Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:29, реферат
Жизнь Кастуся Калиновского почти полностью укладывается в короткий период между восстаниями 1830 и 1863 годов. В это время на белорусских землях. Как и на всей территории Российской империи, продолжают существовать крепостнические порядки. Крестьяне, составлявшие около 90% всего населения территории Беларуси, несли на своих плечах бремя многочисленных феодальных повинностей. Судьба крестьян полностью находилась в руках помещика. Крепостные крестьяне испытывали двойной гнет помещика и государства: подушная подать, земский сбор, перевозка военных грузов, рекрутская повинность - неполный список всех государственных повинностей.
Начались высылки повстанцев в Сибирь. Сослано было несколько тысяч человек. При этом сотни людей высылались без суда и следствия. Частыми стали публичные казни. Первая казнь состоялась в Вильно уже несколько дней спустя после приезда Муравьева. В течение первого месяца уже было подписано 18 смертных приговоров. По его приказу было повешено и расстреляно 128 человек [1, с.174].
Муравьеву удалось многое. Его пропаганда воздействовала на белорусских крестьян, он удачно использовал разжигание неприязни православных белорусов к католикам, сведя восстание Калиновского к католическому бунту поляков, которые якобы хотят всех полонизировать и крестить в католицизм. Некоторые крестьяне поверили в это, а также в то, что "добрый царь-батюшка" не оставит православных в беде [7, с.156].
С началом репрессивных мер Отдел самоликвидировался. Калиновский снова стал руководителем восстания. И военная, и гражданская организации находились на грани распада. Наиболее способные и решительные командиры - Сераковский, Нарбут и многие другие - погибли в сражениях или на эшафоте, основной состав был потерян в боях. Не лучшим было положение и в гражданской повстанческой администрации, многие представители которой были арестованы. В некоторых уездах ее уже не существовало, так как летом 1863 года "белые" начали массовый отход от восстания. Привожу анализ положения, сделанный Калиновским: "Приезд мой в Вильно [в начале июня 1863 года] наступил во время повсеместного расстройства в Литве как в деле народной организации, так и вооруженного восстания… я мог дойти только к тому результату, что восстания в Литве уже нет, а если есть что-либо, то только предсмертные его судороги [5, с.78].
Несмотря на невероятные трудности, у Калиновского не опустились руки. Он видел два главных средства, при помощи которых можно было возродить восстание. Во-первых, привлечь к участию в вооруженной борьба крестьянские массы, а во-вторых, укреплять связи с освободительным движением в России, в частности, с революционной организацией "Земля и воля".
Однако в деревне не везде принимали идеи революционеров. Там, на периферии, это зачастую принимали как незаконный бунт против царя-батюшки, что, как это ни печально, напоминает ситуацию в современной Беларуси. Но, тем не менее, многие крестьяне пошли за Калиновским. На массовый характер восстания обращал внимание Ф. Энгельс: "Литовское движение (речь идет о восстании 1863-64 годов в Беларуси и Литве) - самое важное, так как оно 1) выходит за границы конгрессовой Польши и 2) в нем принимают большое участие крестьяне, а ближе к Курляндии оно приобретает даже прямо аграрный характер" [6, с.142].
Первоочередной мерой стало воссоздание гражданской администрации. Борьбу могли продолжать только те, кто безоговорочно верил в справедливость начатого дела и готов был вести его самыми решительными методами, опираясь на движение масс, в первую очередь, крестьян. Подтверждением тому служит уникальный документ, "Приказ … к народу земли литовской и белорусской", именуемый в повстанческой переписке как "Приказ мужикам" [1, с.188]. Это уникальный по революционному накалу и теоретическому содержанию документ. В нем давался ясный ответ на основной вопрос того времени: кому должна принадлежать земля. Приказ давал однозначный ответ: земля должна принадлежать крестьянам.
Руководство восстанием решило изменить тактику. Осознавая, что партизанские отряды не могут противостоять регулярной армии в открытом бою, рекомендовалось действовать небольшими группами. Задачу по превращению восстания во всероссийскую крестьянскую революцию Калиновский намеревался выполнить в союзе с русской "Землей и волей". Однако эта ослабленная арестами организация была не в состоянии помочь повстанцам.
Благодаря энергичным действиям Калиновского ему удалось оживить восстание, однако повстанцы не могли противостоять посланным на подавление восстания регулярным войскам. В неравных боях отряды терпели поражения.
Несмотря на героизм, мужество и стойкость, революционерам во главе с Калиновским не удалось отстоять провозглашение права и свободы в борьбе с многотысячной царской армией.
Русское купечество, дворянство, либералы одобряли политику Муравьева. Поэты Вяземский и Тютчев посвятили ему стихи, а Катков назвал его даже национальным героем [1, с. 190].
