Понятия агрессии и агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:58, доклад

Описание работы

Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.

Файлы: 1 файл

Тема. Агрессивность.docx

— 73.46 Кб (Скачать файл)

Говоря об агрессивности как личностном свойстве, исследователи в первую очередь выделяют взаимодействие спортсмена с окружением, ставя вопрос, что является «спусковым крючком» агрессивного поведения. В качестве же «предохранителя» подобного поведения называются способность сопротивляться агрессивному поведению, исходящему из окружения, и осознание собственного поведения.

В ряде исследований установлено, что спортсмены агрессивное поведение в целом воспринимают как правомерные действия. Осознание же своего агрессивного поведения у спортсмена появляется чаще только после поединка.

Проявления агрессии у спортсменов — женщин и мужчин

Приступая к рассмотрению проблемы влияния половых различий на проявление агрессии и агрессивности, необходимо отметить, что эти явления считаются одними из самых значимых в определении полоролевых стереотипов, так называемой маскулинности—фемининности. Во всем мире сложился ряд стереотипов, касающихся женского и мужского поведения. В стандарты поведения, обычно противопоставляемые как мужские — женские, входят понятия «агрессивность—миролюбие», «сдержанность—вспыльчивость» и др. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам: для типично мужского поведения характерны активность, агрессивность, стремление к соревнованию; для типично женского — пассивность, нерешительность, зависимое сведение. При характеристике стандартов образа мужественности— женственности отмечается, что насколько идеал мужчины воспринимается как воинственная независимость, настолько идеал женщины означает беспомощность, зависимость и отсутствие агрессивности. Происхождение и удивительная стабильность данного стереотипа обусловлены исторически. История патриархата показывает, что мужская агрессивность ведет начало от воинской культуры. Биологическая уязвимость женщин при рождении детей привела к тому, что мужчинам досталась роль воина. Мужчина взял на себя обязанность защищать женщин и детей с применением воинской силы. Мужчина стал обращаться с женщиной, как с собственностью, отсюда и стереотип зависимости (White, Kowaiski, 1994).

Однако стереотипы мужской агрессивности и женского миролюбия не являются умозрительными. Существует достаточно обширный эмпирический материал, подтверждающий практическое соответствие этих стереотипов реальности. Так, обобщение американских и западноевропейских исследований половых особенностей позволяет заключить, что в целом мальчики агрессивнее девочек, а мужчины агрессивнее женщин. Проявив агрессию, женщины, скорее, будут реагировать на нее чувством вины или страха, а мужчины являются более конкурентными и напористыми, чем женщины.

При изучении половых стереотипов у 30 наций обнаружено, что агрессия является одной из пяти характерных черт, которые традиционно ассоциируются с мужчинами (наряду с господством, авторитарностью, стремлением к достижению и выдержкой). Представители необихевиористского направления заключают, что большая агрессивность мужчин по сравнению с женщинами объясняется разными социально одобряемыми моделями поведения

Для понимания особенностей проявления агрессии у женщин представляется интересным анализ экспериментальных данных по литературным источникам, выполненный И. С. Коном. Главный вывод автора заключается в том, что картина не столь уж единообразна, как это может показаться на первый взгляд. Можно предположить, что женская агрессия игнорировалась из-за исследования только физических форм агрессии, т. е. большая часть женской агрессии не замечалась, а потому и не называлась. По этой причине женская физическая агрессия кажется наиболее неожиданной, считается иррациональной и отрицается общепринятыми нормами. Отмечается половая специфика проявления агрессии — для мужчин больше характерна явная агрессия, а у женщин чаще встречается скрытая враждебность (Кон, 1981; 1988).

В упомянутой в начале данного раздела работе М. Месснера и Д. Сабо (Messner, Sabo, 1994) рассматривается формирование агрессивности и насилия как черты личности в спорте.

Главный вывод авторов: занятие спортом формирует агрессивность у спортсменов. Причина занятия спортом у юношей — это стремление приобрести мужские качества, в том числе агрессивность как напористость в достижении цели в спортивной деятельности, победы над соперником.

У девушек на начальном этапе занятия спортом преобладает желание физического совершенства, но оказывается, для этого необходимо много трудиться, преодолевая усталость. Неудовлетворенность собой, превосходство других, чувство зависти порождают раздражение и стремление к соперничеству. Так формируется скрытая агрессивность, которая в первую очередь проявляется в раздражительности, вспыльчивости, обидчивости. Успех в занятиях спортом девушки начинают видеть в приобретении мужских черт характера. Авторы говорят о маскулинизации женщин средствами спорта. Их заключение — спорт должен стать уделом мужчин — представляется достаточно неожиданным. Анализируя литературу по данной проблеме, я обратил внимание на то, что специалисты ставят вопрос, следует ли говорить об «опасности феминизации мужчин» и об «угрозе маскулинизации женщин». Причины этого явления видятся в воспитании детей. В воспитании мальчиков это запрет на негативные проявления маскулинности (курение, драчливость) в сочетании с отрицательным отношением к различным формам проявления агрессии. В воспитании девочек в современном мире важную роль играет направленность на мужские приоритеты — учебу, карьеру, финансовую самостоятельность. Чтобы добиться успеха, женщина должна быть активной, уверенной, самостоятельной. Происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов.

