Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2009 в 17:02, Не определен
Контрольная работа
Когда "эдипова фаза" заканчивается, ребенок уже умеет подавлять свои эротические чувства. Согласно Фрейду, в возрасте примерно с пяти лет и до наступления половой зрелости ребенок проходит период латентного развития полового инстинкта, связанного с подавлением сексуальной активности, что ведет к ее отсрочке до тех пор, пока вследствие биологических изменений, происходящих в организме подростка, эротические желания не начинают проявляться непосредственно[4].
Против теории Фрейда выдвигались многочисленные возражения, в основном феминистами, но также и многими другими авторами:
1. Фрейд,
по-видимому, отождествляет личностные
черты, которые складываются в
соответствии с
2. Его теория, очевидно, исходит из предположения , что мужские половые органы "естественным образом" превосходят женские, которые представляют собой лишь отсутствие "пениса", но почему нельзя допустить ,что все как раз наоборот;
3.Фрейд
рассматривает отца как
4.Его теория предполагает. Что половое обучение в основном происходит в течении "эдиповой фазы", примерно в 4-5 лет;
В теории полового развития по Чодоровой были заимствованы идеи Фрейда, но в то же время подвергнуты значительным модификациям. Согласно ее теории, ребенок начинает чувствовать себя принадлежащим к определенному полу очень рано, и это обусловлено привязанностью к своим родителям, кроме этого Чодорова уделяет гораздо большее внимание важности роли матери, а не отца. Дети, как правило, связаны с матерью более тесными эмоциональными узами по той простой причине, что в первые годы жизни она, бесспорно, оказывает на них преобладающее влияние. В то же время, описанный Фрейдом, разрыв тесной связи между ребенком и матерью, происходит по-разному у мальчиков и девочек. Чодорова в некоторой степени обращает акценты, расставленные
Фрейдом. Мужественность, а не женственность, определяется как "потеря", лишнее долгое время существовавшей привязанности к матери. Личность мужчины формируется в процессе отдаления от матери. Вследствие этого мужчины на протяжении всей жизни испытывают чувство, будто бы их личность подвергается опасности, когда они завязывают с кем-либо более тесные эмоциональные взаимоотношения. Женщины чувствуют прямо противоположное: отсутствие тесных взаимоотношений с другими людьми угрожает их чувству самоутверждения. Эти образцы поведения передаются из поколения в поколение из-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей.
Женщины самовыражаются и описывают себя преимущественно в терминах взаимоотношений. Мужчины подавляют себя эти потребности и занимают более активную позицию по отношению к миру..
Еще одной теорией полового развития является теория Кэрол Джиллиген, которая провела аналитическое исследование гендерных отличий, основанное на изучении образов, которые мужчины и женщины имеют о себе и своих достижениях. Женщины, и здесь она согласна с Чодоровой, характеризуют себя в терминах личных взаимоотношений и оценивают собственные взаимоотношения с точки зрения их полезности для других. Женщины в жизни мужчин традиционно занимают место заботливых помощниц. Но качеством, которое требуются для этой роли, мужчины зачастую относятся с пренебрежением. Единственной формой "успеха" они считают личные достижения, озабоченность женщин вопросами взаимоотношений с другими людьми рассматривается мужчинами скорее как слабость, а ни сила, чем она часто является.
Таким
образом, мы рассмотрели различные
теории гендерной идентичности, теперь
изучим собственно теории соотношения
гендера и неравенства.
2 ГЕНДЕРНОЕ
НЕРАВЕНСТВО.
2.1
Гендерная справедливость и равенство.
Гендерное
равенство - это равная оценка обществом
схожести и различия между женщинами
и мужчинами, различных социальных
ролей, которые они играют; это
равное социальное положение женщин
и мужчин, которое создается посредством
предоставления им равных условий для
реализации прав и творческого потенциала
личности.
Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи одному полу.
Для
определения смысла равенства между
женщинами и мужчинами
1) социальная структура пола (рода - мужского или женского);
2) отношения между полами.
Дело в том, что политика и общественно-политические структуры играют первостепенную роль в моделировании условий жизни и в этой связи зачастую институционализируют сохранение и воспроизведение статуса того или иного пола, установленного в условиях данного общества. Другими словами, определенная политика и общественно-политические структуры "закрепляют порядок вещей" в реальной системе компонентов как государственной, так и политической власти, например, в России существует резкий гендерный дисбаланс на уровне принятия решений, как на государственной службе, так и в партиях, общественно-политических блоках.
Понятие принадлежности к тому или иному полу включает в себя иерархический элемент, в соответствии, с которым мужчины считаются существами высшими по отношению к женщинам, и, соответственно, задачи, функции и ценности, принадлежащие мужчинам, выше по своему значению, чем те, которые относятся к женщинам. Это означает, что "норма", свойственная для мужчин, является нормой для всего общества, которое отражает ее в своих политических решениях и структурах.
Необходимо осознать, что принцип равенства включает в себя и право на различия, которое предполагает обязательность учета характерных для женщин и мужчин отличительных черт, связанных с принадлежностью к тому или иному социальному классу, политическими взглядами, религией, этнической принадлежностью, расой или сексуальной ориентацией.
Гендерная справедливость - это процесс одинакового отношения к женщинам и мужчинам, осуществление специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, мешающих женщинам и мужчинам занимать равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведет к равенству.
Вместе
с тем важно осознавать, что
не все женщины и не все мужчины
одинаковы, что социальная стратификация
внутри женского социума может быть глубже,
чем различия между женщинами и мужчинами.
