Сельская школа как воспитательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что вероятно, моделирование воспитательных систем требует соблюдения совокупности педагогических условий, которую составляют условия, необходимые для подготовки начала процесса; разработки концептуальной и нормативной моделей воспитательной системы; запуска и развертывания модели на практике; корректировки и доработки реальной (иконической) модели воспитательной системы; построение воспитательных систем образовательных учреждений разного типа обеспечивается общими (необходимыми для создания, запуска и реализации модели воспитательной системы любого образовательного учреждения) и специфическими (детерминированными типом образовательного учреждения и особенностями протекания процесса воспитания в нем) педагогическими условиями.

Файлы: 1 файл

КР1.2.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

     Стремясь  его реализовать, педагоги ставят детей  в субъектную позицию, включают их в исследовательский поиск, учат применять полученные знания на практике. Организуя жизнь учащихся вне учебного процесса, они стремятся строить ее на принципах самоуправления, нормы и образцы которого, как правило, задают взрослые. По этой схеме строятся системы, действенность которых обеспечивается сугубо педагогическими средствами. Это педагогические системы.

     Если  воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через  создание условий, благоприятных для  этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится к системе педагогической. С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения). Педагогическая система, таким образом, более узкое понятие, чем воспитательная система, но она — костяк воспитательной системы, ее остов.

     Под системой же воспитательной работы, как  правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе школы, в худшем — набор мероприятий, проводимых «для галочки», нередко под давлением извне. При многообразии заданий сверху и стремлении обеспечить их реализацию педагоги идут либо на сокращение набора мероприятий, либо на введение «особых приемов», якобы обеспечивающих решение самых сложных педагогических задач. «Комплексный подход», «погружение», «уплотненный опрос», «день самоуправления», «опорные сигналы» — все это лишь приемы, имеющие право на существование, но в контексте такого более широкого понятия, как «воспитательная система».

     В педагогике давно уже получило признание  понятие «дидактическая система». Как правило, дидактическую систему школы характеризуют через цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Естественно, что в процессе образования реализуются и воспитательные цели под влиянием содержания усваиваемого материала, форм и методов включения школьников в образовательный процесс. Другими словами, дидактическая система, если ее рассматривать с позиций воспитания, является подсистемой воспитательной системы. Таким образом, любое учебное заведение имеет как обучающую, так и воспитательную функцию. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее значимой является и воспитательная функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в сфере обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

     Воспитательная  система школы имеет сложную  структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

     В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач. Во-первых, это формирование у детей целостной картины мира — целостной и научно обоснованной. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, в детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы — дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На реализацию этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. Вторая, не менее важная задача — формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины. Третья задача — приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая — формирование у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности. И пятая — формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

     Субъект гуманистической воспитательной системы  — это не только педагоги, но и сами дети (в этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания). И педагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив — ядро гуманистической воспитательной системы школы.

     Создание  и развитие системы и сплочение  коллектива — два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства — условие и результат развития воспитательной системы школы.

     Не  всякая совместная деятельность является системообразующей. Она должна быть творческой и личностно-значимой.

     Деятельность  и общение детей, детей и взрослых порождают сетку отношений, которые и в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они-то в первую очередь и определяют воспитательный потенциал системы. Отношения — предмет особой заботы педагогов.

     Любая гуманистическая воспитательная система  — система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).

     Таково  наше видение понятия «воспитательная  система школы». У нас в стране сложились различные воспитательные системы, привлекающие все большее внимание педагогов. Функционируют они в разных условиях: и в больших городах, и в сельской местности, и в зонах стихийного бедствия. Созданы они усилиями творчески работающих коллективов, возглавляемых педагогами-мастерами. Их опыт стал объектом пристального внимания со стороны многих педагогов-практиков, исследователей, органов народного образования. В настоящее время количество таких систем, играющих роль опытных образцов, растет. Опыт этот, ставший объектом анализа и размышлений, помогает решать проблему эффективности воспитания подрастающего поколения.

     В настоящее время создание и совершенствование  школьных воспитательных систем стало актуально и для наших зарубежных коллег. Опыт школ «со справедливыми сообществами», «школ без неудачников» привлекает все большее внимание педагогов (в том числе и наших). Вновь берутся на вооружение идеи Штайнера, Кольберга, Френе, Глассера, усиливается интерес к идеям Шацкого, Макаренко, Сухомлинского, Брюховецкого, к опыту наших лучших современных школ (Караковского, Захаренко, Завельского).

     Школьные  воспитательные системы гуманистического типа возникают, развиваются, перестраиваются.

     Важнейшим аспектом управления развивающейся  системой являются укрепление ее системности  на каждом новом витке развития, создание действенных связей между ее компонентами. Нельзя независимо друг от друга разрабатывать цели, намечать системообразующие виды деятельности и ключевые дела, проектировать и развивать гуманистические отношения. Цели должны воплощаться в деятельности, деятельность — вести к определенному типу отношений и т.д. Создание, укрепление и корректировка связей между компонентами системы должны обеспечивать целостность системы.

