Психология подростка и юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2009 в 15:10, Не определен

Описание работы

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

                                                   

                                                    Введение 

     Сфера психологии  очень обширна и  интересна; и по сей день в ней  содержится множество еще не разрешенных  вопросов,  загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?

     Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь  слова А.Б.  Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания.  На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или не человек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…» [1,3] . И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

                Цель исследования: исследовать  особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый  характер данного периода, его  решающее влияние  на развитие  личности.  
 

     Развитие  теории подросткового  периода. 
 

      Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6–12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами- языком и рукой. Таким образом, хотя здесь еще не приходится говорить о серьезном исследовании проблемы, но нам следует отметить тот факт, что Коменский впервые выделил отрочество как особый период детства (хотя и вкладывал в это несколько иное понимание).

           Следующий, кто обратил  внимание на подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762 году романе “Эмиль” он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как “второе рождение”, когда человек “рождается в жизнь” сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода – рост самосознания. Но собственно научную разработку идеи Руссо получили фундаментальный  двухтомный работе С. Холла “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”, вышедшей  в 1904 году. Холла справедливо называют “отцом “  психологией переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и на долго определил круг тех проблем, которое традиционно стали связывать с подростковым периодом. В духе философии немецкого романтизма содержание подросткового периода обозначается Холлом как кризисом сознания ( период  “Бури и натиска”), преодолев который человек приобретает “ чувство индивидуальности”. По аналогии с моделью биогиноза Э. Геккеля Холл строит свою модель социогиноза, в которой подростковая стадия трактуется как соответствующая эпохи романтизма в истории человечества, то есть промежуточной между детским и взрослым состоянием. Заслуга же Холла, на наш взгляд, в том, что он ввел во-первых  представление о промежуточности, переходности данного этапа развития; во-вторых, понятия кризиса – наиболее значительное его достижение.

           Теоретические модели подросткового возраста представлены во всех ведущих направлениях западной психологии. И хотя теории З. Фрейда и А. Фрейд (психоанализ), К. Левина (гештальтпсихология) и Р. Бенедикт (бихевиоризм) сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все эти теории исходят их общей модели онтогенетического развития – эволюционного.

           Анализ причин смены  социогенетической модели развития на эволюционную показывает, что для  этого имелись предпосылки, сложившиеся  внутри самой психологии. И прежде всего, это работы американских культуроантропологов школы Боас. Эти исследования изучали психическое развитие ребенка в условиях примитивных культур и сравнивали эти условия с  американскими. Р. Бенедикт изучала подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, а ее коллега М. Мид вела исследования подростов на острове Самоа. Собранные данные позволили психологам позднее сделать вывод, что о подростковом периоде как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой  жизнью имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран. Никакого кризиса развития у примитивных культур антропологи не обнаружили, а нашли и описали противоположное – гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. МИД и ее коллеги установили, что подростковый период может иметь разную длительность, а в некоторых племенах он ограничивается несколькими месяцами.

           Антрополог Бенедикт, сравнивая воспитание детей в  разных обществах, пришла к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания  контраста между взрослым и ребенком, который существует в американской системе воспитания. В этих культурах дети с малого возраста включены в труд взрослых, имеют обязанности, несут ответственность. С возрастом то и другое увеличивается, но постепенно. В отношениях взрослого и ребенка существует   взаимосвязь. Поведение не поляризуется: одно для ребенка, другое для взрослого. Это позволяет ребенку с детства приобретать умение и представления, которые будут ему необходимы в будущем. В таких условиях переход от детства к взрослости протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статусов взрослого. Иначе протекает переход от детства к взрослости в условиях, когда важные  требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными (как, например, в обществах с высоким промышленным развитием). В  результате этого складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего.                             Поэтому,  он оказывается не подготовленным к нему при достижении “формальной” зрелости. В этих условиях возникают разные сложности в развитии  и воспитании подростка. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представление о кризисе  как о явлении обусловленном биологически и генетически заданной программой развитии, факты не подтверждали.

           Но эволюционная модель развития сменила социогенетическую  не столько под напором добытых  культуранторополагами фактов, сколько  в связи с другими обстоятельствами. Среди них несомненное значение имело то, что эта модель заняло господствующее положение в самой биологии. Именно здесь, в единственном пункте сходятся содержательно различные западные теории подросткового периода: в понимании процесса психического развития как приспособительного по существу, поскольку эволюционной моделью навязывалось рассмотрение развития как обусловленного необходимостью приспособления организма к среде(к обществу).  Однако, факторы “социальной среды ” бихевиоризм, гештальтпсихолгии, психоанализ и другие западные теории трактуют не одинаково.

