Психологический портрет серийного убийцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение психологических особенностей и характеристик преступной деятельности серийного убийцы.

Содержание работы

Введение …........………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические аспекты криминального насилия………………5
1.2 Криминальная агрессия…………………………………………..6
1.3 Типология убийц…………………………………………………..16
Глава 2. Криминологический и психологический подходы,
к рассмотрению преступников и его жертвы...................................21
2.1 Роль парафилии в совершении сексуальных преступлений…...23
Глава 3. Психологические особенности серийных
сексуальных убийц……………………………………………….....29
Заключение…….......…………………………………………………………..32
Список литературы…........…………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

    Неуправляемый тип. Убийцы, относящиеся к этой категории, по некоторым психологическим особенностям сходны с возбудимым типом и являются его разновидностью. Но их специфика заключается в том, что по сравнению с «возбудимым» те же личностные свойства выражены у них более ярко, и это соответствующим образом отражается на поведении, которое приобретает как бы импульсивный характер. У них, как и у «возбудимых», выражено стремление к доминированию, которое они склоны реализовывать и насильственным путем. Но всё-таки они редко становятся лидерами, поскольку не могут прогнозировать свое и чужое поведение, подавлять собственные эмоции, быть хитрыми и расчетливыми.

    Представители этого типа импульсивны, и импульсивность является их ведущим личностным свойством, что выражается в неожиданных и кратковременных аффективных взрывах. Они несдержанны и склонны поступать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или собственных эмоций. Их крайняя вспыльчивость и агрессивность активно питаются социальной запущенностью, несформированностю нормативной системы, в первую очередь нравственной, а низкий интеллектуальный уровень предопределяет содержание интересов.

    Они конфликтны: в местах лишения свободы  такие убийцы выделяются тем, что  нагнетают вокруг себя «грозовую  атмосферу», постоянно допускают нарушения: притесняют других осужденных, недобросовестно работают, провоцируют конфликты, активно участвуют в драках. Самые суровые наказания редко оказывают на них воспитательное воздействие, в беседах же игнорируют любые доводы и аргументы.

    Решающим  для поведения названных лиц, как и у предыдущего типа, является не благоразумие, а неконтролируемые побуждения. Они находятся во власти своих влечений и стремление время  от времени разряжать накопившийся аффект. Поэтому их поведение носит импульсивный характер, что дает основание говорить о них, как об источнике повышенной опасности и высокой вероятности рецидива насилия.

    Упорный тип. Ведущее свойство убийц этого типа – повышенная устойчивость аффективно окрашенных переживаний, что может выражаться: в честолюбии, стремлении повышения собственной значимости, в повышенной восприимчивости, в ригидности (застреваемости), что у них проявляется в малой подверженности воздействию различных «сбивающих» факторов в поведении; в целеустремленности, при которой любая цель, имеющая к ним отношение, может стать сверхцелью; в злопамятности, накоплении обид; в устойчивости, образовавшейся жизненной позиции и склонности к прямолинейности, решительности в поступках.

    Основой упорного типа личности является повышенная стойкость аффекта, его представители дольше, чем другие люди, помнят нанесенную обиду, особенно когда оказываются затронутыми их самолюбие и гордость. Поэтому их характеризуют, как злопамятных, болезненно обидчивых, мстительных людей, для которых характерны такие побуждения, как месть, ревность, «борьба за справедливость».

    Активный  тип. Основной личностной характеристикой убийц этого типа является повышенная активность, которая выражается в постоянно приподнятом фоне настроения и оптимизме, разнообразии интересов, постоянном стремлении перемены деятельности, что обеспечивается присущей им способностью переключаться с одного объекта на другой и приспосабливаться к новой ситуации. При стремлении к острым ощущениям и риску у них ослаблено чувство ответственности, низкий самоконтроль переплетается с легкомыслием. Это люди, которые хотят получить от жизни, прежде всего удовольствие, отсюда и тенденция потакать своим прихотям и влечениям. То, что препятствует удовлетворению чрезмерной жажды удовольствия, может быть или уничтожено, в том числе путем убийства, тем более что они любят риск и острые ощущения.

    Преступники, принадлежащие к активному типу, очень общительны, всегда на виду, необидчивы, настроение чаще всего хорошее и  приподнятое. Если бывают вспышки раздражения, то они проходят, как правило, быстро и бесследно. Им свойственна переоценка своей личности, они много обещают, но делают гораздо меньше, так как слишком быстро переключаются на другое, отвлекаются и не могут долго заниматься одним и тем же делом.

    Переоценка  своей личности одним из последствий  имеет то, что они редко раскаиваются в совершенных убийствах.

