Взаимосвязь уровня тревожности и уровня интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2010 в 09:02, Не определен

Описание работы

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Актуальность проблемы взаимосвязи школьной тревожности и успеваемости остаётся жизненно острой, т.к. для ребёнка школа-это мир, где он живет, делает открытия, учится общаться, вступая в определённые отношения, которые могут оказывать как положительное, так и негативное влияние. Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Ребёнок, являясь самой чувствительной частью социума наиболее подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (2).docx

— 79.93 Кб (Скачать файл)

    Во-вторых, чувство ответственности идет рука об руку с возрастающим осознанием себя как независимой индивидуальности — источником действий, которые  не могут зависеть от инстинкта или  быть спонтанными, поскольку направлены на нечто полезное. Таким образом, человек разумный чувствует свою независимость или оторванность от остальной природы, и, пытаясь  — хотя и тщетно — покорить природу, приобретает чувство страха и  враждебности по отношению ко всему, что ему неподвластно и неподконтрольно.

    В-третьих  — это присущий нашему мышлению способ рассматривать факты и  события как следующие одно за другим, хотя все они могут происходить  одновременно. Такое последовательное восприятие событий, фактов, попытка  прогнозировать их дальнейшее развитие и принимать соответствующее  решение и дает человеку живое  ощущение времени. Он знает, что необходимо быстро принимать решения, чтобы  опередить время, хотя способ рассматривать  мир аналитически, последовательно, по частям не способствует принятию быстрых  решений.

    Кроме того, осведомленность о будущих  событиях вызывает эмоциональную реакцию  на эти события еще до того, как  они происходят, и соответственно вызывает тревогу по поводу, например, внезапной болезни или смерти. Совершенно очевидно, что это не беспокоит существ, действующих  инстинктивно. 
       В наше время интеллектуальная деятельность — это характерная черта, прежде всего западной цивилизации, хотя и в других культурах она развита настолько, что заставляет их решать ту же проблему хронической тревожности. Однако западная цивилизация сверх всякой меры преуспела в искусстве контролировать развитие событий при помощи организующего начала, свойственного человеческому разуму. Но, похоже, это скорее усиливает, а не ослабляет нашу тревожность. Чем тщательнее мы анализируем мир природы и человека, тем более запутанным он нам кажется. Наша информация о мире так детализирована, а ее масштабы так огромны, что каждый индивидуум, каждый "ответственный делатель" обнаруживает свою несостоятельность в попытках овладеть этой информацией, не прибегая к сотрудничеству с другими, которых, однако, он не может контролировать. Сотрудничество требует веры, но вера относится к сфере инстинктивного; строго говоря, интеллект не доверяет тому, что не проанализировано. Похоже, что конфликт, противоречие, а отсюда и тревожность содержатся в самой природе интеллекта. Будучи действенным, хотя медленным и трудоемким средством сознательного контроля, интеллект выстроил такое информационное здание, которое оказалось слишком сложным, чтобы его можно было охватить методом того же интеллекта, рассматривая события и факты последовательно, одно за другим. Необходимо призвать на помощь машины и других людей, но как много нужно знать, сколько фактов необходимо рассмотреть, чтобы решиться на сотрудничество.

      Интеллект, который в определенном  смысле является системой, построенной  на сомнении, не может слишком  долго существовать, чтобы не  объединиться со своей прямой  противоположностью — инстинктивной  верой. Пока разум и вера  взаимно исключают друг друга,  это противоречие неразрешимо,  следовательно, пока разум продолжает  оставаться систематическим сомнением,  он не может доверять самому  себе.

      Вот почему неуверенность в  себе является наиболее характерным  неврозом цивилизованного человека, и вот почему ему приходится принимать все более и более сложные меры предосторожности, безопасности, двойной или даже тройной проверки перед выполнением каждого решительного действия. Все это приводит к бюрократическому тупику, который всем нам так знаком. 
       Не только тревожность, но также и те состояния абсолютного тупика и беспомощности, которые часто сопутствуют интеллектуальным и неинстинктивным действиям, являются наиболее важными причинами, порождающими антиинтеллектуальные движения в нашем обществе. Возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе.

      Именно нетерпимость и раздражение,  вызванное невозможностью развязать  этот клубок проблем, порождает  то, что в демократических странах  голосуют за диктаторов.

      Именно в знак протеста против  мучительной неспособности совладать  с огромными специальными знаниями  в области литературы, живописи  и музыки писатели и художники  неистовствуют и ломают все  правила во имя безраздельного  торжества инстинктивного начала.

    Именно  восставая против невыносимого количества бессмысленной и непродуктивной бумажной работы, малый бизнес продает  себя крупным корпорациям, а независимые  профессионалы выполняют рутинную низкооплачиваемую работу, за то, не неся никакой ответственности.

      Именно из-за отвращения к сверхсложной  организации всемогущей чиновничьей  службы и невообразимому педантизму, царящему на философских факультетах,  людям, действительно талантливым  и творческим, становится невозможно  работать в наших университетах. 

    Отчаявшись  понять и внести продуктивный вклад  в высокоорганизованный хаос нашей  политико-экономической системы, большое  количество людей просто избегает участия  в политической и социальной жизни. Они создали такой "универсальный" механизм управления обществом, который, подобно сорняку, самовоспроизводится, и в котором нет места ни интеллектуальным, ни инстинктивным ценностям. И следует заметить, что внутренне противоречивая система действий порождает формы бунта, тоже содержащие внутренние противоречия.

