Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2009 в 16:07, Не определен
Икона сопровождала православного человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет и с ними уходил в загробный мир. В каждом доме они были самым ценным , дорогим приобретением, переходили из рода в род от родителей к детям, от детей к внукам. Икона поддерживала историческую память рода, скрепляла семью, становилась родовой святыней
Домашние
святыни
Домашняя икона
Икона сопровождала православного человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет и с ними уходил в загробный мир. В каждом доме они были самым ценным , дорогим приобретением, переходили из рода в род от родителей к детям, от детей к внукам. Икона поддерживала историческую память рода, скрепляла семью, становилась родовой святыней.
И вот эти семейные святыни, намоленные не одним поколением в роду, волею случая или преднамеренно, оказались в Храмовом комплексе на Лесной даче. И здесь был построен специально церковно – археологический музей. И у старинных икон начался следующий этап их жизни. Теперь они выполняют не только догматическую и вероучительную функцию, а историческую, эстетическую и познавательную.
Недавно в Выставочном зале прошла выставка икон «Рождественское сияние» из церковно – археологического музея. Я думаю, что эта выставка поможет приобщиться к традиции домашнего православного обихода.
Кстати, на Руси до конца XVII века устроение православного дома было в принципе одинаковым для всех сословий, различаясь главным образом формальной стоимостью предметов. Так что обустраивая свое жилище по православному обычаю, можете представить его себе и крестьянской избой, и панским домом и даже гетманской резиденцией.
Над крыльцом или воротами дома православного христианина всегда помещалась икона — для защиты от злых людей, их недобрых помыслов и всякой нечисти, а также как знак исповедания веры, знак отличия православного жилища. Входившие и выходившие осеняли себя крестным знамением или молились о сохранении дома, о благословении свыше входов и выходов. Над воротами обычно делали навес и под ним помещали икону Спасителя, святого, часто — икону Божией Матери «Неопалимая Купина»: она хранила дом от пожаров. Иконы помещались не только над входом в дом, но и в сенях, где их было не меньше, чем в доме. Там ставили небольшие образки, а также деревянные или металлические кресты.
Дом в жизни каждого человека дом играет огромную роль. И в православной традиции иконы в домашних ритуалах занимали особое место: к ним прикладывали новорожденных, иконой благословляли на брак, в дорогу, в солдаты, освящали дом, перед иконами братались и божились, находили утешение в горестях, перед домашними иконами служили молебны в праздники и во времена несчастий.
На молитву православные христиане вставали лицом к востоку, откуда поднимается солнце. Поэтому красный угол, где ставили иконы, находился, как правило, в переднем (противоположном от печки), восточном или юго-восточном углу. Делается это в знак того, что молящийся стремится к свету, в Царство Божие, ища Христа, который есть «Восток свыше» (Лк. 1, 78). Так говорили пророки, потому что на востоке надеялись снова обрести утраченный рай и с востока ожидали второго пришествия Христа.
Дом христианина
был своего рода домашней церковью,
освященной святыми иконами.
Святой угол
В каждом доме был святой угол, где на полочках стояли иконы (ни в коем случае не висели: вешать икону, в отличие от картины, не полагалось). Место это называли по-разному: передний угол, красный угол, кут, покуть, часовня, божница, киот. Святой угол – он выступает признаков веры – православия, проявлением благочестия, способом формирования духовности, морали, мировозрениям.
Чем зажиточнее хозяин, тем у него, как правило, было больше икон. Причем красный угол был не только в комнатах, а также на кухне, если она имелась в доме; в переднем ее углу тоже стояли одна или несколько икон. У богатых людей все образа помещались в отдельных киотах, и весь святой угол и образующие его стены от пола до потолка были заняты иконами.
