Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2010 в 01:02, Не определен
Психология несовершеннолетних
Психология несовершеннолетних правонарушителей
Психологическая характеристика группового характера преступности несовершеннолетних
Криминогенные факторы преступности несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы
Молодой рецидивист опасен и тем, что по своему возрасту (23-25 лет) он недалеко «ушел» от подростков и юношей и поэтому как личность психологически привлекателен для них. Значит, чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей внутренним законам. Вместе с тем преступность несовершеннолетних характеризуется неравномерностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, сезонам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков.
Чаще всего несовершеннолетние совершают преступления в свободное от учебы время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). Интересно отметить, что «пик» преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени фиксируется наибольшее количество обращений подростков в службу «Доверие» по возникающим у них трудностям в разрешении жизненных ситуаций. До 7% преступлений совершается в учебное время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. До 10% преступлений совершается в период производственной практики и других работ. При этом до 18-20% преступлений совершается в выходные и праздничные дни. Меньше всего совершается преступлений в понедельник. В течение года «пик» преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время.6
Еще один всплеск преступности несовершеннолетних приходится на март месяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови. Знание динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределения обязанностей и ответственности между субъектами профилактической работы.
Групповой характер преступности несовершеннолетних. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, в заформализованности воспитательной работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободной деятельностью «на улице» в среде таких же отвергнутых сверстников.
Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, не удовлетворенная в семье и в учебно-воспитательном заведении, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих заставляют их объединяться в группы.
Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Особенно велика в психологическом отношении роль «тусовок» (мест сбора подростков и юношей), где группируются подростки и юноши, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей -- единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, употребляют токсические и наркотические вещества.
Исследования, проведенные в ряде городов страны, свидетельствуют, что несовершеннолетние придают большое значение «тусовочным» встречам. Около 60% из числа обследованных ежедневно проводят свободное время на «тусовках». В последние годы «тусовки» переродились в своеобразные «клубы по криминальным интересам», в школы по повышению «криминального мастерства». Если в недалеком прошлом для «тусовок» выбирались места, скрытые от милиции и мало контролируемые взрослыми (подвалы, чердаки, подворотни, подъезды, дальние скверы, отдельные нежилые строения и т.п.), то теперь подростки «тусуются» порой на глазах у милиции (на дискотеках, в кафе, ресторанах, казино), оставив подземелья и чердаки для бомжей.7
В основе высокой криминальной активности и мобильности преступных групп несовершеннолетних лежат социально-психологические механизмы переживания успеха в групповой деятельности. Если преступление совершено и безнаказанно «сошло с рук» для членов группы, то группа переживает состояние после преступной эйфории. Члены группы красочно пересказывают друг другу свои похождения, бравируют своей смелостью и удалью, которую они проявили в совершенном деянии. Над допустившим осторожность или струсившим издеваются, его осуждают и клеймят. Это служит уроком для всех членов группы.
Боясь группового осуждения и издевательств, даже самые осторожные подростки начинают брать на себя наиболее рискованную часть нового задуманного преступления, и в новых преступлениях эти «тихони» действуют особенно активно и дерзко. Возникшее после первого «удачного» преступления чувство безнаказанности, подогреваемое переживанием успеха, беззащитности жертвы, «опьяняет» участников группы, стимулирует их к совершению новых все более дерзких преступлений. Поэтому важно не допустить совершения группой первого преступления, после которого ей «терять нечего». Учитывая высокий динамизм групповой преступности и криминальную активность и мобильность преступных групп несовершеннолетних, важно внимательно следить за процессом группирования учащихся, вовремя выявлять лидеров, группы асоциальной ориентации и оперативно принимать меры по их переориентации, разобщению. К сожалению, сотрудники ОППН, социальные и педагогические работники с этим запаздывают и занимаются профилактикой не «сегодняшней» и не «завтрашней», а «вчерашней» групповой преступности учащихся.8
Организованный характер преступности несовершеннолетних. Группирование -- начало организованной преступности, но без определенного руководства со стороны взрослых рецидивистов и мафиозных структур она так и останется лишь групповой преступностью. Именно мафиозные структуры и рецидивисты придают ей организованный характер. Что значит организованная преступность?
