Особенности миссионерского служения Святителя Николая Японского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:06, реферат

Описание работы

Святитель Николай Японский принадлежит к тому числу духовных наставников, великих миссионеров земли Российской, равноапостольных подвижников память о которых заповедовал хранить апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).

Архиепископ Николай (Касаткин) был Апостолом Японии, его трудам православные японцы обязаны самой возможностью принадлежности к Вселенскому Православию. Японская Автономная Православная Церковь, имеющая в своем составе трех епископов и несколько епархий, соборы, монастыри, семинарии, издательства и множество прихожан, стала признанной сестрой Поместных Православных Церквей. Сегодня Японская Церковь полной канонической самостоятельности (автокефалии) еще не имеет, но ее автономия означает, что, будучи плоть от плоти Русской Православной Церкви, в повседневной жизни она является полностью самоуправляемой.

Содержание работы

I. Ведение………………………………………………………………………..с.1

II. Основная часть:
Краткая биография Святителя до начала миссионерского служения.с.2
Предпосылки решения о миссионерском служении в Японии………с.3
Путь в Японию. Промыслительная встреча…………………………..с. 4
«Невеста»………………………………………………………………..с. 5
Выдающиеся ученики…………………………………………………..с. 6
Открытие миссии………………………………………………………..с..8
Собор Воскресения Христова………………………………………….с.12
Война…………………………………………………………………….с.13
Итоги жизни и служения равноапостольного Николая Японского…с.16

III. Заключение…………………………………………………………………с.17

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

ПРАВОСЛАВНЫЙ  СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ  БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ  

V курс, заочное отделение 

ЦДО г. Сыктывкара

 

Катехизаторский факультет

 

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИЙ  (спецкурс) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

«Особенности  миссионерского служения

  Святителя Николая  Японского» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2003/2004 г. 
 
 

   План  реферата

   I.  Ведение………………………………………………………………………..с.1

   II. Основная часть:

  1. Краткая биография Святителя до начала миссионерского служения.с.2
  2. Предпосылки решения о миссионерском служении в Японии………с.3
  3. Путь в Японию. Промыслительная встреча…………………………..с. 4
  4. «Невеста»………………………………………………………………..с. 5
  5. Выдающиеся ученики…………………………………………………..с. 6
  6. Открытие миссии………………………………………………………..с..8
  7. Собор Воскресения Христова………………………………………….с.12
  8. Война…………………………………………………………………….с.13
  9. Итоги жизни и служения равноапостольного Николая Японского…с.16

III. Заключение…………………………………………………………………с.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

    I. Введение.

    Святитель Николай Японский принадлежит к  тому числу духовных наставников, великих  миссионеров земли Российской, равноапостольных подвижников память о которых заповедовал хранить апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).

      Архиепископ Николай (Касаткин) был  Апостолом Японии, его трудам православные японцы обязаны самой возможностью принадлежности к Вселенскому Православию. Японская Автономная Православная Церковь, имеющая в своем составе трех епископов и несколько епархий, соборы, монастыри, семинарии, издательства и множество прихожан, стала признанной сестрой Поместных Православных Церквей. Сегодня Японская Церковь полной канонической самостоятельности (автокефалии) еще не имеет, но ее автономия означает, что, будучи плоть от плоти Русской Православной Церкви, в повседневной жизни она является полностью самоуправляемой.

    Равноапостольное  достоинство служения Святителя  Николая Японского определяется евангельским «по плодам их узнаете  их»: до начала его проповеди в  Японии не было ни одного православного  японца, а ныне Японскую Церковь возглавляют епископы-японцы, в ней служат японцы-священники, в ее храмах молятся коренные жители страны восходящего солнца.

    В 1970 году Русская Православная Церковь  причислила к лику святых архиепископа Николая (Касаткина), память которого было постановлено праздновать 16 февраля по новому стилю.

    Для того, чтобы определить особенности  миссионерского служения Святителя  Николая, Апостола Японии,  я в  первую очередь обратилась к его  дневникам и письмам в сборниках  «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии» и «Николай-До. Краткое жизнеописание и выдержки из дневников».

    Первый  названный сборник представляет собой живое и своевременное  свидетельство о Православии, как  о полноте истины. Это письма учителя к ученикам языческой земли, они отражают напряженность литургической жизни самого Святителя и его глубокое проникновение в самую суть святоотеческой традиции. Письма не только эмоциональны, но и «программны» для миссионеров, православных педагогов и для любого человека, интересующегося вопросами вероучения. Многие фрагменты публикуются впервые.