По составу икон на божнице можно было «прочитать» духовную историю семейного рода, крестьянской общины и даже целого края. Христианство в Киевскую Русь пришло со своими святыми: Иисус Христос, Пресвятая Дева – Мария, Николай Угодник, Илья Пророк, Святой Пантелеймон, Георгий – Победоносец. С образами святых связана идея заступничества, добра, справедливости. Икона своим символическим художественным языком выражала духовные переживания человека.
Крестьянские божницы были подлинной домашней церковью. По народным воззрениям, они приобретали, благодаря находившимся здесь иконам, особую благодатную силу.
Обязательными атрибутами красного угла всегда считались иконы, рушники, лампадки, свечи. Благодаря им , особенно святому лику, открывается мир Бога, так входит в наши будни взгляд Господен. Таким образом люди воспринимают Божье присутствие, его заботу над всем тем, что происходит в доме. Перед этим святым углом проходят не только прекраснейшие моменты жизни, но и трудные часы. Но Бог всегда здесь, Он смотрит с милосердием и благославляет на все хорошее.
В божнице хранились также просфоры, пучки троицкой березки, кусочки ладана и разные, как говорили богомольцы, «святости», принесенные из святых мест: ладанки, огарки от свечек, горевших у мощей праведников, маленькие иконки. В крестьянской божнице стояла и святая вода. Крещенской (богоявленской) воде придавалось больше значения, чем воде, освященной при молебне. Издавна считалось, что богоявленская вода имеет огромную благодатную силу. В старину ею даже причащали, когда не было Святых Даров, и хранилась она у священнослужителей. Святая вода считалась целебной; крестьяне верили, что она не портится, если к ней не будут прикасаться нечистые руки. Святой водой опрыскивали корм для скота, подливали ее в питьевую воду, в колодцы. На полочке помещали также пасхальные, богоявленские и венчальные свечи домочадцев. Нередко венчальные свечи хранились в киоте за стеклом иконы Спасителя или Богоматери — той самой, которой благословляли перед свадьбой.
Пчеловоды берегли за иконами восковую свечу, принесенную из церкви от утрени в Страстной четверг. Она предназначалась для весеннего
выставления ульев на пчельник (17 апреля). Считалось, что поставленная посередине пчельника свеча обеспечит осенью обильный медосбор, что она оберегает от сглаза недоброжелателей.
За образами хранили и освященную вербу — до Вербного воскресенья следующего года, после чего ее сжигали и заменяли новой. Весной этой вербой скот в первый раз выгоняли в поле.
Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и также хранили за иконами, на разные случаи: клали в житницу и под свежее сено, чтобы не водились мыши, в норы на грядки от землероек и на чердак, чтобы уберечься от пожаров. Бытовало убеждение, что высушенные цветы и трава, которые устилали церковный пол на праздник Троицы, имеют особые свойства. Их берегли под божницей и при необходимости добавляли в корм для больных домашних животных. По убеждению крестьян, на случай болезни неплохо окуривать больного благовонным дымом от порошка «свящонаго цвета», чтобы недуг быстрее прошел.
За иконами
держали «помянники» и
В русской традиции (по крайней мере, с XIV века) сложилась особая иконография для икон, которые называют семейными. В центре такой иконы обычно располагается фигура того или иного почитаемого святого, а рядом с ним или на полях написаны святые, тезоименитые тем людям, которым принадлежала икона. Эти изображения значительно меньше основного.
Известны случаи, когда семейные иконы становились общерусскими святынями.
В старину в
русских домах бывали и такие
иконы, которые составляли достояние
всей деревни. Эти образа заказывали на
общий счет по какому-либо особенному
случаю: в честь избавления от пожара,
от падежа скота или от эпидемии. Чаще
всего на подобных иконах изображались
святые, память которых совпадала с днем
случившегося события. Размер иконы почти
всегда был большой. Хранили святыню по
очереди во всех домах (погодно) и во время
крестных ходов носили вместе с церковными
иконами. Как правило, существовал и местный
праздник по случаю такого события, который
сопровождался молебном («обещанные»,
или «обреченные» дни).
