Лица, вышедшие из мест лишения свободы как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2016 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение проблем социальной реабилитации освобожденных от наказания и условий, способствующих их возвращению к нормальной социальной жизни.
Задачи:
Раскрыть психологические черты личности бывшего преступника;
Выявить основные проблемы социальной реабилитации освобождающихся лиц;
Рассмотреть основные факторы, влияющие на успех социальной реабилитации бывших преступников и меры, направленные на это.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с лицами, вышедшими из мест лишения свободы
1.1 Социальные проблемы бывших осужденных
1.2 Принципы социальной работы с бывшими заключенными
1.3 Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Глава 2. Практическое воплощение социальной работы с лицами, вышедшими из мест лишения свободы
2.1 Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной реабилитации
2.2 Взаимодействие клиента с социальным работником
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая Дедов.docx

— 37.71 Кб (Скачать файл)

К специальным факторам рецидивной преступности относится распространенность алкоголизма и наркомании среди лиц, ранее судимых, а также недостатки в деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение рецидива. Несовершенной, например, является сама процедура освобождения из мест отбытия наказания. Именно по этой причине признанный особо опасным рецидивистом гражданин М. при освобождении получил на руки 45 рублей. Часть из них, по его словам, он потратил на: приобретение билета к месту предполагаемого жительства. На оставшуюся часть денег он вынужден был "существовать", а не жить, ожидая прибытия вслед за ним дела вместе с паспортом и трудовой книжкой, питаясь тем, что собирал с могил кладбища в родительский день, проживая в апреле месяце в неотапливаемом строящемся доме. Ясно, что вероятность совершения гражданином М. преступления повторно значительно возрастает, о чем он сам неоднократно заявлял, приходя в отдел внутренних дел на отметку как лицо, состоящее под административным надзором.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих реабилитацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде.

Неоднократно проводимые социологические опросы осужденных о том, с какими трудностями они опасаются столкнуться после освобождения, показывают следующее: большинство указывают на сложность включения в нормальную жизнь, приблизительно одинаковое количество опрошенных боятся столкнуться с предвзятым отношением по месту работы и месту жительства.

Также опросы показывают, что большая часть населения с предубеждением относится к бывшим преступникам. Около 50 % респондентов не желает видеть лиц, отбывших наказание, в качестве своих соседей, друзей, родственников, коллег по работе.

Незначительное число законопослушных граждан (5 %) допускает возможность общения с бывшими преступниками как друзьями. Очень мало людей (всего 3 % опрошенных) согласны поддерживать отношения с такими лицами в кругу семьи.

Хотя около половины респондентов воспринимают их спокойно, преобладает позиция ярко выраженного неприятия как потенциальных преступников, настороженного отношения к ним. Многие из них видят реальную социальную опасность отбывших уголовное наказание. Отчетливее всех придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов, руководители, служащие, горожане, то есть те, от кого чаще, чем от остальных зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных связей проблема только для десятой части опрошенных, остальная же масса пытается свести всякие контакты до минимума. Примерно 1/5 высказалась совершенно категорично: не желаем иметь рядом с собой бывших заключенных. Здесь явно обнаруживается противоречие мнению большинства (62,6 %) о нецелесообразности ограничения места жительства таких граждан.

На уровне общих рассуждений респонденты мыслят гуманно, но когда дело касается их лично, взгляды нередко меняются. Стерео типизированное мышление не вникает во всевозможные подробности и "тонкости" (скажем, за что и на сколько осужден человек), оно подавляется одним соображением – был в тюрьме, значит преступник, во всяком случае, скрытый злоумышленник. Общественное предубеждение создает у подвергаемых гонениям острое ощущение своей социальной исключительности и отринутости, что естественно сближает между собой, заставляет держаться друг друга. Неприязнь, а подчас откровенная враждебность к этим "изгоям", может быть источником разного рода конфликтов, возникновения криминогенной обстановки, провоцирования рецидивной преступности.