Об этом идут длительные дискуссии у криминологов. На наш взгляд, организованность предполагает:
-
включение подростковой группы
в преступную группу более
высокого порядка (взрослых
-
подчинение криминальной
-
организованность связана с
-
организованность предполагает
в качестве обязательного
- организованность предполагает также общие для всех преступных групп, входящих в данную преступную организацию, правила поведения, «законы», «нормы», ценности, получившие наименование «криминальная субкультура».
-
важным элементом
-
наличие определенных «судебных» инстанций,
наделенных правами проводить «разборки»,
наказывать виновные группы или отдельных
участников. Однако здесь приведены признаки
организованной преступности, характеризующие
место в ней подростковых преступных групп.
При рассмотрении особенностей преступности несовершеннолетних необходимо учитывать прочную и гибкую ее связь с молодежной модой. При этом имеют в виду преимущественно связь групповой преступности с модой на вещи (одежду, обувь, другие предметы), которые становятся объектами группового преступного посягательства. Однако это представление однобокое, неполное, поверхностное.
Молодежная мода многолика, она проявляется не только в вещно-предметной сфере, но, прежде всего, в образе жизни (поведении, проведении досуга, в занятиях спортом, межличностных отношениях, в выборе друзей, в получении образования, выборе престижной профессии и т.п.). В криминологической и социологической литературе обычно отражается только механизм связи моды с корыстными преступлениями, где объектами посягательства становятся модные вещи (одежда, обувь, стерео- и видеоаппаратура, автомотосредства, диски, драгоценности и т.п.). Это и понятно, поскольку данная связь наиболее зрима и наиболее полно отражается в материалах уголовных дел и уголовной статистике.9
Однако связи групповой преступности несовершеннолетних с модой более многообразные и сложные. Так, в свое время мода на все итальянское породила группы подростков-«итальянцев», мода на одежду типа телогрейки -- «фуфаечников» и т.п. Мода на людей, имеющих доступ к дефициту, в прошлом порождала спекуляцию и мошенничество, в условиях перехода к рынку -- занятие незаконной предпринимательской деятельностью или рэкетом. Мода на особый тип поведения, характеризующийся бравадой, неуважением правил общежития, может проявляться в глумлении над личностью, злостном групповом хулиганстве, групповых актах вандализма, жестокости и т.п.
Культуризм как мода в спорте побуждает подростков к занятиям боксом, карате, самбо. И это полезно. Однако полученные навыки защиты и нападения часть из них использует против безоружных жертв, что нередко приводит к телесным повреждениям. Такие «культуристы», как правило, не соразмеряют и не хотят соизмерять силу удара голым кулаком, хотя экспериментально доказано, что эта сила удара значительно превышает силу удара в боксерской перчатке. Это то же самое, как если бы удар наносился кирпичом или кастетом. Еще опаснее приемы самбо, дзюдо, карате, применяемые против неподготовленных людей. В современных условиях участились случаи, когда спортивные навыки под массированным воздействием кинобоевиков несовершеннолетние применяют в преступных целях, например, при рэкете, различных «разборках» и т.п.10
Вечно модным было, есть и, наверное, долго еще будет в спорте «болеть» за ту или иную команду, с межгрупповой враждой несовершеннолетних, приверженцев разных спортивных команд -- фанатов. К сожалению, часто эта «болезнь» заканчивается массовыми побоищами и актами вандализма.
Мода
на отдельные виды преступного проведения
досуга стимулирует появление
Однако
нельзя обвинять молодежную моду как
главную причину групповой
Крайние проявления моды особой своей заразительности достигают именно в группе. Если ближайший друг обладает модной вещью, то это особенно стимулирует проявление потребительской психологии несовершеннолетнего. Обладание модной вещью, модное поведение, модное проведение досуга, «болезнь» за модную спортивную команду становятся мотивообразующими факторами и вместе с тем, по мнению подростка, способами наиболее эффективного самоутверждения, демонстрации им мнимого превосходства над окружающими.
Знание этой особенности групповой преступности обязывает сотрудников правоохранительных органов внимательно следить за капризами моды, ее тенденциями, руководить приобщением учащихся к моде, возвышая их потребности и пресекая потребительское отношение к жизни, к окружающим людям. Именно в русле управления модой и воспитания разумных потребностей решаются многие задачи профилактики групповой преступности несовершеннолетних.
Информация о работе Психологические особенности преступности несовершеннолетних