Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:37, курсовая работа
Самооценка - представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Главные функции, которые выполняются самооценкой, -регуляторная, на основе которой происходит решение задач и личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и не зависимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Так же можно сказать, что само оценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам.
Глава 1. Самооценка личности.
1.1. Виды самооценки.
1.2. Личные стандарты и эмоциональный опыт.
Глава 2. Теории о самооценки личности.
2.1. Самооценка личности в теории Блока и Робинса.
2.2. Теория самооценки Куперсмита.
2.3. Теория Джозевса, Маркуса и Тафароди.
Глава 3. История развития психологии личности.
В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.
1.2. Личные стандарты и эмоциональный опыт.
Мы используем свои знания о социальном мире для определение не только значение событий вообще, но и их значение для нас. Мы интерпретируем не только личные качества людей, ситуации и действия, но их значение для нашего благополучия. Люди часто оценивают личную значимость событий, сравнивая их с образом результата, который был бы желательным или приемлемым в данных условиях. Эти критерии оценки желательности событий называют стандартами. Хотя иногда стандарты формируются под воздействием информации, получаемой непосредственно из окружающего мира, часто мы сравниваем происходящие события с интериоризованными личными стандартами, образующими устойчивые структуры личности.
1.2.1. Интериоризованные стандарты.
Интериоризованные стандарты – важное понятие в концепциях личности на всем протяжении развития психологии личности. И во веденном Фрейдом понятии суперэго, и в концепции социальных стремлений и идеализированных Я – образов Адлера и Хорни, и в феноменологическом анализе Я – реального и Я – идеального Роджерса признается влияние интериоризованных стандартов на психическую адаптацию. В теории поля Левина и в теории социального научения Роттера подчеркивается роль интериоризованного уровня притязания в мотивации, достижениях и клиническом изменении поведения. В современной психологии личности психологические стандарты рассматриваются как ключевые механизмы при анализе саморегуляции и целенаправленного действия.
1.2.2. Стандартные несоответствия и подверженность определенным эмоциональным состояниям.
Влияние событий на эмоциональное
состояние не детерминировано событиями
как таковыми. Их роль зависит от
нашей интерпретации их значения
лично для нас. Низкая оценка при
вступительных экзаменах в
Хиггинс предлагает весьма
удачную классификацию
Хиггинс и его коллеги Бонд, Кляйн и Страуман предлагают выделять два параметра, дифференцирующие разные саморепрезентации и ориентиры. Первый, называемый сферой Я, служит для разграничения атрибутов, которыми человек действительно обладает (Я – реальное), атрибутами, которыми человек надеется или желает обладать (Я – идеальное), и атрибутами, представляющими собой обязанности и обязательство (Я – должное). Второй параметр, позиции Я, служит для разграничения разных точек зрения, с которых человека можно рассматривать: личные позиция человека и позиция значимого другого. При объединении этих параметров получается классификационное система, включающая две точки зрения на Я и четыре типа личных ориентиров.
В рамках этой таксономии Хиггинс с авторами сосредоточились на расхождениях между реальным Я и идеальными/должными стандартами. По их мнению, расхождения между реальным и идеальным, а также между реальным и должным порождают качественно различные типы эмоционального дискомфорта. Если ситуация воспринимается как несоответствующее идеальным стандартам, субъективное неудача при попытке достичь идеализированного, желательного позитивного результата должна вызывать чувства печали или уныния. Если же обстоятельства рассматриваются как несоответствующие стандартам должного, они отражают невозможность выполнить обязанности или обязательства. Угроза негативных результатов, связанных с выполнением обязанности, должны вызывать волнение и тревогу. Таким образом, одни и те же объективные обстоятельства должны приводить к разным эмоциональным состояниям в зависимости от того, какие стандарты – стандарты идеальные или стандарты должного – оказались наиболее доступными.
Для оценки индивидуальных различий в устойчивой доступности расхождений между реальным Я и личными ориентирами, Хиггинс с соавторами использовали процедуру оценки, предполагающую свободный ответ испытуемого. Испытуемых попросили составить список атрибутов: 1) которыми, по их мнению, они действительно обладают, 2) которыми они бы в идеале хотели обладать, и 3) которыми, по их мнению они должны, обязаны обладать. Для количественной оценки расхождение между Я – реальным и каждым из двух личных ориентиров к атрибутом из списка Я – реального были подобными соответствующие атрибуты Я – идеального и Я – должного. Число совпавших атрибутов вычиталось из числа не совпавших атрибутов, результатом чего были показатели расхождения между реальным и идеальным, а также между реальным и должным. При использовании этой процедуры были выделены группы испытуемых, у которых отмечались расхождения преимущественно между реальным и идеальным и преимущественно между реальным и должным. Эти испытуемые принимают участие в следующей исследовательской процедуры, когда регистрировались их эмоциональные реакции на некое воображаемое негативное жизненное событие. Хотя все испытуемые мысленно оказывались в одной и той же ситуации, их эмоциональные реакции были разными. Как и прогнозировалось, лица с расхождением между реальным и идеальным, представляя негативный результат, впадали в уныние. При представлении позитивного события выделенные группы не различались. Таким образом, расхождения стандартов порождают специфическую уязвимость в отношении разных типов дистресса в ситуации негативного исхода.