Домашние обряды
Православный человек во всех жизненных ситуациях обращается к иконе. Так было всегда. Ни одно важное событие в его жизни не обходится без иконы.
Крестьянская свадьба, например. Молодые получали родительское благословение, которое давали с иконой в руках.
В день свадьбы икона сопровождала буквально каждый шаг участников события: и проводы невесты для одевания в соседнюю избу, и благословение перед венцом; «ехала» икона и в свадебном поезде. В церкви жених с невестой целовали иконы сначала на венцах, а потом на амвоне. После венчания родители также встречали молодых с иконой и сажали их под образа.
Иконой освящался и замечательней древний обычай побратимства, или крестового братства (первые письменные свидетельства о нем относятся к XI веку). Он сохранялся вплоть до 80-х годов прошлого века. Вот как совершался обряд в селе Дмитровка Херсонской губернии. На второй день Пасхи решившие побрататься люди приходили в дом одного из участников события, снимали икону с божницы, «били поклоны», целовали образ и потом друг друга. После угощения шли в гости ко второму названому брату, но перед уходом хозяин вручал своему побратиму одну из лучших своих икон, часто специально для этого купленную. То же происходило в доме другого названого брата. То, что скреплено иконой, не могло быть разорвано ни при каких обстоятельствах, до самой смерти. У православных издавна известно: «снять образ со стены» — значит принести самую верную клятву, поклясться всей жизнью, памятью предков, своих детей и освященным домом, где находится эта икона.
Присутствие в доме икон поддерживало в православном человеке нравственный порядок, который боялись нарушить при таких свидетелях. Если случалась ссора или какая-нибудь неурядица, говорили: «Хоть святых выноси» — то есть иконы, перед которыми нельзя совершать что-то непотребное. Тогда дом становился недостойным присутствия в нем святыни.
В старину, когда иконы были в каждом доме (особенно крестьянском), для человека привычным становилось постоянное созерцание образа Божия (напомним: «икона» по-гречески «образ»). А молитва перед иконой давала возможность от образа восходить к Первообразу. Любая молитва перед иконой, исходящая из сердца, и есть как бы исполнение предназначения иконы. Еще в начале XX века считалось, что, приступая к молитве, необходимо соблюдать некоторые правила, пренебрежение которыми воспринималось как грех
Родители, вставая утром раньше детей, не позволяли себе будить их, прежде чем совершат молитву сами.. Даже в самые критические моменты жизни благочестивые люди обязательно должны были перекрестить лоб. Неграмотные крестьяне знали очень мало молитв; подчас искажали многие слова. Но, молясь утром, непременно присовокупляли «помянник», с земными поклонами вспоминая . близких. Женщины, кроме молитвы «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», ограничивались перечислением имен чтимых угодников и чудотворных икон Божией Матери. Что касается грамотных крестьян , то они помнили такие молитвы, как «Достойно есть», «Милосердия двери», «Царю Небесный», «Верую».
Индивидуальная молитва, при всей ее важности, далеко не исчерпывает православную религиозную практику. Издавна считалось, что особенно
важна молитва соборная, объединяющая нескольких людей. Конечно, соборная молитва прежде всего возносится в церкви, но такая молитва- |
богослужение допустима и в домашних условиях.
Именно в родительском доме дети учатся любить, верить, отсюда начинается их познание мира. Здесь закладываются основы личности, которые могут вести как к спасению, так и к погибели души. В доме, где почитаются иконы, где все совершается под «Божьим Оком», дети усваивают нравственный закон, который и спасает их в будущей взрослой жизни.
Святой угол не уничтожен. Он живет во фрагментах оформления, отдельных предметах, в семейных реликвиях которые уцелели. Благодаря им пробуждается генетическая память, и мы открываем тайну, которую когда – то постигли наши пращуры. Свет домашней божницы служит для будущего: своими этически – воспитательными наставлениями и олицетворением Правды о смысле жизни, об идеале, по Божьим заповедям бытия.