Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:42, реферат
В современной психологии, на базе многолетних трудов ученых,выделяют множество теорий развития психики. Многие из них наиболее верны, и пользуются огромной популярностью и уважением в научном мире. В своей работе, я хотела бы рассказать о трех концепциях развития психики- теории привязанности Джона Боулби, теории развития личности Эрика Эриксона и о концепции переодизации детского развития Льва Семеновича Выготского.
Результирующая уверенность в своей правоте – главная награда за добропорядочность – часто обращена против других в виде нетерпимого поучающего надзора. Доминирующее стремление человека – запрещение, а не проявление инициативы.
Ребенок
на этой стадии склонен учиться быстро
и жадно, стремительно взрослеть
в смысле разделения обязанностей и
дел. Хочет и может заниматься
совместными делами, вместе с другими
детьми придумывает и планирует
дела. Подражает идеальным
Соционический подход. Описанные проявления говорят, на мой взгляд, об актуализации задач, связанных с местом наименьшего сопротивления (МНС). Здесь и слишком большая (неадекватная) требовательность, как к самому себе, так и к окружающим, и чувство вины, и внутренний трагизм. Здесь же склонность постоянно накапливать информацию, не умея применить ее творчески. “Принцип “все или ничего” – таит в себе большую потенциальную опасность, как для собственного эго, так и для эго собратьев”, – пишет Эриксон. Этот принцип – характерная особенность МНС.
Эриксон прямо говорит о включении суперэго у дошкольника. И действительно, на этой стадии ребенок проходит первый этап социализации, так или иначе он сталкивается с общественными нормами, еще не умея им соответствовать. Это указывает на включение блока СУПЕРЭГО модели А.
Функция продуктивная, на этой стадии по-прежнему ребенок активно “выдает” все, чему научился, радует и удивляет своими успехами. Возраст “от двух до пяти” – это возраст активной фантазии и ее словесного выражения. Родители таких детей обычно с гордостью рассказывают окружающим о том, чему их ребенок “уже научился”. Все это говорит о продуктивности этой стадии. Слово “генитальная” в названии стадии говорит об этом же – о ее продуктивности.
Как проработать проблемы МНС? Найдя для себя необходимый баланс между инициативой и совестью. Это непросто, но необходимо.
Резюме:
IV стадия. Латентная
Соответствует латентной фазе классического психоанализа.
Возраст 6 – 11 лет.
Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
Эриксон. Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная).
Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.
Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.
Когда
родители видят в трудовой деятельности
ребенка одно “баловство” и “пачкотню”,
это способствуют выработке у него чувства
неполноценности. Опасность
На этой стадии буйное воображение укрощается законами объективного мира, даже чтением, письмом и арифметикой. До того, как ребенок, психологически готовый к элементарной роли родителя, способен стать биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального кормильца. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.
Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества.
Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.
Соционический подход. И вновь после идущих подряд двух продуктивных функций включается акцептная: пришла пора учиться, накапливать знания. А значит, опять пришло время большего потребления, чем отдачи.
На этой стадии происходит уже более серьезный этап социализации: выход в школу – это выход в новые, незнакомые ситуации. Из семьи и близкого, заботливого окружения – в общество незнакомых людей и в мир незнакомых дел. Ребенок пытается во всем попробовать себя, адаптироваться к самостоятельной жизни. Он уже бывает и дома один, и совершает самостоятельные прогулки. Такая ориентировка на общество, незнакомый мир говорит об активизации блока СУПЕРЭГО.
Проявления
этого периода напоминают включение
третьей функции – ролевой, адаптивной.
Она соответствует той роли, которую
мы берем на себя при встрече с
незнакомой ситуацией. Когда неуместно
выставлять напоказ свои истинные побуждения,
мысли и чувства среди
Резюме:
V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность
Классический
психоанализ отмечает на этой стадии
проблему “любви и ревности” к
собственным родителям. Успешное решение
зависит от того, найдет ли он предмет
любви в собственном поколении.
Это продолжение латентной
Возраст 12 – 18 лет.
Задача этапа: идентичность против смешения ролей.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.
Эриксон. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.
Подросток созревает физиологически и психически. В добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Подростки могут себе создавать мысленный идеал семьи, религии, общества. Вырабатывать и перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.
Связь
с окружающими колеблется между
положительным полюсом идентифи
Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются.
Обратное
справедливо для подростка
В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.
Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпмость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.
Соционический подход. Подросток создает себе и другим “рамки”, ограничения: “похож – не похож на идеал” приравнивается к понятию “свой – чужой”. Рамочная, ограничительная функция в соционике – седьмая.
На этом этапе происходит возврат к функциям витального кольца -- подсознательным. Но уже сильным, способным обрабатывать большие объемы информации. Этот огромный объем обрушивается на подростка, накрывая его, как волна. Если учесть, что витальные функции плохо осознаются, то можно понять растерянность подростка, уход от простой и такой ясной ранее реальности в бесконечные вопросы. В этом кризис подросткового возраста.
В этом возрасте нет цельности восприятия мира и себя. Не оформлена личность. Жизнь ставит новые ограничения, необходимо в них вписываться, держать себя в рамках, что бывает очень трудно подростку. До этого этапа все было просто и понятно. Теперь появились вопросы: “Кто я?”, “Какой я?”, “Зачем я?”. Все это напоминает встречу с собственной Тенью (архетип Юнга, соответствующий блоку ИД). Популярные наши книги “Искусство быть собой” и т.п. чаще всего адресованы подросткам, или людям, которые не вполне прошли кризис подросткового возраста.
Проблема “отцов и детей” обостряется на этой стадии, особенно если “отцы” не прошли успешно в свое время аналогичную стадию и жестко держатся за свои идеалы, не принимая идеалов детей. Отцы в таком случае не могут выйти за пределы своих рамок, остаются ограниченными. А дети еще не могут отойти от своих рамок, они еще не обрели достаточной широты взгляда на мир. Вот и общаются – каждый “со своей колокольни”, отсюда непонимание, споры, конфликты.