Вера и знание в сознании современного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Вопрос соотношения веры и знания непрерывно был для философии одним из главных вопросов, потому что речь заходит как о самой способности понимания действительности, так и об ограничивающих причинах человеческой работы. Начиная с происхождения самой западной философии, она радикально противопоставляла себя всяким родам веры: как мифическим, так и обычным. Философия была оценкой типичного навыка и наряду с этим методом извлечения подлинного познания. Между тем, знание подразумевает не только подлинность должного положения, но и его аргументированность.

Файлы: 1 файл

Вера и знание в сознании современного человека.docx

— 128.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт социально-гуманитарных технологий

Направление 080400 Управление персоналом

Кафедра философии

 

 

 

 

Вера и знание в сознании современного человека

Курсовая работа

 

 

Студентка гр.11И21

 

С.А. Канзычакова

 

(подпись)

 
     
 

(дата)

 

Руководитель

 

И.Б. Ардашкин

 

(подпись)

 
     
 

(дата)

 
 

 

 
   

 

Томск – 2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос соотношения веры и знания непрерывно был для философии одним из главных вопросов, потому что речь заходит как о самой способности понимания действительности, так и об ограничивающих причинах человеческой работы. Начиная с происхождения самой западной философии, она радикально противопоставляла себя всяким родам веры: как мифическим, так и обычным. Философия была оценкой типичного навыка и наряду с этим методом извлечения подлинного познания. Между тем, знание подразумевает не только подлинность должного положения, но и его аргументированность. Вера в самое обычное имеет возможность быть как истинной так и не правильной. Во всяком случае, она не имеет возможности быть абсолютно обоснованной. Только мышление, которое исходит из несомненных посылок и руководящееся законами логики, может повергнуть к настоящему знанию. Если же говорить о вере, то в ней есть мышление, но мало, чтобы сделаться знанием.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что из поколения в поколение люди пытаются находить ответы на многие «философские» вопросы, в том числе и на проблемы соотношения веры и знания. Мудрецы, которые исследуют разные виды этих явлений, больше всего занимают вопросы зависимости веры и знания.

В связи с актуальность курсовой работы можно выявить проблему. Существует две области – это вера и знание. Каждый человек ориентируется на что-то, что ближе ему по душе, по жизни. У мыслителей прошлых лет было много разных версий этой проблемы. Но на сегодняшний момент другая ситуация: другие взгляды, другие люди. У современного человека уже совсем другие ориентиры на жизнь.

На сегодняшний момент имеется достаточно большой запас трудов в этой области знания. Можно выделить: Агафонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия», Замалеев А.Ф. «Сравнительная философия. Знание и вера в контексте диалога культур» под ред. М.Т. Степанянц, Мамардашвили М.К. «Встреча с Декартом», Максим Гуреев «Вера и разума. Современная интерпретация».

Цель моей курсовой работы заключается в том, определить роль веры и знания во взглядах современного человека.

Объектом данной курсовой работы является вера и знание.

Предметов курсовой работы – вера и знание в представлении современного человека.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть истоки проблемы веры и знания.
    2. Рассмотреть различные взгляды на веру и знание.
    3. Сформулировать ценности современного человека в виде веры и знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема веры и знания в истории философии.

 

Проблема веры и знания постоянно занимала людей. Обговаривая этот вопрос, необходимо рассматривать историзм в объяснении слов «вера» и «знание», а кроме того перестройку характера их взаимосвязи. Понятие «вера» считается наиболее непростым и разнообразным. В обычном соображении понятие «вера» имеет возможность быть определена как приобретение чего-либо в качестве правильного без необходимых на то причин. Вера считается одной из элементов внутреннего мира человека, ее жизненным феноменом, который имеет свои функции. Более того, сама вероятность теории познания определена особенно познавательной инициативностью личности. Вера считается важностью, своеобразным взаимоотношением человечества с находящимся вокруг него миром, с иными людьми. В этом отношении заключается убежденность в бытии и существенности кого-либо или чего-либо, в выполнимости, осуществимости чего-либо. Несомненным считается то, что данный взгляд основан больше на ощущении, чувстве, чем на правдивом знании, часто на неосознаваемых импульсах. Очень важно пояснить то, как подразумевается под верой в религии и науке, в чем состоит особенность каждого из этих суждений и как, в общем, возможно, говорить о вере в науке. Религиозная вера определяется тем, что сущность ее объекта имеет отношение к отрасли нереального, что обусловливает ее иррациональную направленность. В контексте религиозных строев она считается тем основным мировоззренческим положением человека, включающая в себя установление некоторых закреплений, «догматов» и готовность по собственной воле соблюдать их несмотря на возможные сомнения. Более того, человек ощущает личное доверие к Богу как высшему существу, который является гарантов его существования.1

