Связь одиночества и экзистенциальной исполненности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2017 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить связь одиночества и экзистенциальной исполненности жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы конфликта, внутриличностного конфликта в психологической литературе.
2. Охарактеризовать понятие «экзистенциальная исполненность» в традиции экзистенциального анализа.
3. Рассмотреть феномен одиночества как предмет психологического исследования.
4. Выявить гендерные различия в переживании одиночества и экзистенциальной исполненности жизни.
5. Определить связь одиночества и экзистенциальной исполненности жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Конфликт как предмет психологических исследований...........................6
1.2 Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта....……11
1.3. Характеристика понятия «экзистенциальная исполненность» в традиции экзистенциального анализа …………………………………………………...23
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ
2.1. Одиночество как предмет исследования в психологии…………….....…29
2.2. Факторы обусловливающие переживание одиночества и его последствия......................................................................................................34
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ
3.1. Организация и методы исследования......................................................42
3.2. Анализ результатов исследования связи одиночества и экзистенциальной исполненности жизни......................................................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….........……………………………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая ОК.docx

— 159.89 Кб (Скачать файл)

Вопрос второй фундаментальной мотивации – «нравится ли мне жить?». Этот вопрос формулируется, когда исполнена первая мотивация. В рамках этой мотивации речь идет о способности быть эмоционально открытым, о зарождении чувств, о функции эмоций, об искусстве наслаждаться жизнью и глубоко страдать по поводу потери ценности. Вся полнота чувственных переживаний становится доступна человеку, когда он способен не прятаться, а идти навстречу всему, что приносит жизнь. Глубина переживания радости соразмерна глубине страдания [21].

Исполненная вторая мотивация является одной из предпосылок для построения третьего уровня экзистенции, посвященного человеческому Я. В каждой ситуации для человека важно получить ответ на вопрос «Имею ли я право быть таким? И это является основным вопросом третьей фундаментальной мотивации. Оценка собственного поведения, желания, намерения закрепляется в виде суждения, оправдывающего или обвиняющего, что является результатом внимательного всматривания в себя. Центральный механизм оценивания представляет собой согласование ситуации и всех содержащихся в ней ценностей с собственной сущностью. Решив для себя вопрос «Имею ли Я право?» положительно, человек может быть более защищен перед лицом людей, которые также делают свои выводы о нем [25]. В персональной переработке развиваются доверие к собственным оценкам, ориентация на себя и через это - устойчивость к внешним оценкам. Это важнейшие последствия развития самоценности личности, которая является основным новообразованием уровня третьей мотивации. А следствием высокой самоценности является готовность к Диалогу. Имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать другого. Без этого опыта уважение другого невозможно.

Основной вопрос четвертой фундаментальной мотивации звучит следующим образом: «Что я должен делать?» Это вопрос, который адресуется будущему. Тема этой завершающей мотивации - внесение себя в жизнь. «Решимость воплотить Собственное – это вершина мотивационной иерархии - воля. Здесь присутствуют могу, нравится и имею право. Наполненная смыслом воля – основной процесс четвертой фундаментальной мотивации. Он противостоит экзистенциальному вакууму – чувству глубокого разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности» [36].

Таким образом, экзистенциальная исполненность является показателем, который говорит о способности справляться с самим собой и с миром и уметь идти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с собственными ценностями. Такой образ жизни ориентируется на чутье в отношении собственных потребностей и задач, а также в отношении требований ситуации, которые согласовываются друг с другом. У человека с развитой персональностью и экзистенциальностью имеются предпосылки для того, чтобы находиться в диалогическом обмене с миром и тем самым прийти к исполнению своей сущностной структуры.

Вслед за Франклом мы понимаем это как «экзистенциальный смысл» – наполненность жизни смыслом, который, как правило, ощущается как «полнота жизни», как «настоящая» жизнь, как исполнение и как глубокое счастье, потому что в таком случае жизнь является осознанной. Тот, кто проживает жизнь как наполненную смыслом, тот не думает о нем, а отдан процессу его осуществления, подобно тому, как слушающий любимого исполнителя не думает о счастье, которое он сейчас испытывает, а отдан музыке и исполнению [21].

Выводы по 1 главе:

1. Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

2. Внутриличностный конфликт – это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими и всегда сопровождается негативными эмоциями. Конфликт может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.

3. Классификация внутриличностных  конфликтов возможна по многим  основаниям: по конфликтующим элементам; по их влиянию на развитие  личности; по уровню осознаваемости  и др. Поэтому классификации конфликтов  по конфликтующим элементам чрезвычайно  многообразны, что обусловлено сложностью  душевного мира личности и  потенциальной возможностью выделения  в нем неограниченного числа  элементов, вступающих в конфликт. Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.

4. Экзистенциальная исполненность - характеристика качества жизни человека, которая показывает, сколько осмысленного в жизни человека, как часто он живет с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности его решения и поступки, может ли он вносить хорошее, по его ощущениям, в жизнь. Исполненность - это переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого своей сущности и обстоятельствам. «Экзистенциальные» характеристики личности: свобода, ответственность, самодистанцирование, самотрансценденция, осмысленность жизни.

