Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:28, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что заболеваемость ВИЧ-инфекцией во всем мире, а в частности в Приднестровской Молдавской Республике имеет тенденцию к росту. С каждым годом число ВИЧ - инфицированных растет и выходит за рамки групп риска. Увеличивается количество людей, заразившихся половым путем (в Приднестровье 83,4%) большинство из которых в возрасте от 18 до 45 лет.
Введение 3
I. Общая характеристика психологических особенностей ВИЧ-инфицированных взрослых и их адаптации к диагнозу 6
1.1. Психологические особенности личности ВИЧ-инфицированных взрослых 6
1.2. Психологическая адаптация к диагнозу ВИЧ-инфицированных взрослых 18
II. Психологическая помощь взрослым при адаптации к ВИЧ-статусу 27
2.1. Этапы оказания психологической помощи при адаптации взрослых к диагнозу ВИЧ – инфекция 28
Заключение 30
Литература 32
Важное место в вопросах психологической адаптации занимает социальный буфер. Социальный буфер - это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.
Психологическая адаптация - это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.
Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.
ВИЧ-инфицированные люди сталкиваются с рядом психологических трудностей, к повседневным проблемам прибавляются проблемы, связанные с болезнью. Осознание того, что ВИЧ-инфицированный – носитель опасного и летального вируса, – серьезный стресс-фактор, воздействующий на основные сферы жизни человека: физическую, общественную и психологическую (эмоциональную). [6, c. 212]
На физическом уровне могут появиться болевые ощущения, расстройство желудка, кожные заболевания и нарушение сна. На эмоциональном – подавленность, отчаяние, злость, падение самооценки. На социальном (общественном) – проблемы в общения с родными и близкими, а также стремление избегать других людей, отказ от любого рода деятельности. Инфицированные люди должны получать комплексную помощь, нацеленную на основные проблемы этих трех уровней.
Осознание факта болезни ведет к личному кризису и крушению веры в основные человеческие ценности, мучительному поиску ответов на вопросы бытия: «Выживу ли я и нужен ли я кому-нибудь? Стою ли я чего-то? Каков смысл моего существования?» Обычных мер по преодолению беспокойства и страха смерти не хватает. Для преодоления кризиса используются все данные личного развития. Каждый человек, находящийся в кризисе, очень нуждается в присутствии других людей. Шведская ученая Элизабет Кублер-Росс определила шесть стадий реакции на кризис (или этапы адаптации к диагнозу), в нашей работе кризисом является известие о ВИЧ-положительном статусе. [20]
Стадии:
1. Шок.
Человек, узнавший о своем неизлечимом заболевании, может отвергать неизбежность тяжелых страданий и фатального исхода. Это является реакцией психологической самозащиты. Реальность уходит из-под ног. Человек может казаться спокойным снаружи, но внутри ему приходится справляться с беспорядочным потоком мыслей. Обычно эта стадия начинается с того момента, когда человек впервые узнает о том, что он ВИЧ-инфицирован. Очень важно не оставлять его одного, быть с ним, спокойно, без неприязни разговаривать, не критикуя, побуждать его говорить. Медицинским работникам следует больше времени уделять пациенту, рассказывая о его диагнозе, чтобы удостовериться в том, что он понимает результаты теста, ответить на все его вопросы, узнать, что он собирается делать в следующие несколько часов и вкратце обсудить возможности помощи.
2. Отрицание.
Человек, оправляясь от шока, не может поверить, что все это происходит с ним. «Это невозможно, это какая-то ошибка! Это неправда! Такое не могло случиться со мною!» – вот что обычно слышат от ВИЧ-инфицированного человека. Бывает, что пациенты проходят новые тесты под другими именами, следят за врачами. Отрицание – это временная защита, позволяющая накопить энергию как физическую, так и эмоциональную. Она потребуется, чтобы справиться с чувством тревоги, появившимся из-за угрозы жизни. Полное отрицание встречается редко. В большинстве случаев вместе с отрицанием человек чувствует глубокое беспокойство ситуацией, в которой должен полностью понять и принять правду. Отрицание значит, что он не хочет говорить о себе. Беседуя с пациентом, важно прояснить, что нужно ему, проанализировать его готовность принять реальность и способности справиться с ней. Если врач, соц. ассистент или психолог работает с клиентом, отвергающим наличие болезни, особенно рекомендуется применять метод активного выслушивания. Вместо того чтобы сосредотачивать внимание клиента на ближайших шагах, лучше предложить разговор о его планах на будущее, надеждах, опасениях и озабоченностях, которые могут воспрепятствовать процессу примирения с болезнью. Пациенту, находящемуся на этой стадии, следует также сообщить о том, где он сможет получить дополнительную информацию, дать ему печатные материалы, ясно и, желательно, кратко описывающие последствия заболевания и главные рекомендации по поддержанию здоровья. Стадия отрицания может быть опасна в случаях полного отрицания, продолжающегося длительный период, и в случаях отказа пациента от лечения и советов врача.