До последней минуты борьбы Калиновский оставался на своем посту, проявляя высокие организаторские и моральные качества. Однако восстание шло к концу.
Восстание 1863 года в Беларуси было революционным, антикрепостническим движением. Здесь крестьянство объективно боролось против гнета, за революционный путь развития сельского хозяйства, означавший ликвидацию помещичьего землевладения и безвозмездную передачу им земли. Этим-то оно и отличалось от шляхетского национально-освободительного движения, имевшего своей главной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года.
С осени 1863 года полиция непрерывно разыскивала Калиновского, о поиски не приносили желаемых результатов. Помог полиции случай. В январе 1864 года был арестован студент Киевского университета Витольд Парафианович, который по поручению Калиновского следовал в Могилев на должность революционного комиссара губернии с целью возрождения местной повстанческой организации. Под охраной Парафиановича доставили в Минск, где А. Лосев, глава следственной комиссии по расследованию деятельности местной революционной организации, склонил его к предательству, пообещав "исходатайствовать ему помилование". Парафианович выдал местожительство и фамилию, под которой Калиновский скрывался в Вильно. Арестовали Калиновского в снимаемой им комнате. Калиновский сразу понял, кто его предал. Потому что Парафианович был единственным, кто знал его настоящее имя.
При допросе политических заключенных официально допускались пытки. Нередко арестованные сходили с ума или, изнеможенные, все же давали показания. Может быть, в самой высокой степени пришлось пережить все эти ужасы Калиновскому. Однако его железная воля не сломилась, членам комиссии не удалось добиться от Калиновского показаний о личностях, составляющих революционную организацию края.
Осознав бесполезность дальнейших допросов, Муравьев распорядился "Калиновского отдать военному суду и закончить этот суд в трое суток" [1, с. 197].4 марта 1864 года был вынесен приговор: казнить Калиновского через повешение.
Казнь Кастуся Калиновского свершилась 10 марта 1864 года на Лукишской площади в Вильно. Благодаря мужеству и стойкости этого революционера были спасены сотни, а может быть, и тысячи людей, ведь жандармам так и не удалось получить от Калиновского вразумительных показаний и раскрыть состав революционной организации. И на этом, последнем этапе борьбы Калиновский проявил себя настоящим патриотом и гуманистом.
О замечательном характере революционера свидетельствуют "Письма из-под виселицы", написанные им в период между 29 января и 10 марта 1864 года и тайно переданные соратниками на волю. Письма начинаются с обращения к группе людей, говоря о некоем издании. Это была газета "Голос Литвы", издаваемая на заключительном этапе восстания. Именно для публикации в этой газете и предназначались "Письма из-под виселицы" Калиновского. Они были переданы в Кенигсберг, где находилось издательство. Однако письма так и не были напечатаны, потому что к тому времени газета уже прекратила свое существование. Оригиналы писем сохранились в Швейцарии, откуда в 1927 году были переданы Польше. Большинство рукописей погибло во время Второй мировой войны в Варшаве, сохранился оригинал только третьего письма [1, с. 204].
Содержание писем - это размышления пленного, но не побежденного борца о том, что надо делать дальше, если не теперь, то позднее. Осознавая ненадежность пути писем, Калиновский сдержан в планах дальнейшей борьбы. Он признавал, что борьба с самодержавием неимоверно тяжела, но она должна привести к победе. Большое значение придавал Калиновский революционному союзу народов. Одна из причин поражения восстания заключается в том, что оно не было поддержано государствами Западной Европы.
Даже в последние минуты жизни, когда восстание было жестоко подавлено, а над головой революционера нависла смерть, он не потерял веры в торжество народного дела.
Список использованных источников
1. Шалькевич В.Ф., Кастусь Калиновский: страницы биографии. Мн., Университетское, 1988
2. Улащин Н.Н., Крепостная деревня Литвы и Западной Белоруссии накануне реформы 1861 года, М., Вопросы истории, 1948, №12
3. Лущицкий И.Н., Передовая общественно-политическая и философская мысль в Белоруссии второй половины XIX века, Автореф. дис., представленная на соиск. учен. степ. д-ра филос. Наук, М. - Мн., 1951
4. История Белоруссии: вопросы и ответы, Минск, Беларусь, 1993
5. Восстание в Литве и Белоруссии 1863-1864 гг, М., 1965
6. Письмо Ф. Энгельса К. Марксу 8-го апреля 1863 года.К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, том XXIII
7. Голденков М., Утраченная Русь: забытая Литва, неизвестная Московия, запрещенная Беларусь, Минск, Современная школа, 2010
Информация о работе Революционная публицистика Кастуся Калиновского