Во втором исследовании,
в котором производились
Было обнаружено, что легкодоступные Я – расхождения связаны не только с временными колебаниями эмоций, но и хроническим эмоциональным дистрессом. Люди, у которых преобладают расхождение между реальным и идеальным, предрасположены к унынию, тогда как люди, у которых преобладают расхождения между их реальной Я – концепции и стандартами должной, склонны испытывать страх и волнение. У пациентов с социальными фобиями и пациентов с клинической депрессии отмечаются в основном в расхождения между реальным и должным и между реальным и идеальным соответственно. Кроме того, по результатом использования методики Q – сортировка расхождения между реальным и должным Я связаны с повышенным уровнем невротизма и пониженным уровнем субъективного благополучия. Я – расхождение – прогностический фактор в отношении эмоционального состояния родителей после рождения детей. Расхождения между реальным и идеальным в период до рождение ребенка несут риск уныния после его рождения, что может обуславливаться тем фактом, что уход за ребенком мешает реализации надежд желаний, не связанных с семейными делами. Интересно отметить, что родители, у которых преобладают расхождения между реальным и должным, после рождения ребенка менее склонны к эмоциональным волнению. Трудности ухода за ребенком, по-видимому, отвлекают родителей от других обязанностей и обязательств, которые прежде вызывали дистресс.
Постоянное ощущение расхождений между реальной Я – концепцией и стандартами также может привести к ухудшению физического здоровья. Люди, считающие, что они не реализуют все свои возможности, и полагающие, в себе, что, по мнению окружающих, они обязаны их реализовать, испытывают большой физический дистресс, страдая в том числе головной болью, плохим аппетитом и проблемами с пищеварением. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что акцентирование Я – расхождений может повлиять на функционирование иммунной системы. В одном из исследований с помощью идиографически составленных письменных заданий акцентировалась Я- расхождения и оценивалась последующая активность естественных клеток-киллеров, которой отражается уровень психического стресса. Акцентирование вызвало негативное настроение и снизило активность естественных клеток-киллеров. Была также обнаружена связь между Я- расхождениями и расстройствами пищевого поведения. Среди студенток расхождения между реальным и идеальным связано с неудовлетворенностью собственным телом, тогда как расхождение между реальным и должным коррелирует с установками и поведениями, характерными для анорексии, которое, как правило, предполагает тревожность и обеспокоенность требованиями, предъявляемыми другими людьми. Однако в одном из работ расхождение между реальным и идеальным не оказалось прогностичным в отношении эмоционального дистресса, связанного с образом тела.
Несмотря на положительные в целом результаты, некоторые сомнения вызывает способность разработанных методик оценки выявить различные формы Я – расхождений. В одном из исследований были обнаружены тесные взаимосвязи между различными типами Я – расхождений, измеренными с помощью метода составления списка атрибутов, который предполагают Хиггинс с соавторами. В результате различные Я – расхождения не были связаны с конкретными эмоциональными переживаниями. Личностные конструкты, стандарты и эмоциональны опыт – это сфера, в которой теория пока опережает метод. Для более точной проверки теоретических идей необходимы более совершенные методике оценки. Значение, приписываемое людьми личности атрибутам, даже тем, которые, по их мнению точно описывают их самих, может быть разным у разных людей и даже разным в разных ситуациях. Поэтому для точные оценки представления человека о себе психологу может понадобится нечто большее, чес список отдельных атрибутов. Полезным в этом плане могло быть выявление индивидуальных способов увязывания определенного атрибута с определенными социальными условиями или межличностными отношениями.
1.2.3. Конструкты, направленные на Я, как интегрированные структуры.
Знания человека о своем
Я – реальном и о стандартах,
представляющих личные ориентиры, бывают
настолько тесно
Страуман и Хиггинс просили испытуемых, у которых преобладали расхождение между реальным и идеальным и расхождение между реальным и должным, а также испытуемых, у которых отсутствовали какие-либо Я – расхождения, завершить серию не законченных предложений, описывающих других людей. Эти предложения были идиографически составлены таким образом, что атрибуты другого человека соответствовали элементам собственных устойчивых расхождений испытуемого. Данные самоотчеты, физиологические и поведенческие показатели свидетельствовали о том, что ненавязчивое акцентирование атрибутов релевантных Я испытуемого, вызывало волнение или умение у испытуемых с расхождением между реальным и должным и между реальным и идеальным соответственно. Таким образом, эмоции, обусловленные Я – расхождениями, возникали даже тогда, когда испытуемых побуждали думать о других людях. Частичное совпадение между атрибутами других людей и представлений о самом себе активировало интегрированную структуру представлений, которые являет собой устойчивое Я – расхождение.