Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по курсу «Психология семьи и семейное консультирование»
Для того чтобы сформировать у родителей правильные установки относительно разногласий, психолог выражает свою радость по поводу того, что в данном случае он имеет дело с ситуацией, когда налицо именно два родителя, а не один, причем оба достаточно развитые, опытные, внушающие доверие люди. Он обращает внимание родителей на то, что каждый человек по отдельности воспринимает мир с какой-либо одной, хорошо известной и понятной ему точки зрения, но при этом может быть «слепым» по отношению к другим, мало известным и понятным ему аспектам ситуации. Поэтому важно, чтобы серьезные решения принимались не в одиночку, а коллегиально, т. е. в процессе обсуждения. «Сейчас, когда вы начнете обсуждение, - говорит он, - вы столкнетесь с разногласиями. И это замечательно. Это значит, что каждый из вас видит в ситуации такие аспекты, которые не видит другой. Это значит, что у вас есть реальная возможность принять действительно правильное, всеобъемлющее решение, учитывающее все аспекты сложившейся ситуации».
Нельзя позволять супругам на первых этапах работы брать обсуждение на дом. Дома общение их может легко возвратиться в привычное русло.
Если общение между супругами в процессе обсуждения начинает принимать черты деструктивного конфликта, значит, они приблизились к «затопленным» разногласиям. В этих условиях целесообразно обратить их внимание на то, что их цель - прийти к единому конструктивному решению, а не бороться друг с другом.
Через некоторое время после того как супруги начнут обсуждать предложение своего ребенка, последний обычно начинает пытаться включиться в их разговор. Психолог должен остановить его. Юноша (или девушка) может обидеться: «Зачем я тогда вообще здесь нахожусь, если я не имею права вступать в их разговор?» На это психолог может ответить: «Ты здесь находишься затем, что твои родители не умеют решать свои проблемы без вовлечения тебя. Твое присутствие и невмешательство необходимы для того, чтобы они научились решать свои проблемы без привлечения тебя, но в твоем присутствии». Этим, по мнению К. Джонсона, возрождаются генетические основы структуры семьи, устанавливаются четкие границы между супружеской, родительской и детской субсистемами. Ребенку дают понять, что он с родителями не на равных, что у них есть свои задачи и проблемы, вмешиваться в которые - не его дело. Родители же начинают ощущать себя именно родителями -людьми, объединенными задачей воспитания ребенка. Они начинают ощущать, что это объективная реальность, существующая помимо их супружеских разногласий и эмоциональных проблем, и они должны требованиям этой реальности соответствовать.
В решении родителей должен обязательно присутствовать аспект санкций - что должно случиться, если ребенок потом нарушит те правила, с которыми сейчас согласится. Например, если было принято решение, что ребенку можно возвращаться домой в будние дни до 12 часов ночи, то его необходимо дополнить условием, что если он нарушит этот « комендантский час », то следующий вечер должен провести дома.
Если за помощью обратилась семья с родителем-одиночкой, следует приложить все усилия, чтобы привлечь к процессу «периферийного» родителя. Если это невозможно, психолог или его помощник могут разыграть роль того («периферийного») родителя. Целесообразно объединять две семьи с родителями-одиночками, чтобы они учились коллегиально принимать решения относительно воспитания своих детей.
Если это семья с отчимом или мачехой, то первый визит к психологу осуществляется без детей. На этой встрече решается вопрос, какую роль в работе будет играть биологический родитель ребенка и новый субъект родительских функций. Ведутся переговоры с прежним родителем - какую долю своих полномочий по отношению к ребенку он готов делегировать новому родителю. Он приедет и сам будет осуществлять родительские функции - или, например, это будет делать новый родитель, но об окончательном решении будет советоваться с прежним родителем по телефону. Это помогает всем участвующим в процессе осознать свою ответственность за судьбу ребенка, воспитывающему родителю - отделить свои эмоциональные проблемы, возникшие в супружеской жизни, от задачи собственно воспитания ребенка.
Данная методика не является панацеей от всех деструктивных родительско-юношеских конфликтов, но является эффективным методом работы в тех случаях, когда родительско-юно-шеский конфликт, связанный с девиантным поведением ребенка, обусловлен структурой семьи.
Особенности:
Коротко их можно определить как воссоздание семейной структуры и иерархии. Раскроем это более подробно:
1. Создание эффективной
иерархической структуры в
2. Создание эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований детям.
3. Расширение субсистемы
детей в субсистему
4. Создание отвечающих возрасту детей условий, для экспериментирования с автономией и независимостью.
5. Обособление субсистемы пары от субсистемы родителей.
6. Коммуникация в семье должна строиться по определенным правилам.
7. Отец должен играть главенствующую роль в семье.
8. Доминирующий аффект,
связанный с проверкой
Работа психолога с семьей
1. Психолог включается в семью и занимает в ней позицию лидера, признавая ценности семьи и приспосабливаясь к ее стилю жизни.