Здесь существенны гендерные тенденции,
а не просто использование гендерных стереотипов.
Если
социальное равенство - это форма, вид
социальных отношений, для которых
характерны одинаковые права и свободы
индивидов, принадлежащих к различным
классам, социальным группам и слоям, их
равенство перед законом, то гендерное
равенство - это обладание женщинами и
мужчинами равным статусом посредством
равных условий для реализации прав и
способностей человека, т.е. это социальное
равенство полов с учетом специфики взаимоотношений
и статуса социальных полов в обществе.
2.2
Гендер и стратификация
В течение многих лет исследования по стратификации страдали своеобразной слепотой в отношении роли, которую играют половые различия.
Авторы
писали свои труды так, как будто
женщин не существовало, или будто
они считали, что при анализе
неравенства в обладании
Одна из важнейших проблем, стоящих перед современными исследователями гендера и стратификации, заключается в следующем: насколько гендерные различия могут быть представлены в терминах классового деления. Гендерные различия имеют более глубокие исторические корни, чем классовые системы; мужчины находились в преимущественном положении даже во времена древних охотников и собирателей, то есть в бессклассовых сообществах. Однако в современном обществе классовые различия настолько значимы, что "перекрывают" гендерные. Материальное положение большинства женщин отражает положение их отцов и мужей, из этого следует , что сегодня нужно рассматривать гендерные различия через понятия классов.
Считается, что женщины более ограничены сферой "частной жизни", их удел – семья, дом и дети. С другой стороны, мужчины в большей степени принадлежат "общественной сфере", где берут сове начало властные и имущественные различия. Их мир – это оплачиваемая работа, производство и политика.
Точка зрения, согласно которой именно классовые различия определяют в основном гендерную стратификацию, существовала достаточно долго, однако сегодня это утверждение стало предметом дискуссии. Некоторые социологи выступили с защитой "традиционного подхода" в классовом анализе, согласно которому оплата работы женщин весьма незначительна по сравнению с оплатой работы мужчин, и поэтому женщин можно причислить к тому же классу, что и их мужей. Эти социологи подчеркивают, что эта точка зрения не является отражением идеологии сексизма. Напротив, обнаруживается подчиненное положение многих работающих женщин. Женщины чаще, чем мужчины, имеют неполный рабочий день. Зачастую их карьера прерывается, поскольку они вынуждены надолго оставлять работу для ухода за детьми. Большинство женщин находится в экономической зависимости от мужей, и поэтому их классовая принадлежность чаще всего определяется классовым положением мужа.
Но эти тезисы могут быть подвергнуты некоторой критике по нескольким направлениям:
1.во-многих
семьях зарплата женщин
2.занятость жены может оказывать влияние на положение мужа, а не только наоборот.
Хотя женщины редко
3.во множестве семей наблюдается "пересечение классов". Когда работа мужа относится к более высокой классовой категории, чем работа жены или наоборот;
4.возрастает
доля семей, в которых
Таким
образом, в большинстве случаев
более высокую должность имеет
муж, хотя бывает и наоборот, но гораздо
реже. В большинстве случаев в
семьях люди вводят элементы классовых
позиций во внутрисемейные отношения.
2.3
Изучение гендера и стратификации.
В настоящее время не существует достаточно приемлемых концепций, в рамках которых могли бы эффективно анализироваться проблемы гендера и стратификации. Необходимы как теоретические, концептуальные инновации. При исследовании стратификации все внимание уделялось мужчинам, а их семьи рассматривались в качестве некоторого "приложения". В тех случаях, когда социологи изучали положение женщин, в поле их зрения практически всегда попадала частная сфера – дом и семья. До сих пор почти ничего не известно о связи между семейной жизнью женщин и их работой.
Однако малая часть исследований в этом направлении уже существует:
Кэтлин Герсон изучала, как женщины делают выбор между карьерой и материнством. За последнюю четверть века образ домохозяйки, связываемый с женщиной, начал изменяться. Появилась "недомашняя женщина", бросившая вызов привычной домохозяйке. Традиционный дом с женой-домохозяйкой и мужем-кормильцем становится уделом меньшинства нынешних британских семей.
Герсон
различает четыре пути, по которым
может следовать женщина в
своей жизни. Некоторые по-прежнему
предпочитают традиционный путь. Они
обретают себя в материнстве. Материнство
заменяет им карьеру, в нем они
находят удовлетворение. Работают они
лишь эпизодически, если это вообще случается.
Другая часть женщин выбирает промежуточный
путь между традиционными ориентациями
и хорошо оплачиваемой работой. Они испытывают
возрастающее желание работать, и в то
же время имеют двойственное отношение
к материнству. Как правило, эти женщины
выходят замуж в ранней молодости. Но затем
либо разочаровываются в браке, либо разводятся,
и через несколько лет начинают искать
работу. Третья группа идет по нетрадиционному
пути. Такие женщины с самого начала знают,
что они хотят сделать карьеру, поэтому
стараются обеспечить себе соответствующие
домашние условия. В прежние времена большинство
из них отступили бы и пожертвовали карьерными
амбициями ради семьи и детей. Сегодня
для женщин считается допустимым более
решительное мировоззрение, хотя они понимают,
что совместить успешную карьеру и семейную
жизнь для них гораздо сложнее, чем для
мужчин. Четвертый тип представляют женщины,
у которых потеряно стремление к работе,
дом представляется им раем. В начале трудовой
жизни они питали большие надежды, но эти
надежды не оправдались. И семья становится
утешением. Таким образом, на предпочтения
женщин влияет сложный комплекс различных
ориентаций, чувств и жизненного опыта.