Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 21:16, Не определен
курсовая работа
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Исходя из модели поведения, в обобщенном виде Дмитриев А. В.[5] выделяет три основных психологических типа участников конфликта:
1. Деструктивный тип. Это психологический тип субъекта, склонного к развязыванию конфликта и усилению его вплоть до физического уничтожения или полного подавления противника. В быту это эгоист, зачинщик ссор и скандалов, в учреждении — кляузник, в толпе — инициатор беспорядков и разрушительных действий. Многие конфликтные ситуации могли бы разрешаться мирным путем, если бы не подогревались такого рода личностями. Особенно наглядно это видно на примерах межнациональных конфликтов, происходящих в последнее время в разных регионах мира. Известны подобные субъекты, действующие и на международной арене (С. Хусейн, Бен Ладен и др.).
Конфликтное
поведение обусловлено, в частности,
недостатком самоконтроля. Люди, склонные
к конфликтам, как правило, импульсивны,
жестоки, грубы (причем больше в физическом
плане, чем в словесном), склонны к риску
и острым ощущениям, недальновидны
2. Конструктивный тип. В отличие
от личности деструктивного
3. Конформный тип. Личности этого типа в конфликте склонны скорее уступить, подчиниться, чем продолжать борьбу.
В большинстве случаев конформная модель поведения объективно способствует и содействует чужим агрессивным проявлениям. Но иногда она играет позитивную роль, в частности, когда противоречия между субъектами не носят принципиального характера и возникли из-за пустяка. В этом случае компромиссная линия поведения — лучший способ остановить конфликт.
Динамика конфликта
Весьма сложны и разнообразны
межэтнические конфликтные
Таким образом, сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли - ликвидировать. Другие ученые полагают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности
1.2. Основные факторы возникновения этнических
конфликтов
По мнению доктора психологических наук, Крысько В. Г. [10] этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму противостояния «группа —группа», «группа — государство».
В мире ныне существует более 180-ти государств и лишь не более 20-ти из них этнически однородны - то есть, в них национальные меньшинства составляют менее 5% населения. В более 40% государств мира проживает пять и более национальных меньшинств. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. народов - больших и малых - и, теоретически, каждый из них может претендовать на независимость. Таким образом, подавляющее большинство стран мира могут стать ареной межэтнических конфликтов.
В 20 веке мир потрясли три волны этнических конфликтов, закончившиеся образованием десятков новых, большей частью национальных, государств. Первая волна образовалась после окончания Первой Мировой войны, распада двух империй - Австро-Венгерской и Оттоманской, на территории которых возникли новые государства. Вторая волна была инициирована Второй Мировой войной и крахом колониальных держав. Третья волна образовалась после распада СССР. Многие исследователи считают, что ныне человечество находится на излете "третьей волны", что делает возможным предсказать, что новые этнические конфликты будут возникать относительно редко. Однако, при наличии многих народов, не имеющих своего государства (например, курдов, компактно живущих в Турции, Ираке, Сирии и Иране) никто не знает, когда и при каких условиях начнется "четвертая волна".[10]
Причины
возникновения этнических конфликтов
до сих пор досконально
Взгляды ученых, анализировавших проблему возникновения этнических конфликтов, можно разделить на три основные группы. Часть исследователей, которые отдают предпочтение исключительно материальным причинам - борьбе за ресурсы, территорию, контроль над экономикой и пр. Другая - нематериальным: политическим, историческим, религиозным, проблемам безопасности и пр. Третья придерживается мнения, что этнические конфликты возникают в результате действий элит, по тем или иным причинам заинтересованным в насилии. Как видим, большинство исследователей этой проблемы сходятся во мнении, что каждый конфликт уникален и, соответственно, имеет уникальные предпосылки.
Принято считать, что этнические войны - это войны за национальную самоидентификацию групп людей, объединенных по различным признакам - из-за общего цвета кожи, религии, языка, истории и пр. (так, например считает Хаим Кауфман, автор исследования "Возможные и невозможные решения этнического конфликта". Фактически, этнические противоречия не являются сами по себе причиной начала конфликта. Подобные кризисы всегда возникают по одной и той же схеме: этническая группа требует от государства улучшения ситуации со своими правами и привилегиями, поскольку в многонациональном государстве иные (более многочисленные, влиятельные и пр.) группы этими правами де-факто обладают. После этого власти отказываются удовлетворить подобные требования, считая, что это может негативно повлиять на ситуацию в обществе, на мощь государства, поскольку способно привести к его фрагментации и даже распаду. Далее начинается насилие, которое изначально может исходить от любой стороны. Этнические меньшинства пытаются привлечь внимание международного сообщества и начинают бороться либо за автономизацию, либо за отделение от государства.