           Особое место в  изучении подросткового возраста занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что  внутренний мир индивидуума принципиально  не сводим к каким-то ни было природным  или социальным детерминантам. Подростковая фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется  кризисом связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие  “Я”, возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Но, положив начало  систематическому изучению процесса самосознания и ценностных ориентаций, Шпрангер по нашему мнению явно недооценил  ведущую роль в этом процессе практической деятельности.

           Теоретические положения  Шпрангера были конкретизированы Ш. Бюллер. По ее мнению подростковый этап – это негативная фаза юношеского периода, характерные черты которого: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическим возможностями. Однако, мы считаем, что Бюллер определяла подростковый возраст слишком односторонне.

           Психоаналитической  традиции факторы социальной среды  сводятся к внутреннесемейным отношениям. Это направление, у истоков которого   стоял З. Фрейд, объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Изменение сексуальности в подростковый  период психоаналитики связывают прежде всего с изменением объекта : от членов семьи- к несемейным отношениям. Главное упущение классического психоанализа на наш взгляд, это то, что он связывает подростковый кризис исключительно с фактом полового созревания, хотя уже наблюдениями культуроантропологов было доказано отсутствие однозначной связи между этими явлениями.

           В целом эволюционная модель, используемая для объяснения развития всеми перечисленными направлениями, обусловила  тот дуализм биологического и социального, который на  долгие годы стал преткновения для всей западной возрастной психологии. Эволюционная концепция описывала социальные моменты как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также влияющие на ход развития. Отсюда сакраментальный вопрос:  а что влияет больше – и последующие попытки теорий подросткового возраста избавиться от дуализма.

           Одно из таких  попыток предпринял Г.С. Салливен приписал движущие начала не биологическим потребностям, а социальным. Воспользовавшись только что возникшей теорией межличностных  отношений  Салливен строит свою теорию возрастного развития по аналогии с фрейдистской, но источником развития у него выступают первичная потребность в межличностных отношениях. Развитие сводится к процессу естественного развертывания данной потребности, и сменой шести возрастных стадий  объясняется спонтанным вызреванием новых типов потребностей в общении; в подростковом периоде – гетерофилическая стадия – потребность интимного общения с лицом противоположного пола ( не половое влечение). Таким образом, нам следует отметить, что благодаря теории Саллевена психология подростка обогатилась такой важной проблемой как генезис общения.

           Интеллектуальный  аспект развития подростка стал предметом  исследования Ж.И. Пиаже и его  последователей, которые выделяют здесь  созревание способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию и так далее.

               Итак, рассмотренные теории подросткового   возраста, условно обозначаемые  как теории первого круга, определили систему понятий, в которых могут быть описан этот период онтогенеза и специфику проблем. Однако в дальнейшем потребовалось совместить все разнородные содержательные представления ,которые выработали теории первого круга. Для их объединения необходимо было найти принцип, благодаря которому мозаичная картина подросткового кризиса приобрела бы целостность.

     Помимо  теоретических задач вставших перед  психологии подросткового возраста  на новом этапе ее развития в 30-40 годы нашего столетия актуализировались задачи изучения подростка эмпирическим путем (наблюдение, эксперимент).

     В 50-ых годах А. Гезелл предпринял попытку  упорядочить накопленный эмпирический материал в своей операционнальной концепции развития, который показателем  развития служило “степень взрослости ”. С помощью изменения “степени взрослости” он пытался преодолеть дуализм организма и среды, наследственности и опыта, структуры и функции, души и тела. Исследования проводились в основанном в 1950 году Гезеллом Институте детского развития, однако их теоретическая база оказалась  явно не достаточной, и мы не будем здесь останавливаться.

     Эклектическое объединение разных аспектов развития послужило базой и для разработки понятия “задачи развития ”, которые  широко используются современными западными психологами. Наиболее четко эти задачи сформулировал Р. Хавигурст:

    • достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола
    • достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли
    • приспособление к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела
    • достижение экономической независимости
    • выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности
    • подготовка к браку и семейной жизни
    • развитие интеллектуальных способностей и идеологических концептов, необходимых для компетентного участия социальной жизни
    • достижения социально ответственного поведения
    • выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми стоится поведение.

Информация о работе Психология подростка и юношеского возраста