Ислам в России: современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Отношения между исламским миром и Западом не так давно были отравлены публикацией карикатур на Пророка Мухаммеда сначала в датской, а затем в некоторых других газетах. Недавно карикатуры были напечатаны снова, в ответ на сообщения о готовившемся покушении на журналиста. Показательно, что реакция на повторную публикацию карикатур в мусульманских государствах была не столь острой, как в первый раз.

Содержание работы

Введение
История развития ислама в России
Ислам в России: современность
Общественные организации и духовные управления российских мусульман
Культура ислама в России
Мусульманские мечети в России
Искусство мусульман
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 215.55 Кб (Скачать файл)

В 1861 году советник коммерции Ибрагим Губайдуллович Юнусов возвел вокруг мечети вместо прежней деревянной – кирпичную ограду и сделал к северной стороне здания кирпичный пристрой с лестницей, удлинил здание на одну оконную ось по фасаду. В 1863 году он же расширил и увеличил михраб, прорубил в нем окно. В 1885 году перестроил минарет, а в 1887 году на средства купцов Валиуллы Гизетуллина (1837-1916) и Мифтахутдина Валишина (1811-1904) круговой балкон минарета был обнесен ажурным металлическим парапетом.

Мечеть представляет собой двухэтажное здание с «Т»-образным пристроем с северной стороны. Вход в мечеть расположен с южной стороны правого крыла этого пристроя. Функционально мечеть разделена на хозяйственный первый этаж и основной второй с анфиладными молельными залами. Помещения мечети перекрыты сводами. В залах второго этажа своды покрыты пышными лепными и позолоченными орнаментами растительного характера, сочетающими мотивы барочного декора и татарского декоративно-прикладного искусства. Узорная лепнина на стенах окрашена в голубой, зеленый и золотистый цвета. В правой части стены, разделяющей залы, расположена дверь на внутристенную лестницу, ведущую па минарет. Винтовая лестница внутри минарета ведет на верхний ярус с выходом на круговой балкон для муэдзина. Три яруса минарета практически лишены декора и относятся к периоду эклектизма.

Во внешнее и интерьерное оформление мечети внесены новые барочные мотивы. Использование современных для того времени стилевых характеристик в архитектуре мечети Марджани поставило ее в ряд с другими выдающимися постройками Казани и российской архитектуры.

Деревня Медяна

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Медяна (или Медяны) – деревня в Краснооктябрьском районе Нижегородской области. Крупный религиозный центр до революции (деревня известна с 1674 года, а в 1917 году тут насчитывалось пять соборных мечетей, все они были разрушены к 1952 году) и ничем не примечательное в советские годы татарское поселение с 1989 года превращается в один из главных в России центров ислама – религиозно-просветительский комплекс «Медина».

Название «Медяна», по одной версии, имеет русское происхождение («Медная»), по другой, произошло от названия «Города Пророка» – ближневосточной Медины. В обоих случаях название было изменено татарским языком.

В Медяне можно увидеть:

1. Мусульманский  религиозно-просветительский комплекс  «Медина», включающий мечеть Рашида  – один из наиболее интересных  образцов современной исламской архитектуры в России.

2. Территория  расселения нижегородских татар  – мишарей, с ее этническими пейзажами, деревнями, мечетями, живым татарским языком и обычаями.

Возведение мусульманского религиозно-просветительского комплекса, ведущееся на средства крупного татарского мецената и предпринимателя Фаиза Гильманова, пока еще далеко от завершения, и построены лишь здания мечети, клуба и поликлиники. Однако в перспективе здесь должен возникнуть главный в России Исламский институт, музей ислама, гостиница и ряд других зданий, макеты которых уже сейчас можно увидеть в музее под мечетью Рашида.

Мечеть Рашида – наиболее примечательная постройка села. Возведенная в 1992—1994 годах и названная в честь матери Гильманова, мечеть Рашида – один из лучших образцов современной мусульманской архитектуры в России, а строивший ее архитектор Ильяс Тажиев прославился также возведением мечети на Поклонной горе в Москве. Действительно, две мечети во многом похожи, но Рашида, уступающая в размере, смотрится гораздо оригинальнее и своеобразнее.