    Демонстративный тип.  Они любят быть в центре внимания, очень высоко оценивают себя, и самое страшное для них – оставаться незамеченным. Чтобы добиться признания, они могут охотно идти на ложь, придумывать о себе разные небылицы и причем делать это таким образом, что у собеседника часто даже не возникает сомнений в их правдивости. Это люди, которые способны лгать, иногда даже не осознавая, что лгут. Они могут признаться в совершенном убийстве, если это произведет впечатление или само преступление демонстрирует, по их мнению, какие-то их сильные стороны, например, характер, физическую силу, ловкость, но при этом они некритичны к себе. Свойственная им необдуманность поступков часто проявляется и в совершенном преступлении, что повышает возможность их установления и задержания. Эмоции таких людей поверхностны, что в немалой степени объясняет отсутствие сопереживания потерпевшему.

    Безвольный  тип. Основной личностной характеристикой таких убийц является недостаток волевых качеств. Подобное личностное качество отчетливо выступает в учебе, труде, исполнении обязанностей и долга либо достижения целей. Они обладают повышенной подчиняемостью, и именно по этой причине совершение ими убийств есть следствие подчинения групповому давлению. При этом необязательно, чтобы другие члены группы тоже обвинялись бы в данном преступлении, он вполне могут остаться в тени.

    В местах лишения свободы «безвольные» убийцы, привлеченные уголовной «романтикой», тянуться к группам с отрицательной направленностью. Но трусость и недостаточная инициативность не позволяют таким людям добиться авторитета, поэтому лидеры указанных групп используют их для выполнения мелких поручений или в качестве объекта скрытой гомосексуальной связи. В сложных ситуациях они иногда бывают нерешительны и робки, внешне часто производят впечатление запуганных, боязливых тревожных и беззащитных людей.

    В общении с ними трудно рассчитывать на постоянство или верность слову, тем более при отсутствии у них устойчивых интересов и привязанностей, а также при предрасположенности к наркотизации и алкоголизации.

    Демонстративно  – застревающий тип. Этот тип убийц отличается чрезмерным честолюбием, жестокостью, повышенной ранимостью в отношении всех воздействий, затрагивающих их личность, что объясняет совершение ими убийств. Поведение достаточно гибкое, в нем проявляется способность к реагированию в соответствии и изменениями внешней ситуации. Многие обладают артистическими способностями, могут неплохо сыграть принятую на себя роль, что также определяет гибкость их поведения. Умеют подчинять себе других людей и направлять их поведение на достижение своих личностных и корпоративных целей, но только в той степени, в какой они совпадают с их личным интересом. В данном случае эгоизм, свойственный застревающей личности, усиливается эгоцентризмом демонстративной личности.

    Они умеют производить впечатление  принципиальных, имеющих свой собственный  взгляд на жизнь людей, но это лишь поверхностное, либо обманчивое впечатление. Если ситуация становится неустойчивой и такие лица попадают в сферу конфликтов, они готовы пожертвовать своими принципами. Подобные их личностные свойства обусловлены наличием демонстративного компонента, который существенно ослабляет устойчивость представлений, свойственную для застревающих. Это происходит из-за того, что их слова могут расходиться с делом, они гораздо больше обещают, нежели делают, всячески преувеличивая свои личностные способности. 

    Глава  2. Криминологические и психологические подходы к рассмотрению преступников и его жертвы.

    В глубину мотивационных механизмов преступного поведения лиц, совершающих  серийные убийства, можно проникнуть лишь в контексте их взаимосвязи  с жертвами. Существенно то, что жертвами данного типа преступников всегда являются незнакомые им либо малознакомые люди. Долгое время считалось, что жертвы выбираются случайно (первые попавшиеся в подходящей ситуации). Практика показывает, что это не так. Каждый серийный убийца выбирает себе жертвы по определенному, далеко не всегда очевидному, на первый взгляд критерию [Балобанова Л.Б.].

    Для некоторых киллеров убийство является своеобразной эмоциональной разрядкой, высвобождающей глубоко подавленные, тщательно скрываемые (даже от себя самого) переживания. В сознании серийного киллера связь с жертвой существует, но природа этой связи эмоциональна – опосредованная. Жертва служит как бы пусковым механизмом, пробуждая воспоминания о том, что когда-то давно, в детстве или юности, кто-то унизил, оскорбил будущего киллера, каким-то образом надругался над ним.  Эти свои чувства гнева, страха, ненависти  киллер переносит на невинную жертву. Убивая её, он на какое-то время освобождается от мучительных воспоминаний о некогда пережитом унижении или беспомощности. В глазах убийцы совершенное им преступление – это акт возмездия за прошлое. Тем самым он оправдывает свое поведение, избавляясь от чувства вины. Влияние на последующее поведение утраты самоуважения, переживание несостоятельности и неспособности достойно ответить обидчику доказано в социально психологических исследованиях.