     Но  главный критерий эффективности  развития гуманистической воспитательной системы — развитие личности ребенка. Становятся условия развития личности более благоприятными или они ухудшаются — от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности выбранного пути. Опыт свидетельствует о существовании закономерности: не только авторитарно управляемое развитие воспитательной системы, но и ее «свободный дрейф» неизбежно приводят к ухудшению условий личностного развития детей, к потере системой человека как цели.

     Управление  воспитательной системой в силу этого  отнюдь не сводится к регулировке процесса ее становления и развития, так как воспитательная система любого уровня — не самоцель. Самоцель — личность развивающегося человека, включенного в эту систему. А это значит, что управлять надо и процессом взаимодействия системы и личности, процессом их взаимного влияния. Этот «личностный» аспект управления требует поиска путей оптимального включения личности (причем каждой — и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (ребенка и взрослого) к рефлексии, самопознанию, самореализации.

     Таким образом, управление любой воспитательной системой можно рассматривать как  трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы, управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности, и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции.

     Эффективность подобного управления во многом зависит  от реализации таких сложившихся в педагогике подходов, как личностный, деятельностный, дифференцированный, средовой, а также от опоры на амбивалентный подход, пока еще не получивший определенного раскрытия. В его характеристике мы исходим из определения амбивалентности, данного А.С.Ахиезером в социокультурном словаре. Под амбивалентностью он понимает «механизм единства исключающих друг друга полюсов дуальной оппозиции, механизм их взаимного изменения, взаимодополнения, взаимопроникновения». Мысль о необходимости использования амбивалентного подхода в управлении воспитательными системами только в последнее время начала осознаваться педагогами, хотя с некоторыми идеями такого подхода мы встречались у классиков и раньше (событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др.). А.С. Макаренко, например, писал о мере любви и суровости по отношению к ребенку. Он утверждал, что ребенок, как растение, требует не только подкормки, но и обрезки, удаления колючек, засохших листьев. Требуется и то и другое.

     Педагогика  — наука о мере. И надо быть очень тонким педагогом, чтобы уловить её, управляя процессом воспитания. И, видимо, задача педагогов — выявить эту меру, чтобы эффективно реализовать ее в процессе управления воспитательной системой.

1.2. Особенности организации  учебно-воспитательного  процесса в сельской  школе

 

     Качество  образования на селе и в городе существенно отличается. Об этом говорили и в советскую эпоху, стараясь стереть разрыв между городом и деревней, и говорят сейчас, замыслив реструктуризацию сельской школы.  
Рискнем предположить, что разрыв между городом и деревней будет всегда. А его насильственное уничтожение – противодействие самой природе развития общественного устройства. Ведь суть разрыва – разные образы жизни, это и задает разные географические, производственные и иные особенности социального устройства. Исходя из этого, можно говорить об особом, специфическом качестве сельского образования.

     По  определению, «Крестьянство – социальная группа, возникшая в процессе разложения первобытного общества и выделения семейного хозяйства. Крестьянам, ведущим индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи, свойственны приверженность традиции в производстве, в быту и в сознании, местная замкнутость, раздробленность». Любопытно, что сама суть крестьянского устройства – индивидуальный труд, владение собственными средствами производства. Может быть, именно поэтому во всем мире не очень-то приживаются разные способы коллективизации сельского труда. Ни колхозы, ни какие иные крупные сельскохозяйственные предприятия не создаются и не действуют массово. Преобладают фермерские хозяйства, построенные прежде всего на семейном труде.

     Крестьянский  образ сельской жизни сказывается  и на качестве образования. И весьма неоднозначно. Иногда очень даже позитивно. В основном тогда, когда сельским детям удается реализовать свой индивидуальный интерес, порыв, энергетику, которые появляются у них благодаря жизни в деревне. Часто удается достигнуть общественно разделяемого успеха. Вот что пишет бывший сельский школьник, нынешний глава концерна «Русский алюминий» Олег Дерипаска: «Очень важно делать в жизни то, что тебе нравится. Я вырос на кубанском хуторе. Дед, который стал моим первым наставником, научил меня читать. Я читал все подряд. Книгу в четыреста страниц “проглатывал” за полтора дня. Меня никто не подгонял: мне это нравилось, мне это было интересно. На то, чтобы прорешать учебник математики, рассчитанный на год, у меня уходила неделя. Но “ботаником” я не был. Мы с друзьями занимались боксом и борьбой, гоняли в футбол, бывало, что и дрались улица на улицу».[Цирульников] Так и должна работать нормальная сельская школа – учить детей реализовывать свои индивидуальные интересы. Это, оказывается, заложено и в природе крестьянского труда, и в возможностях сельского образования.

Информация о работе Сельская школа как воспитательная система