3. Злость, гнев.
После шока следует период, когда отрицание уже становится невозможным. Его заменяет злость, гнев и недовольство. Инфицированный человек спрашивает себя и людей вокруг: «Почему я? Что я сделал? Чем я хуже других?» Злость выражается во всем. Злость может быть направлена на близких, на медработников, на власть. Она может выражаться не только через недовольство и жалобы, но также через самовосприятие людей вокруг. На этой стадии пациент будет настаивать, что все плохо, никто ничего не знает, никто не хочет помочь, и все намерено причиняют вред. Проблемы подавления вспышек гнева возникают и у близких людей и у медперсонала, потому что сложно самому не реагировать, понять, что на самом деле злость не относится к объектам, на которые выливается – проблема в другом. Злость – обычное явление в таких случаях. Очевидно, что любой будет зол, видя, что все его жизненные достижения теперь в опасности. На этой стадии очень важны терпимость и сопереживание. Облегчение наступит после того, как кто-то выслушает все упреки пациента, позволит ему злиться и спокойно, без враждебности будет реагировать на это. Если возможно, вы должны помочь пациенту понять настоящую причину его злости.
4. Обсуждение. Компромисс.
Когда эмоциональные ресурсы человека исчерпываются, он может попытаться пойти на компромисс. Пациент обещает изменить свое поведение, что-то сделать, быть добродетельным в случае, если он поправиться и больше не будет чувствовать боли. Он начинает просить, выговаривать себе некоторые поблажки у окружающих, которые, по его мнению, могут ему помочь. Часто при этом торге он готов поставить на кон очень многое, даже собственную жизнь: «Если они меня вылечат, я не буду никогда обманывать», «Если я брошу курить, вы мне поможете выжить?» Компромисс, по своей сути, - продолжение попыток уничтожить «врага», но не при помощи силы, а хитростью. Когда это не удается, человек вновь сосредотачивается на себе и начинает анализировать свое новое положение и свои возможности в создавшихся обстоятельствах. Беседуя с клиентом, консультанту следует помнить, что в данном случае предложенный «компромисс» необходимо принять. Такой подход, хотя он и может напоминать игру, будет для тяжелобольного долгожданным утешением. Очень важно слушать их размышления, которые обычно говорят о развившемся чувстве вины. Инфицированные люди чувствуют себя виноватыми из-за своего прежнего поведения, они относятся к ВИЧ как к наказанию за свою жизнь. Чувство вины обычно сильно выражается. Результатом становится депрессия, разрушительно воздействующая на человеческую жизнь. Помощь должна быть направлена на снижение чувства вины и убеждение пациента в том, что болезнь не наказание. Специалисты в общении с пациентом должны побуждать его к выбору продуктивной и полной жизни.
5. Депрессия (сожаление, печаль).
Когда компромиссы не приносят ожидаемых изменений, а сил остается все меньше, неизбежно проявляется депрессия. Все вокруг кажется мрачным, человек чувствует себя незащищенным, постепенно теряет интерес к жизни, становится необщительным. Депрессию обычно усиливает низкая самооценка. Из-за того, что в наше время прославляют человеческое могущество и безграничное здоровье, человек, сталкивающийся с возможно летальной болезнью, воспринимает ее как собственную неудачу, поражение, чувствует себя слабым и жалким, хуже других. На этой стадии важно позволить человеку выражать свои чувства, свою грусть – говорить. Человека, охваченного депрессией, не следует чрезмерно ободрять – это неуместно на фоне реально существующих печальных обстоятельств. Важно, чтобы в этих условиях консультант был рядом с ним, поскольку ничто так не травмирует впавшего в депрессию. Как потеря значимых отношений. Даже молчаливое присутствие ведет к благоприятным изменениям, воссоздавая атмосферу душевного равновесия, эмоционального отзвука. Консультант должен выражать свои мысли при помощи простых, кратких и ясных фраз, проявлять внимание и понимание. Принять ситуацию помогают грусть и отчаяние. Нужно определить страхи пациента и помочь побороть их. В основном пациенты боятся последствий болезни: возможных заболеваний, одиночества и реакции людей. Депрессия обычно спадает после устранения истинных причин беспокойства и поиска путей гарантированного получения медицинской помощи, финансовых средств, круга общения и поддержки близких людей после того, как больной не сможет о них заботиться.