    Почему  убийца, «восстанавливая справедливость», не убивает того, кто стал непосредственной причиной его страданий, того, кто  его унизил и оскорбил? Ответ на этот вопрос дает теория первичной генерализации. Согласно этой теории, стимулы, сходные с теми, которые стали причиной подавленной, загнанной внутрь эмоции, вызывая аналогичную эмоцию, представляют возможность «разрядить» первичную эмоцию. Начальное агрессивное побуждение может быть блокировано как объективной опасностью страх перед наказанием, боязнь возмездия, так и субъективной тревожностью по поводу проявляемой агрессии. Поэтому субъект вынужден на время подавлять свою агрессивность. Однако эмоция требует разрядки и он «ждет своего часа». Когда непосредственная разрядка эмоции блокирована или невозможна, агрессивные импульсы могут быть ослаблены косвенным образом, посредством смещения на объекты менее угрожающие и менее опасные. Иначе говоря, подавленная агрессия направляется по другому руслу, на менее опасного «козла отпущения». С помощью этой теории поведение серийного киллера можно объяснить следующим образом: некогда (как правило, речь идет о детстве или юности) он находился в полной зависимости от человека, ставшего причиной его страданий и унижений. Этот человек блокировал естественную в подобной ситуации ответную реакцию агрессию. Поскольку отсутствовала сразу же возможность дать отпор мучителю, чувство пережитого унижения становилось все острее и стабильнее. Переживания и проблемы, запечатлевшие в душе в период формирования характера будущего серийного киллера, переносятся на людей, чем-то похожих на тех, кто был некогда первопричиной этих переживаний. Один из киллеров показал на допросе, что убил совершенно незнакомую ему женщину за поразительное сходство с его матерью. Однако приносимое с убийством «успокоение» - явление временное. Во-первых, потому, что никто не может засвидетельствовать того факта, что, «обидчик получил по заслугам». Во-вторых, потому, что не устранена первопричина (то есть реальные, а не замещающий объект) страданий. Именно поэтому, согласно данной теории, убийства будут повторяться снова и снова.

    Подавляющее большинство серийных убийц являются сексуальными садистами. Убийство и  полная власть над другим дают им ощущение полноты жизни, вызывают своего рода эмоциональный катаклизм, который сродни оргазму. Этот феномен известен под названием «Синдром Дракулы». Психиатры подметили, что садизму нередко сопутствует фитуализированное поведение. Нередко серийные киллеры уродуют дела своих жертв, вырезают и сохраняют определенные куски или части их тела, чтобы потом их «Смаковать и дегустировать». Именно по этой причине серийные киллеры отдают предпочтение холодному оружию, которое позволяет более тесно контактировать с жертвой.

    Глава 2.1. Роль парафилии  в совершении сексуальных  преступлений.

      Современное представление о  природе аномального сексуального  поведения определенно указывает  на первостепенное значение нарушений  целого ряда биологических процессов. Очевидно, что парафилии во многом связаны с патологией мозга, нарушение функционирования которого приводит к глубоким искажениям всего хода биологического и психического развития личности. Несомненно, что социальные влияния остаются крайне существенными, определяя совершенно различные условия для проявления имеющихся аномалий [Антонян Б.Г].

    Поскольку любое отклонение сексуального поведения  является в той или иной мере отражением более глубокого нарушения половой  идентичности, то есть целостного переживания и осознания себя как представителя пола, значимыми оказываются не только психофизиологические задатки, но и особенности раннего контакта с матерью и характера взаимоотношений между обоими родителями. Не менее важное значение имеет общая атмосфера, в которой происходи усвоение общепринятых ценностей и стереотипов поведения. Сутью парафилий является использование в качестве стимулов сексуального возбуждения, прежде всего запретов (табу) данной культуры. Несмотря на их в целом всеобщий характер, степень допустимости того или иного поведения различается в каждом обществе. Различная ценность отдельной человеческой жизни, достоинства личности, особенно если это касается женщины, может определить и ту дистанцию, которая существует даже в патологической психике, от аномального побуждения до их воплощения, в частности в насильственных формах. Все эти условия, являясь социальными, могут становиться значимыми факторами только тогда, когда они превращаются в социально – психологические, то есть когда они вступают во взаимодействие с определенной готовностью, создаваемой своеобразными биологическими условиями существования организма.

Информация о работе Психологический портрет серийного убийцы