История церковно-монастырского призрения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение опыта церковно- монастырского призрения и его влияния на становление и развитие социальной работы в России ; обозначить значение изучения данного опыта в решении социальных проблем.
Задачи: 1) изучить культурно-исторические предпосылки возникновения церковно- монастырского призрения на Руси ;
2) выявить основные этапы развития и содержание церковно-монастырского призрения в России до 1917 г. ;
3) рассмотреть социальную деятельность церкви и монастырей в России
в 1917 – 1991 гг. ;
4) проанализировать церковно-монастырскую поддержку нуждающихся в современной России ;

Содержание работы

Введение 4
1 История церковно-монастырского призрения в России до 1917 г. 6
1.1 Культурно- исторические предпосылки возникновения церковно- 6
Монастырского призрения на Руси
1.2 Основные этапы развития и содержание церковно-монастырского 10
призрения в России до 1917 г.
2 История церковно-монастырской поддержки в России 21
в 1917 - начале XXI в.
2.1 Социальная деятельность церкви и монастырей в России 21
в 1917 – 1991 гг.
2.2 Церковно-монастырская поддержка нуждающихся в современной 26
России
Заключение 31
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, складывающаяся система  помощи и поддержки в этот период испытывает на себе влияние таких факторов, как принятие христианства, изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжьем праве, оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др.

                       

          1.2 Основные этапы развития и содержание церковно-монастырского  

          призрения в России до 1917 г.

 

Зарождение благотворительности связывается с принятием христианства на Руси в 988 году. Следует иметь в виду, что православие только призывается на Русь. Оно не имеет ни своих институтов, ни системы финансирования, ни священников. Все это берется под контроль государства, т. е. происходит идентификация власти и церкви, складывается такой тип отношений, который привносится из Византийского православия. Финансовая поддержка церкви осуществлялась за счет отчислений (ей принадлежит десятая часть). Отличие десятины, которую выделял церкви Владимир I, заключалось в том, что «она не стала общей податью, а шла только с княжих доходов». (На это обращают внимание исследователи, отмечая ее специфическое своеобразие.)

Государство в лице княжеской власти берет на себя строительство монастырей и храмов, оно же на первых порах готовит кандидатов в священники. Власть определяет клиентов (Князь Владимира уставом 996г определил категории призреваемых, т.е. тех лиц, которым, по ее мнению, необходима помощь). Различные списки Устава князя по-разному определяют их типологию. Характерно то, что признается необходимость судить их по законам «греческого номоканона», на что ни князья, ни бояре суда не имеют. В Археографическом изводе клиентами являются: «люди церкви (игумен, чернец, черница и т. д.), вдовица, калика, стороникъ, зад(у)шныи ч(е)л(ове)къ, при-кладникь, хромець, слепець...» Можно наблюдать, что постепенно происходит расширение клиентелы, попадающей под судебный патронат церкви. В Уставе новгородского князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых появляются   те   группы,     которые   не    встречались  в   период    правления Владимира I: «холопы, откупившиеся от холопства, закупы, смерды-общинники» и др.

Если круг лиц все больше и больше расширяется, то институты поддержки на данном отрезке времени практически не изменяются. В Синодальном изводе Устава князя Владимира под церковный контроль попадают: «больнице, гостинници, странноприимнице», те же институты фигурируют и в Уставе князя Всеволода.

Одни типы учреждений — странноприимницы — строила церковь, а другие — больницы — жертвователи, благотворители на свои средства: русские князья, либо церковные деятели (например, Ефрем Переяславский в 1091 г. построил больницу).

Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». Открытая система призрения — это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая система призрения — это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома).

В одиннадцатом веке Православная церковь взяла под контроль жизнь  общества, а также благотворительность. Церковь впервые начала собирать подаяния для тех, кто не мог прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратила на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть социальных институтов:

1. Заведения для стариков.

2. Заведения для содержания  бедных.

3. Заведения для содержания  больных.

4. Заведения для содержания  сирот.

5. Заведения для воспитания  и обучения юношества.

В русскую жизнь был  внесен новый элемент – христианское учение, - элемент, оказавший громадное влияние на молодое еще русское общество. Христианство открыло для славян новый мир высоких нравственных идей любви и сострадания к ближнему и, проводя эти идеи в жизнь, впервые заговорило о призрении бедных. С самого введения христианства на Руси, пастыри церкви в своих поучениях постоянно напоминали верующим об обязанностях соединять молитву с милостыней, которая является очистительной жертвой, займом самого Бога в лице бедствующего человека.

Но кроме активизации  милосердия паствы, церковь и сама активно занимается решением социальных проблем. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: 
помощь через монастыри – монастырская система помощи.

