Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2015 в 21:43, курсовая работа
Термин манипуляции очень популярен среди психологов, а также обычных людей. Впервые о том как важно наблюдение в сфере манипуляциии в поведении "при достижении своих целей были сделаны еще М. Монтенем, Н. Мантескье, Т. Макиавелли. Также по теме управдения людьми различными методами психологии подробно расписывались в книгах Гете, Сенеки, Чистерфилда. Огромное количество изощерёных примеров манипулирования содержиться в исторической и художественной литературе. Термин "манипуляция" взвзят из французского языка. Его истоки идут от латинского слова manipulus что означает "горсть". В 1831 году оно появилось в английском языке.
Главные средства информационной войны ориентируются на этот феномен. Все манипуляции и пропагандистские компании основаны на “эффекте резонанса”, когда «передаваемая» информация, направленная на измену поведения общности, прячется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.
Цель манипуляции это асинхронизации представлений группы-адресата с помощью «эффекта резонанса» и переброска ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенни другую систему ценностей.
К примеру можно рассмотреть «перестройку», декларированную целью у которой было улучшение уже существующего строя, а не его отмена. Потихоньку пройдя через несколько последовательных этапов был таковой результат: разрушение СССР.
«Эффект резонанса» достигается, когда тому или иному факту, проблеме или психологической установке дается искусственно преувеличенное значение, которое по мере продвижения в культурное ядро, вибрирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей. Диссонанс достигается при расширении одной из уже существующих моральных норм, которые в определённых рамках сами по себе помогают обществу.
Рассматрим понятия, которые
отражают способы и проявления
тайного принуждения человека
как социально-психологи
Специфических общенаучных понятий, которые отражают обобщенную схему, модель или механизм такого явления, как скрытое психологическое принуждение личности и имеющих достаточную научную проработку, немного. К их числу в первую очередь отнести манипулятивное воздействие (манипуляции, манипулирование), психологические игры и рефлексивное управление.
Значение понятия “рефлексивное управление” специалисты определяют следующим образом: “управление решением противника" в итоге навязывание ему определенной стратегии поведения при рефлексивном взаимодействия применяется не прямо, не грубым принуждением, а путем передачи ему оснований, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение. Передача оснований означает подключение Х к процессу отображения ситуации У. Тем самым Х начинает управлять процессом принятия решения. Система передачи оснований для принятия решений одним из противников другому называется рефлексиным управлением. Различные “обманные движения” (к приеру:провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) представляет из себя реализацию рефлексивного управления[6].
Таким образом, любые манипуляции и акты манипулятивного воздействия являются составные части данного процесса, т.е. в понятии рефлексивного управления виден общий подход к управлению противником в конфликте с применентем разнообразных приемов скрытого принуждения людей с использованием механизма рефлексии для этих целей.
Рефлексия в самом обобщеном виде в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как они действительно воспринимаются и оцениваются другими людьми или общностями.
Рефлексия (с латинского reflexio
- обращение назад) - выяснение
того, как другие могут знать
и понимать “рефлектирующего”,
его индивидуальные особенности,
эмоциональные реакции
и познавательные представления.
Когда содержанием этих
представлений выступает
предмет совместной деятельности,
развивается особенная форма
рефлексии - предметно-рефлексив
Э.Берном, в рамках его концептуального подхода к межличностному взаимодействию, были выделены: понятие, конкретные формы, классификация и механизмы психологических игр. В этих целях он разработал соответствующий понятийный аппарат и методический инструментарий, который позволяет изучать межличностные манипуляции, осуществляемые, в том числе, и бессознательно.
Берн пишет: “игрой мы называем, линию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой одинаковых трансакций, внешне выглядящих вполне правдиво, но обладающих скрытой мотивацией; точнее можно сказать что это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Отличие игр от процедур, ритуалов и времяпровождений, на наш взгляд,заключается в двух следующих характеристиках: • скрытыми мотивами; • наличием выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуалы - эффективными, а времяпровождение выгодным, но все они по всему чистосердечны (не имеют “задней мысли”). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть непредугаданым. Игры же ,наоборот, могут быть лживыми и часто характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом”[8].
В современом мире самым универсальным
из понятий, отображающих механизм
скрытого психологического
принуждения, является манипуляция.
Это понятие содержит основные
значения - прямое и метафорическое.
Как ни парадоксально, но
в последнее время именно
метафорическое(переносно
2. Профессиональное применение манипулирования и защита от манипуляций
2.1 Виды профессиональных манипуляций
К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее.
Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям». Например, согласно историческим документам, в 1443 году в чешском городе Кутна Гора было основано некое товарищество попрошаек. Правда, по уставу его членами могли стать только пожилые шахтеры, которых из-за возраста выгнали с работы, а милостыню позволялось просить только перед городскими церквями. Документ этот любопытен тем, что из него становится ясно, что профессиональное нищенство было четко налаженным "производством" со своими законами, начальниками и подчиненными.