    Второй  из названных сборников интересен  тем, что наиболее полно отражает личностные черты архиепископа Николая, его духовный облик и, вместе с  тем, напряженные ежедневные миссионерские труды по просвещению Японии светом веры Христовой. Дневники святого вообще редкий жанр святоотеческой литературы, а в случае с Владыкой Николаем они уникальны своей пронзительной правдивостью и тем непередаваемо живым образом Святителя, которым дневники обогащают и уточняют наши знания о его жизни.

    Так же в моих трудах мне помогла книга  «По Японии (записки миссионера)»  архимандрита Сергия (Страгородского), которая содержит живой и увлекательный  рассказ о проповеди Слова  Божия на японской земле, о работе православной миссии, о ее славных тружениках и, конечно, о Святителе Николае. Это взгляд будущего двенадцатого Всероссийского Патриарха Сергия как бы «изнутри» на просвещаемую Японию и на будни православной миссии.

    Основные  биографические сведения и этапы миссионерского служения Святителя Николая Японского  достаточно полно освящены в очерке «Миссионерский подвиг святого Равноапостольного Николая в Японии» архимандрита Георгия (Тертышникова).

     II. Основная часть:

    1. Краткая биография Святителя до начала миссионерского служения

      «В глухом селе Березе, Белевского  уезда, Смоленской губернии в  скромной семье диакона Димитрия  Касаткина родился 1 августа 1836 года второй сын, будущий архиепископ  Николай, нареченный во святом  крещении в честь Предтечи и Крестителя Господня. Младенцу дано было Господом явить себя светочем православия, воженным Русской Православной Церковью на далеких островах Японии.

    Нерадостно  было его детство: лишившись 5-летним ребенком матери, он испытал беспросветную нужду и горе сиротства. Ранние скорби и лишения закалили ребенка, выработав в нем силу воли и выносливость, развив и горячую религиозную настроенность. Ваня Касаткин привлекал к себе окружающих живым умом, одаренностью, общительностью. Непоколебимая вера в Бога и сила воли были залогом преодоления в будущем всех препятствий на пути проповеди архиепископа Николая. Нелегки были и юношеские годы Вани. Окончив первым духовное училище, мальчик поступил в Смоленскую духовную семинарию. Как вспоминает сам Владыка Николай, железных дорог тогда не было и, не имея денег на подводу, он вынужден был с другими беднейшими семинаристами тащиться пешком по трущобам более 150 верст, чтобы попасть в стены семинарии. Нелегка была и жизнь в «бурсе» при холоде и голоде, грубом отношении окружающих. Суровая семинарская жизнь еще более закалила одаренного юношу».1

    В 1856 году Николай Касаткин окончил  Смоленскую духовную семинарию и  с прекрасными отзывами и характеристикой  был отправлен в Санкт-Петербургскую  духовную академию на казенный счет. В академии молодой человек проявил недюжинные способности, и ему пророчили профессорское звание, но неожиданно для многих он подал прошение о направлении его в Японию, но непременно с принятием монашества. 18 мая 1860 года Святейший Синод назначил кандидата богословия Николая Касаткина настоятелем консульской церкви в Хакодате. 24 июня в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий (Надеждин) совершил постриг в монашество с наречением имени Николай. В «объятия Отча» звала Церковь, и молодой человек с радостью принес в жертву Христу свою молодость, свои силы и свои дарования. Напутствуя молодого монаха, епископ Нектарий сказал: «Не в монастыре ты должен совершать течение подвижнической жизни, тебе должно оставить свою Родину и идти на служение Господу в страну далекую и неверную. Крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольства».2

    1. Предпосылки решения о миссионерском служении в Японии.

    Надо  сказать, что окончательное решение Святителя Николая сделаться православным миссионером в Японии было неожиданным для него самого и потому, как видно из его жития, промыслительным. Жизнеописатель Святителя  Николая Японского архимандрит Георгий (Тертышников) сводит воедино разные свидетельства о том, как это решение было принято. «Однажды, проходя по академическим комнатам, Иван Дмитриевич увидел на столе лист бумаги с предложением Синода кому-нибудь из оканчивающих Академию занять место настоятеля посольской церкви в Японии и приступить к проповеди Православия в этой стране. На листе уже стояло несколько фамилий его товарищей. Это приглашение видимо не произвело собого впечатления на юношу, и он спокойно пошел ко всенощной. Но в храме совершилось его призвание. Голос Божий коснулся его души и он вдруг решил, что должен ехать в Японию, и не женатым священником, а монахом. Что-нибудь одно - либо миссия, либо - семья, - твердо решил он. Через тридцать лет после этого дня преосвященный Николай вспоминал, что какое-то неудержимое желание служить Церкви потянуло его тогда в Японию».3