Ряд теорий по-разному объясняют причины перехода подобных конфликтов в "горячую" стадию, однако все они считают этничность "ключом" к пониманию природы возникновения подобного насилия. Например, часть ученых считает главной причиной "бунт" исторической памяти, то есть вспышка насилия вызвана изменением внешних условий, которые привели к обращению к исторической памяти народа или национального меньшинства. Сторонники теории "столкновения цивилизаций" считают этнические конфликты проявлением образующихся культурных разрывов между различными обществами. Подобные конфликты могут возникнуть и в результате глобализации и модернизации, когда отдельные группы населения оказываются лучше приспособлены к изменившимся условиям, что вызывает зависть и ненависть со стороны "проигравших" [25] .
Дэвид Лэйк и Дональд Ротчайлд, авторы книги "Коробка со страхом: причины и управление этническим конфликтом", считают, что этнические войны более часто возникают в географически изолированных регионах, где на протяжении долгого времени компактно проживает определенная национальная группа, имеющая опыт войн за независимость или за власть в "большом" государстве. Николас Самбанис, сотрудник Всемирного Банка, автор доклада "Имеют ли общие причины этнические и неэтнические гражданские войны?", пришел к выводу, что риск начала этнического конфликта возрастает, если в соседнем государстве наблюдается серьезный внутренний конфликт или идет война. Сотрудники Всемирного Банка Пол Коллер и Анке Хеффлер проанализировали экономический аспект этой проблемы и пришли к выводу, что вероятность начала этнического конфликта зависит от уровня жизни этнического меньшинства. По данным Теда Роберта Гарра, автора книги "Почему повстанцы сражаются", существует несколько универсальных факторов, по которым можно предсказать скорое начало вооруженной борьбы за независимость: [25]
Возраст так же немаловажный фактор выступающий детерминантой конфликта и влияющий на исход конфликтной ситуации. При изучении связи понятия "возраст" с характерными для той или иной культуры представлениями о времени ученые обнаружили, что понятие хронологического возраста появляется на достаточно поздней стадии социогенеза.
Архаическое сознание воспринимало течение жизни не как линейный, а как циклический процесс. Причем субъектом его являлся не отдельный индивид, а коллектив (род, племя, община). Носители бесписьменных культур не знали своего индивидуального хронологического возраста и не придавали ему существенного значения. Им было вполне достаточно указания на коллективный возраст, на факт своей принадлежности к определенному возрастному классу.
Подобная ситуация фиксировалась антропологами и в наши дни. Так во время полевых испытаний в начале 80-х годов в Абхазии выяснилось, что носители культуры, в особенности пожилые мужчины, указывая свой возраст, как правило, завышали его реальную величину, называя по преимуществу цифру сто и больше. Складывалось впечатление, что число сто имело скорее метафорическое значение, выражающее принадлежность к престижному для данной культуры статусу стариков.
Иными
словами, через линейную форму выражения
времени, содержание которой для
него не имело принципиального
В разных культурах в принципе выделяется разное количество возрастов. Например, у нуэров (Северная Африка) существует только две возрастных степени: мальчики и мужчины. Переход осуществляется после инициации, но ее время зависит не только от биологического возраста, но и от благосостояния семьи, так как ритуал требует от семьи больших затрат. Подростки группами проходят обряд инициации, получают групповое имя, насечки на лбу, новые права и обязанности. Если мальчики пропустили инициацию, то должны ждать следующей, поэтому можно встретить взрослых мужчин без насечек на лбу и мальчиков с насечками. До прохождения инициации подросток не признается мужчиной, и, следовательно, не допускается к владению скотом, не имеет права носить копье, принимать участие в походе, жениться. Чтобы принять участие в инициации мальчик должен получить согласие своего отца, так как отец дает скот для церемонии. Затем мальчик должен получить одобрение всей группы своего отца. Антропологи считают, что большее число выделяемых культурой возрастов обеспечивает большую адекватность социального и биологического возрастов и уменьшает вероятность конфликта между поколениями. [24]