В ходе опроса выделялась позиция женщин по ряду пунктов. Пример тому – распределение приводимых респондентами ответов на один из заданных вопросов. Женщины более лояльны, терпимы, не очень категоричны к осужденным в прошлом. Очевидно, сказываются психологические свойства и то обстоятельство, что среди женщин немало матерей, жен, подруг, тех, кто находился в местах лишения свободы. Поэтому они менее подвержены влиянию стереотипа.

Сами ранее судимые, оценивая отношение окружающих, бесспорно, не могут не замечать, что все-таки многие пробуют им помочь, в первую очередь, родные, друзья, гораздо реже – коллеги по работе и учебе, соседи.

Утверждение морально нравственных ценностей в сознании бывших заключенных – неотъемлемая составная их социальной реабилитации. Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после "отсидки" время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.

В оценке жизненных перспектив ранее судимые обычно проявляют сдержанность, характеризуя таковые как неопределенные, неясные; питают надежду на решение своих проблем. С разной интенсивностью, у многих опрошенных возникает ощущение своей ненужности, несправедливого к ним отношения.

Сложность их взаимоотношений с окружающим миром, отчужденность иллюстрируются и тем фактом, что преобладающее большинство или не очень обращают внимание на общественное мнение о себе или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это не что иное, как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности, неприятие его установок. Итог закономерен – механизм воздействия на процесс реабилитации становится трудноуправляем.

Молодым людям, склонным к совершению преступлений свойственен разрыв между теми нравственными ценностями, которые они вроде бы признают, и теми, которым фактически следуют. Показатель возможности рецидива – отношение к требованиям закона – лишь небольшая часть респондентов считают их выполнение необходимым; большинство же готовы им следовать до тех пор, пока не затрагиваются собственные интересы. Поэтому вряд ли можно считать основную массу выходцев из уголовно-исполнительных учреждений законопослушными гражданами. Готовность преступить закон – прямой путь к рецидиву.

 

 

2.2 Взаимодействие  клиента с социальным работником

 

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента, освобождающегося из мест лишения свободы и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

Очень важно учитывать право клиента, освобождающегося из мест лишения свободы на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели. В случае терапевтической или реабилитационной направленности помощи социальный работник должен правильно понимать природу, причины и развитие проблемы, а также адекватность функционирования клиента в конкретных ситуациях.

В ходе взаимодействия социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в которой они оказались. Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных отношений, что может повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника, обычно она может основываться на реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие. Анализ этих взаимоотношений должен способствовать выработке правильной оценки.

В профессиональном взаимодействии социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы, значительное место должно отводиться решению задач социальной адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования. Характер взаимодействия среды и личности определяется различными факторами, важнейшим из которых является личностное начало, способность субъекта к деятельной самооценке и оценке объективных условий, социальной среды. Социальный работник должен обладать навыками профессионального воздействия на социально-психологический, социально-ролевой, социально-организационный и другие уровни адаптации.

Социальная реабилитация (восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде) также относится к наиболее важным аспектам взаимодействия социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы. Успешность осуществления социальной реабилитации во многом зависит от соблюдения социальным работником ряда принципов: этапности, комплексности, последовательности, обязательности и добровольности, доступности и др., а также различных уровней адаптации (медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологический и т.д.), каждый из которых должен включать в себя определенный набор методов реабилитации.

Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее следующие основные разделы: общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования); задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы); основные направления деятельности; технологии.

 

 

Заключение

 

Социальная реабилитация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.).

Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Основными проблемами в сфере социальной реабилитации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже было сказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия и равнодушия.

Анализ статистики и итогов социологических исследований наглядно выявляет остроту затронутой темы. В стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых – не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни.

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Список используемых источников

 

  1. Волгина Н.А. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Издательство "Экзамен", 2003. – 736 с.

  1. Никитин В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
  2. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
  3. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: 2002 с. – 192 с.
  1. Конституция РФ от 12.12.1993. // Российская газета. – 25.12.1993.

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Юрид. лит., 1997.

  1. Татидинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных // Социологические исследования. – 1993. – №3.

  1. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания. – Киев, 1998.

 

 


Информация о работе Лица, вышедшие из мест лишения свободы как объект социальной работы