В первый период активно  развивались монастыри, получающие поддержку со стороны княжеской власти и, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной социальной деятельности. К одним из ранних документов, регламентирующих деятельность монастырей, можно отнести устав купеческой организации князя Всеволода Мстиславича. В уставе закреплялось право отдельных категорий нуждающихся на призрение в старости. Таким образом, политика власти давала возможность церкви оформляться в самостоятельный институт помощи и поддержки. Русские монастыри не «специализировались» на каком-либо одном виде помощи, как это было присуще западной церкви. В основном они выполняли четыре основные функции: 
                                                              Лечение

Дело в том, что иноки, принесшие религиозное учение из Византии принесли с собой и тайны врачевания. Русская православная церковь, окончательно оформившаяся при Ярославе Мудром, создала  свой центр благотворительности в Киево-Печерском монастыре. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся - при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница, бесплатная трапезная для бедных странников.

Такие больницы стали  организовывать и при других монастырях. Для них существовали более или менее однотипные положения, в которых оговаривались расходы на содержание больных, больничных штатов, порядков управления. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, в наименее доступных для обстрела участках. К больницам примыкали «портомойки», бани, огороды и кладбища. Больничные помещения делились на небольшие келью, разделение пациентов на взрослых и детей не производилось. Во главе больницы стоял старший над больницей – смотритель, обходы врачи совершали к «наутрию».

Конечно же, первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. Кроме того, в периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

     Обеспечение неимущих, в виде оказания единовременной помощи   

                                          натуральными продуктами

В XIII веке в «Правилах  о церковных людях» были более  четко обозначены формы социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданное девицам, выкуп пленных и др. Кроме того, церковь придерживалась мнения, что не надо проводить разбор просящего, а следует сразу же удовлетворить его просьбу. Больше всего раздавалось жизненно необходимых продуктов, так 
как денежное обращение к тому времени было еще слабо развито. 
                                                  Обучение

          Одной из форм социальной помощи выступало обучение нуждающихся грамоте или ремеслам.

                                                    Контроль

         В Уставе князя Ярослава упоминается дом церковный (либо божий дом) как мера наказания для женщин, они ссылались в монастырь за неверность. Кроме того, церковь обязали контролировать больных и увечных нищих, чтобы те не ходили по городам, собирая милостыню, а находили приют в богадельнях.

Помощь через  приходы – приходская система  помощи.

Иная система поддержки  наблюдалась в приходе (низшая полуобщественная, полуцерковная организация, объединяющая прихожан одного храма), где в основном ведущую роль играет церковь, как организующее начало. В нем сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой.

В литературе XIX в. существовало два взгляда на развитие приходской системы помощи. В первом случае - связано с периодом монголо-татарского нашествия. Разорение южных земель приводило к миграции населения на север в глухие места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жилища. Так образовывался приход. Помимо административных функций приход, согласно учению церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище. Впоследствии на основе этого «контингента» воссоздаются монастыри.

Во втором случае развитие приходской системы обосновывается тем, что приходская благотворительность — переходное звено между монастырской и «гражданской» системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой организационной структурой приходы — открытая система. Избрание священнослужителей и причт приходская община осуществляла самостоятельно (зачастую из числа своих «приходских общинников»).

Кроме причта в общине избирался староста, который выполнял различные функции — от экономических до социальных: приобретение земель, строительство богаделен, сбор долгов и раздача денег нуждающимся. Все действия старосты и причт контролировались и санкционировались общиной. «При этом приход составлял и административную единицу, и податную, и земскую, и территориальную. В нем соединялись все местные дела, в нем сосредоточивалась вся общинная гражданская и церковная жизнь. Поэтому, естественно, что древнерусские приходы сделались также и органами древней русской благотворительности» (Е. Максимов).

Помимо административных функций приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, переселенцев, которые обретают там свое пристанище. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества. В церковных приходах велась широкая деятельность по распространению грамотности, защиты слабых от сильных (с этой целью устраивались «мирские суды»). Их благотворительность была активна и максимально приближена к нуждам людей.  В памятках древней письменности есть свидетельства, что почти в каждом из приходов существовали богадельни [15, 156]. 

В конце XVI века сворачивается благотворительная деятельность церковных приходов (по причинам окончательного оформления крепостного права, развития приказной системы и лишения возможности выбора священников из своей среды – по распределению).

В период татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь, имевшая к концу XIII века 100 монастырей, стала одновременно единым прибежищем для нуждающихся в помощи людей - убогих, престарелых и нищих, фактически полностью взяла на себя благотворительные функции. Этому способствовало то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией уважительно относились к духовенству, давали митрополитам грамоты, освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся.   

Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви. Складывающаяся система церковно-монастырской помощи находилась под влиянием факторов, вытекающих из отношений, формирующихся между церковью и оформляющимся государством. Средоточием социальной помощи являются церкви и монастыри [12, 86].  «Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви», - считает П.Д. Павленок [14, 53].

 Еще преподобный  Сергий Радонежский неразрывно  связал служение русского православного монашества с благотворительной деятельностью.

Так, в Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев.

Большую известность, благодаря  своей благотворительной деятельности, получил Иосифо-Волоколамский монастырь, имевший странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.

Особым примером христианского  милосердия служит жизнь святителя  Макария в его бытность архиепископом  Великого Новгорода и Пскова: в 1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар.

Информация о работе История церковно-монастырского призрения в России