Суждение «научная вера» в философском и научном кругу употребляется слабо. Более того, старания его употребления наталкиваются на непонимание и критику. Мы попробуем изучить, в каких фигурах вероятна вера в научном знании, установить свойства и представить различие от веры религиозной. Из чего же состоит содержание «научной веры»? С нашей точки зрения, разум, который основывается на вере, в отличие от «чистого» разума, признает наличие новых, позитивных начал, порождающие новое содержание жизни и знания, потому что признает наличие чего-то другого, которое лежит за границами обычного опыта. Если научная вера приносит нашему сознанию новые положительные сведения, то цель разума обязана содержаться в очистке наносимых верой сведений от компонентов непредвиденности, получение им свойства надобности и всеобщности. Кроме этого, вера имеется в процессе познания как в период выбора той либо другой парадигмы, так и в условиях из творения. Схожий подход актуализируется сейчас исключительно по причине осмысления научным обществом, на сегодняшнем этапе развития научного знания, абсолютной «встроенности» индивидуальной веры человека во все его познавательные и жизненные течения. По-другому высказывая, вера присутствует в источнике нашего существования. Установление  о  том,  что  вера   не   обладает  достаточными основаниями,  довольно  распространено   в  философской  традиции. Эту позиции соблюдал и  Л. Витгенштейн, в трудах которого можно подметить также восходящее к  И. Канту оповещение об угрозе смешения знания и веры, подмены  одного другим. В работе «О достоверности» формируется мысль относительности истинности, подчиненности толка от модифицирующихся ситуаций. Главным положением концепции Л. Витгенштейна значится  предположение о надобности разделения знания и мнения как разных эпистемических суждений. Не нужно говорить о знании, если располагаешь только лишь мнением или предположение. При этом подходе возникает определенное отрицательное отношение к вере.

Если устремится к теме оснований веры и знания, то нужно  сказать, что у различия здесь фундаментальное значение. Знание обретает свой статус в результате подтверждения правдивости и истинности, и только в таком свойстве оно приобретает социальную значимость. Вера определяется на социокультурной апробации, общественной общезначимости того, во что верят. Видоизменение состоявшихся направлений, объектов веры, имеет возможность случится только при выходе новейших, испытанных, общеизвестных истин. Движение явления данных направлений  во многом схож с движением развития концепции в познавательном процессе. Также сначала возникает команда единомышленников, соединенных одной мыслью, потом теория укрепляется  фактами, которые ее подтверждают, верование – сторонниками и «чудесами».

Религиозная вера, как правило, иррациональна, правда есть различные уровни этой иррациональности: от крайней – «верую, потому что нелепо» (т.е. малопонятно), до компромиссной, когда религиозные догмы стараются доказать при помощи разума. Имеется много вариантов веры: от веры в социализм либо демократию, до веры в победу, в лечебные качества витаминов или в экстрасенсов. У любого общества тоже имеется основательный комплект верований. Он традиционно именуется идеологией либо миропонимание.2

Миропонимание (идеология) устанавливает основные миссии человека и общества, то, к чему все обязаны рваться. Главнейшие виды миропонимания – религия и философия. Они исполняют функцию целеполагания, показывают, что человек вынужден совершать, к чему тянуться, что считается верховным благом. Отличие среди них в том, что  религия, как правило, взывает к эмоциям человека, а философия – к разуму. Религия авторитарна, она призывает к подчинению.