В ряде исследований установлено, что индивиды, обладающие только маскулинными или только фемининными чертами, характеризуются меньшей приспособленностью к жизни, чем андрогины, т. е. люди, сочетающие в себе черты того и другого пола. Андрогины психологически лучше адаптированы к жизни, имеют больший поведенческий репертуар и активнее в социальной жизни. Считается даже, что свобода от половых ролей — это вопрос психолоческого здоровья, выживания и развития. Главный вывод, который можно сделать из представленного обзора по проблеме половых особенностей проявления агрессии, это то, что агрессия и агрессивность являются особенностями психики мужчин и женщин. Современные тенденции развития человеческого общества не часто изменяют привычные представления о половых ролях мужчин и женщин. Социальные и культурные роли представителей разных полов сближаются. Поскольку это не является непосредственно предметом настоящего исследования, отмечу только один факт — неизбежно приобретение женщинами мужских черт, а значит, и формирование у них мужских стереотипов проявления агрессии. Возможно, в этом заключается одна из причин того, что в последние десятилетия женщины все больше осваивают «чисто мужские» виды спорта.

 

 

Тревожность и ее влияние на эффективность деятельности спортсменов

Тревожность — это черта личности, проявляющаяся в тенденции испытывать беспокойство и опасения вообще и в частных случаях без серьезного повода. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность человека. У каждого существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — так называемая полезная тревожность.

Однако у некоторых людей имеется очень высокая личностная тревожность. Такие люди постоянно испытывают мрачные предчувствия. Настроение у них не отличается стабильностью. Они мнительны, постоянно ищут у себя всякие болезни. Высокотревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.

Автору довелось наблюдать высококлассного спортсмена из киевской баскетбольной команды «Строитель», имевшего максимальный уровень тревожности по шкале Айзенка. Спортсмен, придя на тренировку в незнакомый ему спортивный зал, первым делом задал вопрос: «А здесь медпункт есть?» Его товарищи по команде рассказали, что такие вопросы он задает, в какой бы город команда ни приехала. Он постоянно жаловался на свое здоровье и отличался крайней нестабильностью игры. В результате он то вызывал¬ся в сборную команду страны, то отчислялся из нее.

В ряде исследований зарубежных психологов было выявлено, что спортсменки характеризуются высоким уровнем тревожности, превосходящим норму. Возможно, это связано с соревновательным периодом в жизни спортсменок, так как известно, что чем ближе соревнование, тем выше тревожность спортсменов. Вообще же, большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами является твердо установленным фактом. Поскольку у тревожных сильнее выражен мотив избегания неудачи, этот мотив сильнее выражен у женщин. Вероятно, это является одной из причин того, что высокотревожные гимнастки на соревнованиях выполняют упражнения хуже, чем на тренировках, в то время как у гимнасток с низкой тревожностью, наоборот, на соревнованиях упражнения выполняют лучше, чем на тренировках.

У спортсменов разных спортивных специализаций уровень тревожности различается (табл.).

 

Таблица Процентное соотношение степени выраженности личностной тревожности в различных специализациях (по Л. П. Грибковой и С. Г. Кругловой)

Спортивная специализация

Тревожность, %

высокая

средняя

низкая

Художественная гимнастика

70

26,7

3,3

Борьба

25

60

15

Лыжные гонки (девушки)

25

70

5,5

Лыжные гонки (мужчины)

25

70

5,5


 

У художественных гимнасток уровень тревожности самый высокий, что неоднократно отмечалось и в других исследованиях.

Поскольку тревожность и страх тесно связаны, видами спорта, в которых требуется проявление смелости, высокотревожные субъекты, как правило, не занимаются.

Международная статистика показывает, что, как правило, спортсмены с высокой тревожностью не могут полностью проявить свои возможности на крупных соревнованиях. Но и спортсмены с очень низкой тревожностью имеют тенденцию не показывать хорошие результаты вследствие их недостаточной мотивированности.

Высокотревожный спортсмен может успешно осваивать двигательные действия и выступать на соревнованиях, если включены его другие компенсаторные механизмы. Просто высокотревожный спортсмен требует к себе большего внимания и эмоциональной поддержки, более длительного освоения трудных и опасных с его точки зрения упражнений, ему необходима специальная подготовка к соревнованиям.

В качестве примера приведу результаты исследования Ю. Н. Шувалова

Студенты с высоким нейротизмом не могли при обычных методах обучения научиться плавать из-за боязни глубины, так как у 80% из них обнаружилась трусливость. Автор исследования разработал специальную программу обучения с учетом психологических особенностей высокотревожных студентов (в том числе включил в нее и психотренинг). Было увеличено время на теоретическую подготовку и на пребывание на мелкой воде (при этом общее время обучения осталось неизменным). Все это позволило преодолеть негативные переживания студентов с высоким нейротизмом и успешно обучить их плаванию.

Тревожный спортсмен вряд ли будет спокоен после освоения нового упражнения.

Его будет очень волновать изменение амплуа или функции, как и любое неожиданное стратегическое или тактическое изменение в деятельности. Общение такого спортсмена будет, очевидно, более насыщенным по эмоциональному содержанию, чем общение менее тревожного спортсмена. Первый в отличие от менее тревожного будет часто рассказывать о себе, о событиях и ситуациях, в которых он побывал.

Уровень тревожности влияет на выбор спортсменами того или иного стиля спортивной деятельности. Так, у высокотревожных борцов атакующий стиль встречается редко, несколько чаще наблюдается контратакующий стиль и еще чаще — универсальный стиль.

Состояние тревоги формируется под действием различных факторов, затрагивающих разные функциональные системы организма человека. Так, выделяют четыре компонента, играющие важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (антиципации, волнение и пр.), когнитивную сферу ( неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов), физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор) и поведенческие реакции. Отсюда вытекает вариативность возможных классификаций тревожности, так как тревожность можно различать по природе (нормальная или патологическая), по периодичности (эпизодическая или хроническая), по происхождению (врожденная или ситуативная), по степени осознанности, по уровню коморбидности, по силе и т. д. (Калуев А.В., 1999).

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Информация о работе Понятия агрессии и агрессивности