    Лучшие  студенты столичной Духовной академии, Иван Касаткин и его друзья были интеллигенцией духовного сословия, поскольку имели первоклассное  разностороннее образование, обучались  основным европейским языкам, включая классические (будущий епископ владел немецким, а английский выучил уже в Японии), читали светские политические и литературные журналы. Для студенческой элиты должность настоятеля консульской церкви в островной стране Дальнего Востока была весьма скромной, однако, заявление подали 10-12 юных добровольцев. Но все – при условии женитьбы, один Иван Касаткин – иеромонахом - и «победил» всех.

    Это время -  первая половина 60-х годов - эпоха, когда Россия, потерпев поражение  в Крымской войне, стремилась к возрождению под скипетром Александра II-го, и общество было полно новых чаяний; эпоха «великих реформ» в русской истории. Начиная с освобождения крепостных крестьян в 1861 году, одно за другим осуществлялись прогрессивные преобразования во внутренней политике: реформа судебной системы и образования, введение земского самоуправления и т.д. Студенты Духовной академии были «шестидесятниками», современниками своей эпохи, периода разностороннего подъема в обществе, идеалистического энтузиазма и реформаторских настроений. Эта эпоха была отмечена и подъемом в церковной жизни, усилилась тенденция проповеди православия за рубежом, и многие мечтали посвятить себя миссионерству.

    1. Путь в Японию. Промыслительная встреча.

   1 августа  1860 года 24-летний иеромонах Николай отправился в Японию. Это было долгое путешествие на восток через Сибирь, во время которого приходилось покупать повозки и нанимать возничих, а порой и править самому. В конце августа он прибыл в Иркутск, а оттуда около 2-х месяцев спускался по Амуру на лодках до Николаевска-на-Амуре, расположенного в месте впадения реки в Охотское море. Но отец Николай все-таки опоздал на последний пароход, уходивший в Хакодатэ, и ему пришлось остаться зимовать. На счастье, в этом еле различимом на карте городке повстречались два будущих Святителя. Молодой иеромонах встретился здесь с престарелым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием, имевшим богатый опыт миссионерства на Аляске. Иннокентий посоветовал ему «перевести Священное Писание и молитвослов на язык новообращенных туземцев с тем, чтобы православие укоренилось в их культуре». Это стало для иеромонаха Николая настоящей программой действий.

    Видя  скромную одежду инока, Владыка  Иннокентий (Вениаминов) сказал, что  на азиатов-язычников миссионер  должен произвести впечатление, в первую очередь, своим представительным видом. Куплен был отрез бархата, из которого Святитель Иннокентий собственноручно сшил для будущего пастыря Японии рясу.

   Так как  христианам в Японии тогда еще  запрещено было носить наперсные  кресты, владыка возложил на отца Николая крест, полученный в награду за участие в Крымской кампании.4 Так вооружал своего ученика святой Иннокентий.

    1. «Невеста»

    Летом 1862 года иеромонах Николай прибыл в Японию на русском корабле «Амур» без гроша в кармане и с большим долгом. Казначей одной береговой части ссудил бедному монаху 100 рублей серебром.

    «Когда  я ехал туда я много мечтал о  своей Японии. Она рисовалась в  моем воображении как невеста, ожидавшая  моего прихода с букетом в  руках. Вот пронесется весть о  Христе и все обновится.... Тогда я был молод и не лишен воображения, которое рисовало мне толпы отовсюду стекающихся слушателей, а затем и последователей Слова Божия, раз это последнее раздается в Японской стране.... Приехал, смотрю, - моя невеста спит самым прозаическим образом и даже и не думает обо мне».5

    На  деле в Японии все еще оставался  в силе закон о запрещении христианства, введенный более 200 лет назад после  того, как католические миссии, чья  христианская проповедь обратила более  миллиона японцев в христианство, стали оказывать сильное влияние на общественную и экономическую жизнь страны. В середине XIX века Япония сменила политику «закрытой стран», продолжавшуюся с начала XVII века, но было много сторонников изгнания из страны иностранцев. На русских в Хакодатэ смотрели подозрительно из-за конфликтов вокруг о-ва Эдзо (нынешний Хоккайдо). За три года существования русского консульства и храма при нем сменилось два священника.

Информация о работе Особенности миссионерского служения Святителя Николая Японского