Любое формирование мысли и философии в средние века случается в религиозно-теологических границах. В данном формировании воспроизведены внутренние трудности и двойственность социального и духовного действий. Образование, заключение и формирование философских вопросов, постоянно концентрировавшихся в вопросах отношений веры и разума, теологии и философии, случались в определенных исторических связях, в значительной степени находились в зависимости от культурных, экономических, политических ситуаций времени.

Первая фаза образования христианской философии принадлежит, непосредственно, еще к древним столетиям, времени, когда становящееся христианское вероучение встречается и переплетается с философскими порядками эпохи распада античного мира. Процедура отклонения и принятия античной философии протекает во всей истории христианской философии, обладает различными фазами и формами. Ее первоначальная фаза происходит во времена так называемой патристики.

Уже в позднем античном времени в идеалистической философии выражается характер к сближению с религией. Совершается акцент на религию и мистику, как на источники истины, на задний план отодвигается прием рационального подтверждения.3

Зарождающееся христианство обязано было сражаться за свое «место под солнцем» с античной языческой философией. Философские составляющие христианского мышления потихоньку формировались в конфронтации с античной мудростью. В беспорядке переплетений разных концепций и мнений обозначают три главные направленности. С одной стороны, абсолютно отвергаются античная просвещенность и философия и все правильное и благое истекает только лишь из божественного откровения; с иной стороны, античная философия воспринимается позитивно как аппарат постижения бога (к примеру, гностики). Где-то посередине данных крайних взглядов есть приверженцы слаженного партнерства среди «божественной» и «философской» мудростью при признании главенства божественного принципа.

В поединке против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак недругов христианства выступают христианские писатели, прозванные апологетами. Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям интеллектуальных людей, которых они призывают оберегать достоинства христианского учения.

Приверженец на базе Евангелия старались разрешить философские проблемы. Они были одними из первых христианских философов, которые желали приноровить греческое философское учение к надобностям своих концепций. Их активность случается на второе столетие, которое называют столетие апологетов – единственно благочестивых философов.

Увлечения апологетов были различные: одни трудились в теории развития христианской науки, другие исполняли практическую работу. Одни спорили с язычниками, другие – с еретиками. Одни были сторонниками эллинистической духовной культуры, другие – ее противниками. Отдельные отдавались абстрактным спекуляциям, другие базировались на здравые предложения разумного смысла.4

Одним из первых апологетов был Юстин Мартир, так называемый Христос в философской ризе, который защищал достоверность заявленного учения и почитал философию (платонизм), потому что она ориентирована на Христа. И христианство, и философия ведут, подобным способом, к богу.

К греческим защитникам принадлежит его ученик Татиан, который в апологии «Речь к эллинам» фанатически осудил всю языческую культуру и со злобой атаковал античную культуру.

К философствующим апологетам, стремившиеся обосновать самостоятельность христианства от античной философии, принадлежит к Теофил Антиохийскии, епископ в месапотамской Антиохии.

Одно из течений апологетики занималось оценкой гносицизма и устремлялось дать христианству фигуру философско-теологической доктрины. Резидентами  данной категории были Эрней, труд которого «Разоблачение и опровержение фальшивой гносис» значим для постижения гностического учения, и его ученик Ипполит.

Квинт Септимий Тертуллиан, юрист, философ и теософ, энергично поддерживал положение о несоединимости философии и религиозной веры. Его наибольшие награды для церкви заключались главнейшим образом в продвижении христианства, в охране церкви от римских начальников и от еретических поползновений. Он был первым христианским мыслителем, писавший на латыни. Его главнейшим произведением значится «Апологетикум», написан где то в 197 году.5

Бескомпромиссно выступал наперекор сочетания философии и христианства, заявлял, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Положение Тертуллиана «верю потому, что абсурдно» вполне высказывает суть и значение его учения, в котором достоверность веры считается абсолютно другой, чем достоверность разума, чем достоверность физического мира. Философии он противопоставлял религию, языческой науке – христианскую веру, навстречу разуму он ставил божественное откровение. Научные исследования делаются лишними, когда известно Евангелие – неповторимый знатный источник познания бога, а тем самым и другого знания, потому что бог все назначает и управляет человеческой жизнью. Философский разум ведет только лишь ко лжи.

Информация о работе Вера и знание в сознании современного человека