 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА  В ПСИХОЛОГИИ

 

2.1. Одиночество  как предмет исследования в  психологии

 

Исследование различных точек зрения, показало, что не существует единого понимания феномена одиночества. Главная сложность заключается с одной стороны, в определении одиночества как специфического переживания или чувства (К. Роджерс, А. Маслоу, Д. Рассел, У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон, Д.И. Янг, Ч. Спилбергер, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, В.С. Мухина, О.Б. Долгинова, А.О. Прохоров) [16]. С другой стороны, - в понимании одиночества, как объективного состояния (ситуации), так и в понимании его как состояния, вызывающего исключительно негативные переживания (М. Салливан, Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман, К. Боумен, Д.Д. Рисмен, П. Слейтер, Р.С. Рейс, И.С. Кон). Представители различных школ предлагают собственные определения, при этом самостоятельных психологических исследований недостаточно [15].

Несомненно, что феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Все эти работы сходятся в том, что одиночество связано, прежде всего, с «переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания» [18]. В то же время многие исследователи признают, что физическая изолированность не всегда соседствует с одиночеством. «Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество субъективное внутреннее переживание. Многие люди испытывали мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообществе, в лоне семьи и даже среди друзей. Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его» [15]. Итак, У. Садлер, как и многие другие исследователи разделяет изоляцию и одиночество.

Как отмечает Ю.П. Кошелева, зарубежные исследования одиночества сводятся к изучению черт характера и личных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих одиночества, сопутствующих состоянию одиночества переменных, к определению степени его тяжести, а также к составлению различных типологий и шкал одиночества.

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества:

Неофрейдиская модель (психодинамическая). Представители: Зилбург, Ф. Фромм, Рейхман, Салливан. Согласно этой модели состояние одиночества определяют внешние условия. В своём анализе проблемы они исходят из клинической практики и склонны рассматривать одиночество как патологию. Общая оценка одиночества – отрицательная [18].

Гуманистическая. Представитель: К. Роджерс. Одиночество - конфликт между «истинным» и «социально желательным» Я, проявление слабой приспособляемости личности. Причины одиночества уже не в детских переживаниях, а в текущих влияниях на человека в настоящем. Общая оценка одиночества - отрицательная.

Экзистенциальный подход. Представитель: Каол Мустакас. Истоки одиночества - в самой природе человека, люди изначально одиноки. Мустакас призывает преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Оценка – положительная [15].

Социологический подход. Представители: Боумен, Рисмен, Слейтер. Одиночество расценивается не как нормальное или ненормальное состояние, а как нормативное - общий статистический показатель, характеризующий общество. Причина одиночества - вне индивида. Оценка - отрицательная.

Интеракционистская точка зрение. Представитель: Роберт С. Вейс. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида. Природа одиночества имеет не патологический характер и существует в двух типах. «Я убеждён, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения» [16]. Интересно, что в качестве причин формирования одиночества Вейс допускает возможность участия в этом даже инстинкта. Оценка - отрицательная.

Когнитивный подход. Представители: Литиция Энн Пепла, Марсия Мицели, Брюс Морош. Они предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознаёт) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. «Одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - её чувствами, мыслями, поступками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество существует «только в вашей голове» и что это состояние можно, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы». Одиночество рассматривается как нормальное состояние человека, оценка – отрицательная.

Ю.П. Кошелева считает, что модель одиночества У. Садлера стоит особняком по отношению к вышеперечисленным теориям. Садлер определяет одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности». Садлер рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.

Садлер вводит понятие «жизненного мира личности» - он ориентирован на реализацию четырёх возможностей:

- уникальность судьбы  индивида, актуализация врождённого  «я» и его предельной многозначности;

- традиция и культура  личности, т.е. ценности, с помощью  которых личность оценивает своё  внешнее и внутреннее поведение;

- социальное окружение  индивида, способствующее отношениям  с другими людьми и реализации  ролевой функции личности;

- восприятие других людей, с которыми человек может установить  отношения «я - ты», которые могут  перерасти в двойную реальность человеческого «мы» [26].

В случае если, одна или несколько из этих возможностей не реализуются, жизненный мир личности теряет свою целостность и человек узнаёт страдания и одиночества. «Часто одиночество - это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого, или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Оно может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте». Оно также усугубляет ощущение противоестественной и неожиданной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности».

Данная концепция близка отечественному отношению к одиночеству в психологических работах. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью.

Проблема одиночества рассматривалась сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия. Затем стало очевидным, что одиночество связано не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности. Т.е. человек чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей [16].

Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной отечественной психологической литературе.

Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». Эта точка зрения определяет одиночество следующим образом. «Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека». Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе - антагонист этому общению, его враг номер один» [26, с. 114].

Информация о работе Связь одиночества и экзистенциальной исполненности личности