В плане мечеть похожа на цветок с пятью лепестками, причем три «лепестка» увенчаны небольшими куполами, а «лепестки», расположенные по бокам от входа, переходят в минареты довольно оригинальной формы (ближе всего к туркестанскому типу минарета). Вся мечеть выстроена из красного кирпича, внутреннее же ее убранство (растительные орнаменты, суры из Корана) выполнено в бело-золотых тонах, причем интересна планировка: «лепестки» представляют собой что-то вроде приделов в православных церквях. Под мечетью, в бровке холма, находятся небольшой музей и гостиница.

Перед лестницей, ведущей ко входу в мечеть, установлен монумент Йа-Син – памятник всем мусульманам, уничтоженным советской властью. Монумент представляет собой ажурную металлическую стелу высотой 25 метров, на каждой из шести граней которой закреплено по двенадцать металлических пластин с прорезанной в них лазером молитвой, посвященной всем безвинно погибшим за веру.

В целом Медяна производит впечатление единого и целостного ансамбля современных построек, и со временем может быть «осознана» как архитектурная и историческая достопримечательность России.

Вообще же, татары-мишари составляют почти все население деревни, и здесь татарская культура не только сохранилась в полной мере, но и динамично развивается. Татарский язык здесь является языком повседневного общения, местные жители исповедуют ислам, да и внешне, чертами лица и телосложением, мишари сильно отличаются как от русских, так и от казанских татар. Если вас интересует татарская культура в современном виде, посетить Медяну было бы интересно вдвойне, тем более, что местные жители отличаются доброжелательностью.

Башня Тамерлана

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее ранним мусульманским культовым памятником Урала принято считать так называемую «Башню Тамерлана» у поселка Варна Челябинской области. Это квадратное сооружение из крупных квадратных кирпичей, увенчанное 12-гранной пирамидальной башней высотой 16 метров.

Памятник раскапывался в 1889 и 1982-84 гг. внутри него было выявлено несколько погребений, совершенных по мусульманскому обряду. Архитектура башни напоминает постройки Ургенча. Сооружение принято датировать 14-15 вв. Вероятно, «Башня Тамерлана» относится к числу «мазаров» или «тюрбе» – культовых сооружений с погребениями мусульманских святых.

Но среди местных жителей живет красивая легенда о дочери Тимура (Тамерлана) Кисене и воине из его отряда Менгире, которая повествует об их трагической любви, прерванной казнью Менгирея и самоубийством Кисене. Тамерлан якобы повелел на месте гибели и погребения своей единственной дочери поставить мавзолей-памятник – «башню Тамерлана». Обожженный кирпич, продолжает легенда, от Троицка к месту строительства передавался по цепочке воинов. Хотя ученые доказали, что отрядов Тимура в этих местах никогда не было – они проходили южнее, башня остается притягательным объектом для археологов и историков края, а также многочисленных паломников.

В последние годы заговорили о восстановлении столицы Сибирского ханства Искере, что неподалеку от Тобольска. В 2007 году на мысе Искер был установлен памятный знак, в честь древнего города, который существовал там пять веков назад. Это стало одним из решений круглого стола «Историческая судьба Искера», организованного фондом «Наследие» при поддержке Всемирного конгресса татар, общины татар Тюменской области, сотрудников Тобольского музея-заповедника. Среди других решений – организация специального фонда «Искер», создание программы по сохранению архитектурного наследия, строительство мечети, берегоукрепительные работы с целью сохранения уникального археологического памятника. Значительная часть площадки городища, подмываемая своенравным Иртышом, осыпалась в воду, унеся с собой многие сокровища сибирско-татарской культуры, в том числе многие захоронения с древнего некрополя, называемого Ханским кладбищем.

 

Искусство мусульман

 

Во всем мире очевиден интерес к мусульманской культуре. Но российское мусульманское искусство рискует остаться белым пятном на полотне новых культурных движений. Так считает наша собеседница — искусствовед Патимат Расуловна Гамзатова.

– Патимат Расуловна, искусство Ислама обычно ассоциируется исключительно с глубокой стариной. Какие черты присущи современному мусульманскому искусству?

– Современное мусульманское искусство – это понятие нечасто можно встретить в газетных статьях либо в Интернете. Я бы даже сказала, что мы его практически не встречаем. Почему? Прежде всего, это собирательный термин, а следовательно, это искусство должно быть вычленено на концептуальном уровне, через анализ некоего множества художественных артефактов, существующих в большом географическом пространстве. Существует и давний методологический спор, как правильно следует говорить: искусство Ислама – мусульманское искусство или искусство народов, исповедующих Ислам.

