентация на поведение других людей.
Вебер отмечает: «Действием
мы называем действие человека (независимо
от того, носит оно внешний или
внутренний характер, сводится ли к
невмешательству или
Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, социальным действием не является. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, кампании, политической акции, ибо в этом случае отсутствует мыслительный процесс и осознанно целенаправленная активность.
Социолог не считал действия социальными, если они являлись чисто подражательными, когда индивиды ориентируются на какое-либо природное явление (раскрытие зонтов множеством людей во время дождя) или когда они действуют как атомы толпы, что характерно для реактивного поведения (поведения как реакции на определенный стимул, например, «опасность»).
Эмоциональные излияния, непроизвольные выкрики, проявления радости от встреч с героями и вождями или выплески гнева в адрес «врагов» также нельзя отнести к социальным действиям, ибо в них просто нет активного разумного начала как способности человека отражать и постигать мир, не искажая его реальное содержание восторгами или страхами.
Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным. Пример тому – маниловщина, мечтательно-бездейственное отношение к окружающему, которое, как показал Гоголь в «Мертвых душах», весьма характерно для многих россиян, которые даже, вероятно, не отдают себе в этом отчета.
Еще одно важное замечание,
которое делает Вебер: предметом
его концепции являются действия
индивидов, а не коллективов. Употребляя
понятия государство, корпорация, семья,
армейское подразделение и т.д.
Вебер выделил четыре типа
социальных действий индивидов, которые
различались по степени рациональности,
присутствующей в них. Само собой
разумеется, что в действительности
человек не всегда знает, чего он хочет.
Порой в поведении людей
1. целерациональное,
2. ценностно-рациональное,
3. аффективное,
4. традиционное.
Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:
1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;
2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;