6. Принятие.
На данном этапе человек как будто примиряется с неизбежностью всего происходящего с ним. «Я прожил интересную, насыщенную жизнь. Можно и умереть». В этом смирении, по Абрахам Маслоу, выражается самоактуализация личности.
Если у человека достаточно времени, если необходимая помощь оказана и, что самое главное, если ему не мешали, он достигает состояния, когда диагноз и его осознание больше не вызывают ни злости ни депрессии. Становится легче, человек снова начинает уважать и ценить себя, возвращаются интересы и желание общаться. [15, с. 166]
Люди, которые приближаются к моменту смерти в результате неизлечимой болезни, могут проявлять несколько типов реакций на создавшуюся ситуацию:
В нашей работе центра СПИД не каждый пациент обязательно проходит все вышеназванные этапы, которые, кстати, не всегда следуют именно в перечисленном порядке. Может быть, что какая-то стадия «выпадет» или же произойдет «круговое возвращение» (когда отрицательный эпизод вызовет депрессию или ярость).
Наши наблюдения (врачей, психологов, соц. работников) центра ГУ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» показывают, насколько личность и жизнь человека может измениться в лучшую сторону, когда он сталкивается с неизлечимой болезнью. Улучшается качество жизни особенно у тех пациентов, которые смогли вновь обрести для себя смысл жизни и ее ценности. Они пытаются с пользой провести свое время, не упускать появляющиеся альтернативы. Важно, чтобы доктора, психологи, а также психотерапевты сотрудничали друг с другом во время оказания помощи ВИЧ-инфицированным людям, вовлекали членов семьи и близких людей в этот процесс, обеспечивая их необходимой информацией по физическим и психологическим вопросам, касающимся ВИЧ, и поддерживая их.
Результаты психологического консультирования нашего центра по адаптации людей, живущих с ВИЧ/СПИД к новым условиям жизни показывают следующее: при проведении консультаций (дотестовых, послетестовых, сообщение положительного статуса, начала антиретровирусного лечения) адаптация взрослых к ВИЧ-статусу протекает быстрее и успешнее в сравнении с тем, когда по объективным причинам консультации не проводятся.
Также положительную роль в адаптации взрослых пациентов к ВИЧ-статусу играет равное консультирование. Равный консультант это человек, живущий с ВИЧ, принявший диагноз, научившийся с ним жить и имеющий подготовку по равному консультированию. Консультант примером из личного опыта помогает обратившемуся человеку с ВИЧ в принятии диагноза, или, используя возможности организации, направить к специалистам нужного профиля.
Для человека, недавно узнавшего о своем положительном ВИЧ-статусе и переживающего острый кризис, общение более эффективно протекает с таким же, как и он ВИЧ позитивным. Человек чувствует себя более безопасно и идет на откровенный разговор, общаясь не со специалистом, а с таким же, смотрящим одними глазами на данную ситуацию или проблему. Человек может выразить свои чувства и ощутить полное принятие и искреннюю поддержку, что дает ему силы и уверенности в себе. Многие люди впервые открыто говорят о своем ВИЧ-статусе и учатся принимать его, только обратившись за консультацией к другому ВИЧ позитивному, знающему об этом не понаслышке. Впервые столкнувшись с ВИЧ, люди часто сами не могут сформулировать свою проблему и не видят возможных путей решения. Консультант «равный — равному» в прошлом уже решавший положительно подобные проблемы, помогает им «разложить все по полочкам», лучше понять себя и свои трудности. Поддержка и информация от ВИЧ положительного человека во время консультации полностью соответствуют данной жизненной ситуации.
Не всегда человек с диагнозом ВИЧ – инфекция может поделиться «горькими новостями» с родственниками и даже ближайшим окружением в силу разных личных причин и семейных обстоятельств. И тогда психологическая помощь и поддержка психолога, равного консультанта, врача приобретает еще более важное значение для обратившегося за медико-психологической помощью.
"Мои родители не знают о моем диагнозе: во-первых, я боюсь негативной реакции с их стороны; во-вторых, они уже пожилые люди, я опасаюсь за их здоровье. Слава Богу, есть специалисты, которые могут выслушать, понять и помочь" Оля К., 28 лет.
Порой встречаются случаи дискриминации, непринятия самим мед. работником пациента с ВИЧ, что отражается в отказе мед. услуг.
Информация о работе Психологическая помощь взрослым при адаптации к ВИЧ-статусу