Что мы подразумеваем под современным мусульманским искусством: определенный круг проблем, тем, авторов или просто творчество художников, принадлежащих к мусульманскому ареалу? Прежде всего, надо отметить, что современное авангардное искусство вообще связано с художественными принципами, которые формировались европейской культурой. Станковая живопись, скульптура пришли из Европы, и творчество первых художников-выходцев из мусульманской среды развивалось, скорее, в оппозиции к традиционным формам творчества. Другое направление современного мусульманского искусства — развитие каллиграфической традиции новыми живописными средствами.

Научная специализация: этническое, мусульманское и современное ювелирное искусство, мусульманское ковроткачество, народное и современное искусство Дагестана, советское и русское непрофессиональное прикладное искусство. Имеет более семидесяти научных и научно-популярных публикаций.

– Что вы можете сказать о современных мусульманских художниках России? Есть ли они?

– После долгих лет забвения религиозного искусства и проблем религиозного дискурса в творчестве в постперестроечные годы мы сталкиваемся с большим интересом к традиционному, в том числе и религиозному, искусству у представителей всех конфессий России. Конечно же, можно выделить тех художников, которые бережно работают с традицией или транслируют в своем творчестве концептуальные, этические и эстетические качества, свойственные искусству Ислама в формах авангардного и актуального искусства. Особенностью исламского искусства является использование геометрической формы. Такое использование геометрии отражает язык вселенной и помогает верующему отобразить в жизни величие созидания.

– Заходя на всевозможные интернет-форумы, где обсуждается тема современного исламского искусства, сталкиваешься с тем, что их участники плохо владеют материалом, не знают ни тенденций, ни имен художников. В лучшем случае называются несколько известных и востребованных на Западе художников, причисление которых к представителям исламского искусства достаточно сомнительно. Как правило, они иллюстрируют негативное представление Запада об Исламе. Как можно исправить ситуацию? Что нужно делать?

– Действительно, мы очень мало знаем о том, что происходит в мусульманских странах с художественной точки зрения. На Ближнем Востоке, в Турции, Иране проходят масштабные художественные форумы, о которых у нас мало информации. Притом что интерес к нашей стране, уровень престижа российского искусства и искусствоведения там традиционно высок. Так, почетным председателем X Каирского биеннале 2007 года был избран директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Однако в российских СМИ не было ни одной художественно-аналитической или просто обзорной статьи на данную тему. Нет также никакой системы оповещения через Союзы художников или министерства культуры об этих художественных событиях российских мастеров, которые могли бы принять в них участие и получить для этого поддержку государственных организаций, фондов или частных спонсоров. Сейчас такое участие, как правило, – инициатива самих художников, случайно получивших информацию из Интернета.

В Иране в IV международном биеннале искусства исламского мира принимали участие российские художники Адиль Астемиров и Ирина Гусейнова. Их участие в этом событии состоялось вопреки сложившейся ситуации. Ни один источник массовой информации в России не осветил это событие.

Думаю, что дальнейшее обращение арт-критиков и кураторов к современному мусульманскому искусству России и других регионов мира позволит более широко и, главное, более глубоко и многозначно выявить актуальные художественные процессы [1].

В Государственном Музее искусства народов Востока в Москве открыта выставка о традиционной культуре Йемена. Экспозиция рассказывает о традиционной культуре Йемена, страны с богатейшим историческим прошлым, но до сих пор остающейся одним из самых загадочных и малоисследованных регионов Аравийского полуострова.

Выставка посвящена 25-летию Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ), которая явилась одной из крупнейших гуманитарных акций Академии наук СССР. Экспедиция была создана для проведения многолетних археологических, историко-культурных, лингвистических, этнографических изысканий, которые должны дать всестороннее представление об истории и культуре Юга Аравии с древнейших времен до наших дней.

В экспозиции представлена разнообразная утварь и предметы быта, мужские и женские национальные костюмы, женские украшения, головные уборы, сосуды для косметики, национальные кинжалы, работы современных художников, побывавших в Йемене. Благодаря большому количеству аудиовизуальных материалов ее посетители могут окунуться в традиционный мир жителей Йемена, увидеть и услышать рассказ о продолжающейся и поныне работе российских ученых [8].

Информация о работе Ислам в России: современность