Сравнительный анализ христианства и иудаизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:39, Не определен

Описание работы

Анализ основных черт религии, их сходство и различие

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ христианства и иудаизма.docx

— 39.49 Кб (Скачать файл)

     Хотя  многие исследователи и признают христианство «дочерней религией»  по отношению к иудаизму, отметим, что личность Иисуса не упоминается  ни в одном из иудейских источников, сторонники иудаизма не признают его мессией и не считают его сыном Бога. Данное противоречие во взглядах долгое время было основанием для вражды между представителями двух религий, к сожалению,  проблема окончательно не решена и сейчас.

     Следующее отличие  связано с понятием мессии в обеих религиях. С еврейского мессия переводится как помазанник, освободитель. По иудаистским представлениям мессия – это не посланник небес, а земной царь, правящий на земле по воле Бога. Это обычный человек, рожденный от земных родителей. Он наделен огромными достоинствами: способен интуитивно отличить правду от лжи, победит зло и тиранию. Он освободит Израиль от преследований, положит конец рассеиванию народа, прекратит всякую ненависть между людьми, поможет человечеству избавится от греха, что приведет человечество к вершине нравственного совершенства. Примечательно, что в текстах писания говорится о том, что мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеи. Он должен быть красноречив подобно царю Давиду и происходить из колена Иудина.

     Христианство  восприняло большинство мифов о  Машиахе, воспроизведя их в Новом  Завете. Для христиан Иисус и есть долгожданный мессия. Он рожден от земной женщины, происходит из колена Иуды и, как свидетельствует Священное Писание, был потомком царя Давида. Здесь мы видим небольшую трансформацию мифа еврейской библии – Танах не указывает на то, что мессия произойдет из рода Давида, данное родство скорее метафора для характеристики избранника.

     Само  слово Христос – калька с греческого языка, обозначающая мессию. Однако в  христианстве понятие «мессия» приобретает  принципиально иное значение. Для  христиан Иисус уже не земной царь, а богочеловек, вторая ипостась Бога; он пришел в этот мир для того, чтобы скрепить новый договор между людьми и Богом. И вся биография его показана с точки зрения его: он родился от девственницы (что в большинстве древних восточных религий указывало на божественное происхождение ребенка), совершил ряд чудес, доказывающих его божественное происхождение (Новый Завет повествует о том, как Христос превратил воду в вино, накормил семью хлебами огромное количество народа), наконец, сама его смерть указывает на божественное происхождение – на третий день после распятия Иисус воскресает и возносится на небо.

     Пророчества Ветхого Завета о мессии по христианству  исполнятся во времена второго пришествия Христа. Он придет на Землю уже не как человек, но как правая рука Бога, как судья, который будет судить всех людей. Те, кто верил в него и в его второе пришествие будут спасены и будут жить в раю, а неверующие попадут в геенну огненную. Дьявол будет побежден и наступит предсказанное в Ветхом Завете время без грехов, лжи и ненависти.

     Очевидно, что, несмотря на общее происхождение, само понятие мессия в двух религиях воспринимается по-разному. Сторонники иудаизма не смогли принять Иисуса как мессию, так как с их точки зрения он не выполнил своих функций. Он не принес евреям политическую свободу, а наоборот, сам был распят римским прокуратором; он не очистил землю от ненависти и зла, в подтверждение этому давались многочисленные примеры уничтожения ранних христиан римскими войсками, не приняли они и его казнь, как проявление божественной воли – в те времена казнь на кресте была самым позорным видом казни, а мессия не мог быть уничтожен как простой бунтовщик. С точки зрения иудаистов мессия еще не пришел, и они ждут его до сих пор.

     Следующим принципиальным различием в содержании двух религий является идея первородного греха.

     В начале книги Бытия – общей  книги для евреев и христиан рассказывается о сотворении  первого человека и о жизни его в Эдемском саду. Именно там Адам совершил свой первый грех, вкусив плод от дерева познания Добра и Зла. Последствия этого греха, с точки зрения и  иудаизма и христианства, человек несет на себе до сих пор. В остальном точки зрения этих двух религий расходятся.

     Христианство  считает, что вина за первородный грех наследственная, и человек, появлявшийся на свет до пришествия Христа, рождался с этим грехом. Искупление от этой вины дал людям Иисус, пожертвовав собой ради них на кресте. В этом и заключается смысл первого пришествия Иисуса на землю.

     Человек освобождается от первородного греха, приняв крещение. Человек, не прошедший данный обряд, как бы праведно он не жил, несет на себе первородный грех и не сможет попасть в Рай.

     Для иудаизма не приемлема сама идея первородного греха. Потомки Адама, несомненно, несут  на себе последствия его грехопадения, но это выражается в трудностях, которые выпадают на долю человека на протяжении всей его жизни. Иудаизм  учит, что каждому человеку от рождения дается чистая душа, он с младенчества предрасположен как к греху, так и к праведной жизни. Человек сам решает, грешить ему или нет, сам отвечает за свои поступки и сам несет ответственность за свои грехи, не отвечая ни за первородный грех Адама, ни за порабощенность дьяволу.

     Существует  еще один теологический вопрос, в  котором принципиально расходятся иудаизм и христианство. Сущность этого вопроса заключается в  свободе воли ангелов.