     

    1.2.3 Особенности интеллектуального развития подростков 

    В подростковом возрасте активно развивается  речь, язык, происходит расширение активного  и пассивного словаря. Именно через  это решается социализация подростка, формируется интерес к своей  новой жизни. Многие считают, что в подростковом возрасте очень хорошо развивается память, хотя пик её развития наблюдается к 12 годам и дальше удерживается на этом уровне. По сравнению начальной школой, к средней школе память ухудшается. Происходит внутрифункциональное переструктурирование, словесно-логическая память выходит на первый план. Это временное и недолгосрочные изменения. Поэтому здесь очень важно организовать учебную деятельность подростка. В подростковом возрасте память становится функцией интеллекта. Происходит запоминание новых установочных связей, а не оперирование старыми навыками. Также наблюдаются изменения в логической памяти. Запоминается не столько конкретными образами, сколько связями и отношениями понятий (мнемотехники). В связи с развитием внутренней речи вербальная память опирается на неё, превращаясь в интеллектуальную функцию, становясь внутренней мнемотехникой.  

    1.3 Влияние тревожности на развитие интеллекта подростка 

    В процессе исследований было выяснено, что интеллект – это не только продукт, но и предпосылка обучения. З.И.Калмыкова предлагает определять природу интеллекта через «продуктивное  мышление», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний. «Ядро» индивидуального интеллекта, по её мнению. Составляют возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных проблемных ситуациях.

    Также необходимо обратить внимание на «зоны  ближайшего развития», на их особенности  касательно развития интеллекта. Здесь  следует выделить две линии обучения: а) зону активного обучения; б) зону творческой самостоятельности ребёнка.

    Также можно выделить один из основных системообразующих  факторов школьного обучения применительно  к развитию интеллекта – это активное использование детьми языка: расширение словаря, умение словесно излагать свои впечатления, вести дискуссию и т.п. В итоге непосредственный опыт ребёнка проходит символическую обработку, и как следствие, мы наблюдаем мощный толчок в направлении развития способности к абстрагированию и роста вариативности познавательных реакций.

    Поэтому неудивительно, что тревожные подростки, испытывая большую проблему с  высказыванием своего мнения, отстаивания  своей точки зрения, доказательства находятся далеко за, впереди идущими, одноклассниками, способными пользоваться своим словарём, своим багажом  знаний и умений и самое главное  своей активностью в учебном  процессе. Что, безусловно, помогает им в их эффективной учебной деятельности. 

    Как известно, существует подростковый кризис, который связан с половым созреванием. Повышается интерес к своей внешности, формируется новое некое видение  себя. Возникает желание быть взрослым. Появляются конфликты со взрослыми, и внутриличностные конфликты.  Отсюда напряжение; неудовлетворённость жизнью, так как подростки  хотят всего  добиться, появляются хоть и осознанные стремления, но с другой стороны  не всегда выполнимые ими же; всяческие  конфликты, которые взрослые не всегда в силах понять, отсюда проблемы в семье, а ведь в этот период подросток  так нуждается в поддержке  и понимании близких, а если её нет, он, как правило, ищет её у знакомых. Попадает в дурные компании, где  находит свой способ ухода от проблем, именно ухода. Но, ранимая молодая  душа все же, переживает и чувствует, что никто не понимает, никто не поможет, никто не знает каково остаться наедине со своими проблемами. Параллельно с этим подросток продолжает учебную деятельность, уже без особого желания, без энтузиазма. В школе те же взрослые, которые способны лишь на отметку, а не на оценку работы и рекомендации. Всё это порождает в подростке чувство личностной тревожности, неуверенности, а отсюда и плохая успеваемость в процессе получения новых знаний.

2  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1  Основные этапы  исследования 

    На  первом этапе эмпирического исследования с помощью сформированного банка  методик, последовательно проводилась  диагностика испытуемых, необходимо было провести методики, среди которых, школьный тест умственного развития (ШТУР) и опросник для определения личностной тревожности.

    Процедура исследования заключается в последовательном проведении методик. В начале исследования необходимо заполнить бланк теста, выявляющий личностную тревожность. Следующим шагом является выполнение теста умственного развития, в котором по очереди предлагалось, выполнялись задания разного уровня сложности.

    На  следующем этапе исследования проводился качественно-количественный анализ полученных данных с использованием методов  математической статистики. На основании  матрицы интеркорреляций и серии  корреляционных структур.

    Для сопоставления показателей уровня личностной тревожности с другими  данными используем стандартный  пакет программ Statistika 5.0.

    Респонденты:

    В эксперименте участвовали 25 школьников в возрасте 13-14 лет седьмого класса школы-лицея. В качестве испытуемых они были выбраны в связи с  тем, обучение в подобных классах  создаёт, как правило, высокую учебную  мотивацию и вызывает нередко  у школьников фрустрирующие состояния. Это обстоятельство способствует возникновению  повышенной тревожности у подростков, а нам как исследователям даёт возможность проследить её воздействие  на эффективность учебной деятельности.

    2.2 Методы исследования.

Тест  на определение степени  личностной и ситуативной  тревожности

Ч. Спилбергера 

    Для определения уровня личностной тревожности  учащихся мы использовали опросник уровня личностной тревожности, разработанный  Ч. Спилбергером (США) в 1966 – 1973 г.г. Согласно его концепции следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующиеся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

    Тревожность — индивидуальная психологическая  особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в  различных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективных  характеристик, которые к этому  не предрасполагают. С точки зрения автора существует возможность измерения  различий между двумя упомянутыми  видами психических проявлений, которые  обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между  временными, преходящими особенностями  и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера  определяется следующими положениями:

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и уровня интеллектуального развития