2. Изучение структуры
семьи, особенностей
3. Трансформация структуры семьи через: а) демонстрацию иного стиля общения; б) интерпретацию семье ее структуры; в) рекомендацию изменить действие и сразу же это повторить и т. д.
Основные представители
Теоретические воззрения на процессы, происходящие в семье, у представителей данного подхода в целом совпадают с теми, которые характерны для представителей структурной модели. Отличия от других подходов заключаются в практике работы. После достаточно длинной и серьезной диагностики семьи одному или нескольким членам семьи дается достаточно краткое и понятное инвариантное предписание, т. е. очень четкая и не допускающая никаких изменений инструкция относительно того, что и как он должен сделать. И вот эти действия клиента в случае точного их выполнения должны преобразовать структуру семьи таким образом, что симптомы затруднений исчезнут.
Ценностные ориентации играют значимую роль в организации всего строя семейной жизни [1]. Семилетний опыт консультирования родителей из неблагополучных семей, где дети склоняются к девиантному поведению, убедил меня в решающей роли ценностных ориентаций семьи в генезисе семейного неблагополучия. В социологии, ориентированной на решение демографических проблем, сложился подход, согласно которому в основе семейного неблагополучия (неустойчивость брака, разводы, дезорганизация общения в семье и социализации детей, нуклеарность и малодетность семьи) лежит тот факт, что супруги все более стремятся к удовлетворению потребности в самоактуализации своего "я", саморазвитии и самосовершенствовании за пределами семьи. То есть семья и родительство становятся просто неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, материального неблагополучия и т.п., что и приводит к росту числа неблагополучных семей [2]. Однако, если следовать этой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего "я", саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит.
Так, супруги в нестабильных парах характеризуются низким уровнем социальной адаптации (по сравнению с супругами в стабильных парах), повышенной экстрапунитивностью реакций, выраженной самозащитной реакцией и низким уровнем эмоциональной устойчивости [3, с. 14].Налицо, порой, действительно повышенная внесемейная активность, но связана она, как правило, с "острым ощущением своей неудачливости" в деловой сфере и поиском способов удовлетворения потребности в социальных контактах в группе себе подобных, что нередко связано со скатыванием в алкоголизм и беспорядочные половые связи [4, с. 125–126; 5]. Логичнее здесь предположить, что причиной семейного неблагополучия является не то, что супруги удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании во "внесемейной" сфере, хотя это, естественно, тоже может влиять на семейное неблагополучие, а то, что сами эти потребности у супругов не развиты или находятся в зачаточном состоянии.
ценностные ориентации неблагополучных семей и их характерные черты:
III. Особенности воспитания детей в этих семьях. Вместо того, чтобы установить для ребенка определенные правила и следить за их исполнением, для родителей (в первую очередь, матери) характерно вовлекаться в интенсивные взаимодействия с ребенком, контролируя каждый его шаг. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях между родителями и детьми. Все это в конце концов утомляет родителей, и они склонны частично или полностью (психологически или реально) покидать семью. Периоды сверхконтроля сменяются периодами полной заброшенности. Система наказаний и поощрений зависит не от поведения детей, а от эмоционального состояния родителей. То, за что в одних условиях могут наказать, в других условиях остается без внимания или же вызывает поощрение, улыбку, смех. Кроме того, в этих семьях наблюдается феномен «множественной заботы», когда фигурами, оказывающими воспитательное воздействие, являются слишком много людей с разными мнениями, оценками, которые часто находятся в конфликтах друг с другом. Все это приводит к тому, что ребенок с детства приучается к следующей точки зрения: нет и не бывает таких правил и норм, которые осторожно, при определенных условиях или тайно нельзя было бы нарушать, ориентируясь на какое-либо свое желание.
Кроме того, ребенок приучается
к ощущению, что в случае эмоциональной
напряженности можно и
Вследствие того что родители часто выбывают из семьи, их роль может брать на себя какой-нибудь старший ребенок (« родительский ребенок»). Такой ребенок вследствие своей «родительской» позиции недополучает опыта общения со сверстниками «на равных». У него может возникнуть склонность к чрезмерному морализированию, также узкий круг интересов, связанный с успешным функционированием семьи.
У детей формируется внешний локус контроля (чувство, что мир стимулирует, а я только пассивный восприниматель стимулов), крайне узкий спектр словесного ответа, опыт агрессии без способности настроиться на нюансы своего эмоционального опыта, неспособность сфокусироваться на событии, в котором выходом может быть отложение реакции, возвращение к чему-либо или восстановление опыта.
Воспитание очень часто строится по принципу «чего не надо делать», а не по принципу «что делать надо». Родители делают акцент на контроле и торможении в ущерб руководству. Границы поведения устанавливаются в опоре на родительское настроение
Информация о работе Шпаргалка по «Психология семьи и семейное консультирование»