     Если  мы возьмем любой христианский текст, то увидим, что ангелы  не только существа, наделенные свободной волей, но и существа, стоящие выше человека. То же можно сказать и о демонах. Демоны – это падшие ангелы, последовавшие в ад за Люцифером. Основная их функция – искушать человека, ввергать его в грех, чтобы потом получить в аду его бессмертную душу. Понятие это восходит к самым истокам христианства и не изменило своего значения до наших дней. Например: "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" – утверждается в "Новом Завете" (1-е Послание Иоанна, 3:8).

     В книге В. Н. Лосского «Догматическое Богословие» приводится следующая  картина борьбы ангелов и демонов: «Зло имеет своим началом грех одного ангела, Люцифера. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожанию по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожания, ненависть к благодати, ибо бытие его создано Богом; мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, силится хотя бы исказить его (то есть разрушить человека изнутри, совратить его). Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

     В иудаизме мы наблюдаем совершенно иную картину. Драма не разыгрывается  первоначально на небе, все земные беды вызваны падением человека. Непослушание человека привело к разрушению его самого, как цельного существа, к разрушению земли как благодатного края, так как только после падения человека она стала производить «паразитов», даже в какой-то мере к разрушению небес, так как человек, согрешив против Яхве, вызвал его гнев, который породил демонов. Сатана в иудаизме – это не антагонист Бога, не дьявол, стремящийся к гибели человека, это дурное побуждение внутри  самого человека.

     Ангелы  и демоны в иудаизме не мыслятся, как существа, наделенные своей собственной  волей, это своеобразные орудия, служебные  духи, которые выполняют определенную миссию и лишены своих собственных  интересов. Так Сатана провоцирует  человека на дурные поступки, записывая  их. На Божественном суде он предстает  как обвинитель человека, воспроизводя перечень грехов, совершенных человеком  в течение его жизни, но не как антагонист Бога, стремящийся получить в свои владения как можно больше душ.

     Обратим внимание, что в этом вопросе затронут не только теологический, но и психологический  аспект – взгляд религии на место  человека в космосе, а также различие взглядов на ответственность человека за свои поступки.

     В христианском мировоззрении над человеком стоят высшие существа – ангелы, направляющие человека на путь истинный и демоны, которые стремятся помешать человеку идти по этому пути. За царящее в мире зло человек не отвечает, так как зло – дело рук дьявола. В Танахе мы видим совершенно иное мировоззрение. Согласно еврейскому священному писанию каждый человек должен осознавать, что ради него создается этот мир, человек является полноправным участником в творении. 

  1. Сходство  и различие в богослужении между иудаизмом и христианством
 

     Историки  отмечают такой факт, что до разрушения Храма в 70-м году между христианской и иудаистской литургией было много общего, более того, христиане могли принимать участие в иудаистском богослужении. Но, несмотря на разрыв, произошедший между христианством и иудаизмом, первая религия сохранила немало схожих черт.

     Так, например, во всех течениях христианства сохранилось чтение Нового и Ветхого  Завета во время литургии, восходящее к чтению Торы и книги Пророков в синагоге. В иудаизме существует такое понятие как недельная  глава, под которой подразумевается  чтение отрывка из пятикнижия каждую субботу. Все пятикнижие разделено  на 54 части и читается на протяжении всего года. Иногда, чтобы уложиться  в годичный цикл, в субботу читают по два отрывка из Торы. Примечательно, что в иудейские праздники, также  как и в праздники христианские, читается глава из Торы, посвященная этому событию.

     Немалую роль в литургии обеих религий  занимает чтение псалмов.  Псалтырь – библейская книга Ветхого Завета, содержащая излияния восторженного  верующего сердца при жизненных  испытаниях. В иудаизме псалтырю соответствует  Тегилим, расположенный в начале третьей части Танаха. Два вступительных  псалма задают тон всей книге, все  псалмы сложены по правилам еврейской  поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

     По  содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются  мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.). В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. Первую составляют псалмы 1-40, вторую — 41-71, третью — 72-88, четвёртую — 89-105, пятую — 106—150. Отметим, что чтение псалмов в храме и дома является неотъемлемой частью богослужения.

     Говоря  о богослужении также нельзя не отметить, что некоторые христианские молитвы  пришли из иудаизма. Например еврейская молитва Каддиш начинается словами «Да возвеличится и освятится великое имя Его», сложно не заметить, что она пересекается с фразой «Да светится имя Твое» с православной молитвы Отче наш. Даже элементы многих молитв созвучны с иудейскими, например Аминь, распространенное в православии восходит к еврейскому Амен (что в переводе означает исполнитель) и призвано подтверждать истинность произнесенных слов; аллилуйя восходит к еврейскому халелу –Йах (буквально хвалите бога Яхве) – молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу; осанна восходит к хошанна (мы молим), используемое в обеих религиях как хвалебное восклицание.

     Таким образом, между христианством и  иудаизмом немало сходства это обуславливается  прежде всего тем, что христианство является дочерней религией по отношению  к иудаизму. Священная книга иудаизма Танах является составной книгой Библии, общими являются и некоторые  молитвы, заимствованные в эпоху  раннего христианства и молитвенные формулы (аминь, осанна и аллилуйя). Но, несмотря на многочисленные сходства, между этими религиями существует и немало различий. Евреи не воспринимают Христа как мессию, не признают его божественной сущности, не признают первородный грех, не считают ангелов и демоном высшими существами, стоящими над человеком.

Информация о работе Сравнительный анализ христианства и иудаизма