Одной из самых грандиозных организаций попрошаек в истории была "Ассоциация Нищих", центром действия которых был Париж. Образовалась она в средние века и просуществовала до конца царствования Людовика XIV. В столице Франции "нищие" обитали в отдаленных берлогах, называемых сначала башнями, потом дворами, которые впоследствии получили название Дворов чудес. Самым знаменитым двором был тот, что находился недалеко от Порт-Сент-Дени, между улицей Нев-Сент-Совер и переулком Филль-Дье. Со всех сторон это пространство было окружено низкими темными постройками из глины и грязи, в которых обитали нищие. Как пишут историки, здесь "никто не имел ни веры, ни нравов, не знал ни крещения, ни причащения, ни брака". У нищих был собственный король - великий Костер. Подданные Костера попрошайничали на улицах Парижа, представляясь хромыми, горбатыми, изувеченными солдатами и выставляя напоказ свои язвы и болячки. Возвратившись в свои Дворы, "убогие" снова чудесным образом обретали здоровье - именно поэтому эти дворы и получили название Дворов чудес. "Ассоциация Нищих" имела не только своего верховного главу, свои законы, но и свой собственный язык (арго), который переходил от одного поколения жуликов к другому. Главные приближенные великого Костра управляли кварталами, или провинциями. Они обучали новичков своему языку, преподавали искусство обкрадывать купцов, резать кошельки, которые тогда носили на поясах, приготовлять мазь для фальшивых ран и уметь обманывать народ жалобами. Инспектор французских тюрем Моро-Кристоф, знавший мир мошенников не понаслышке и описавший его в книге, делил рядовых попрошаек на несколько категорий. На низшей ступени стояли так называемые "сироты" - мальчики, "которые в числе трех или четырех бегали на улицах почти нагие, дрожа от холода". Значительно вольготнее себя чувствовали взрослые бездельники, которые "ходили по улицам в хороших фуфайках и плохой обуви, большею частью по два, крича о себе, что они купцы, разоренные войной, пожаром или другими случайностями". Были здесь и мошенники в сопровождении фальшивых жен и детей, просившие милостыню со свидетельством в руках о том, что огонь истребил их дома и имущество. Неплохой доход в казну короля нищих приносили "калеки", выставляющие напоказ жуткие болячки. Одни демонстрировали язвы на руках и ногах и, собирая милостыню в церквах, говорили, что отправляются за исцелением ко святым местам; другие ходили на костылях; третьи представляли больных, падающих в обморок, "и делали это так натурально посредством тугой перевязи на руке, что не только обманывали прохожих, но даже самих докторов"; четвертые притворялись, будто подвержены падучей болезни и в конвульсиях падали на землю, пуская изо рта пену (разумеется, мыльную). В общем, "артистов" было во Дворах чудес предостаточно.
Пытались ли власти бороться с профессиональными нищими? Разумеется, пытались. И не единожды. Но по большей части безрезультатно. Например, еще до создания "Ассоциации Нищих" был издан приказ полиции, в коем говорилось, что если спустя 3 дня после оглашения приказа "все нищие и бездельники не освободят Париж и другие города, они будут отведены в тюрьму, где останутся на одном хлебе в течение четырех дней. Если же по освобождении из тюрьмы по окончании срока они снова будут праздны, не найдут мест и занятий, их ожидает позорный столб; в третий же раз они будут изгнаны из этих мест и заклеймены". Хотя этот строгий приказ и разогнал нищих, принудив некоторых к работе, но ненадолго. И мошенники в конце концов сумели так хорошо утвердиться на той почве, которую эксплуатировали, что основали корпорацию, о которой говорилось выше.
То, что вывести профессиональных попрошаек очень сложно, хорошо видно и на примере России. Сперва с нищенством пытались справиться репрессивными методами (побирушек отдавали в крепостные, били кнутом, клеймили, рвали ноздри, публично казнили). Когда это не помогло, власти постарались справиться с этим явлением с помощью системы организованного призрения. Нищим стали оказывать профилактическую помощь, строить для них дома призрения. В 1894 году в Москве было открыто 40 общегородских попечительств с ежегодной государственной субсидией в тысячу рублей; через два года та же система была введена еще в 40 российских городах. В Петербурге задержанные полицией нищие распределялись по разрядам, в соответствии с которыми потом занимались их судьбой. Тех, кто стал нищим в результате несчастных обстоятельств, сиротства, старости, болезни, помещали в богадельни или дома призрения, либо давали им давали работу и помещали в дома трудолюбия, на фабрики и заводы; от комитета по призрению они получали одежду и денежное пособие. Профессиональных нищих передавали суду; по отбытии наказания иногородние высылались на два года без паспорта, а столичные передавались в распоряжение градоначальника. Тем, кто потерял паспорт и остался без денег, комитет выписывал новые паспорта, давал работу, помогал вернуться домой, снабжая или деньгами или бесплатным билетом на проезд по железной дороге.