Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:47, реферат
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) — это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. В нашей стране чаще используют термин: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)».
Введение.
Определение понятия «минимальная мозговая дисфункция».
История изучения минимальной мозговой дисфункции.
Причины возникновения минимальной мозговой дисфункции.
Классификация минимальной мозговой дисфункции.
Особенности познавательных процессов при минимальной мозговой дисфункцию.
Особенности эмоционально-личностной сферы при минимальной мозговой дисфункции.
Диагностика минимальной мозговой дисфункции.
Основные пути психологической помощи.
Заключение.
Список литературы.
Их судьба во многом зависит от отношения окружающих, особенно членов семьи. Если в семье сохраняется понимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения ММД все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже при излечении, патология характера остается, а может и усиливаться.
Среди детей с реактивным
типом нередко встречаются
Память у них может
быть в норме, но из – за исключительной
неустойчивости внимания неизвестно,
что и в какой
Обычно необходимо медикаментозное лечение, уменьшающее реактивность, чтобы дети этого типа могли без конфликтов посещать школу.
Активный тип ММД.
По внешним поведенческим проявлениям дети, относящиеся к активному типу, могут быть похожи на неорганизованных, импульсивных, они активно включаются в деятельность, но работают недолго, так как быстро утомляются и не могут произвольно регулировать свою работоспособность. Поэтому их часто ругают за лень, безволие, нежелание потрудиться, довести начатое дело до конца.
Но если здоровые неорганизованные дети под влиянием увлечения, группового настроения или контроля взрослых могут долго продуктивно работать, доводя начатое дело до завершения, то дети с ММД зависят от ритма работы своего мозга, и никакие упреки не могут в этом ничего изменить.
Короткие самостоятельные работы дети этого типа могут писать очень хорошо, длинные – плохо. Количество ошибок в начале и в конце работы может очень значительно различаться. К концу урока дети могут отключаться неожиданно, остановившись на полуслове, и, не заметив этого, так и сдать работу недоделанной. Причем, учитель видит, что ребенок занимается какими-то своими делами вместо того, чтобы закончить работу.
Периодически отдых позволяет
этим детям сохранять
Хорошо, если от детей все отступаются, устав от бесполезных попыток перевоспитать их. Тогда работа мозга постепенно сама (даже без лечения) нормализуется примерно к 7-8 классу.
Ригидный тип ММД.
Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи и реакций…). Эти дети отличаются высокой утомляемостью, периодическими «выключениями» и восстановлениями интеллектуальной работоспособности. При этом активные периоды могут сохраняться у них почти до конца учебного дня.
Иногда поведение ригидных
детей не выглядит «тормозным», но их
интеллектуальная деятельность всегда
характеризуется замедленной
Именно перед началом деятельности (а дома прежде, чем начать выполнять уроки) ригидные дети долго раскладывают и перебирают тетради, учебники, карандаши – и не надо мешать им этим заниматься. Таким образом они входят в работу. Если взрослые торопят и подгоняют, а тем более начинают кричать, деятельность ригидных детей нарушается и врабатываемость замедляется еще сильнее. Если взрослые продолжают следовать своей тактике, то дети могут впасть в ступор – замолчать и ничего не делать. Это, в свою очередь, доводит взрослых до бешенства.
Ригидные с большей задержкой, чем другие дети, отвечают на вопросы. Если их торопить, они могут замолчать совсем, даже если знают ответ. В общем, им больше всех достается за упрямство, которого может и не быть.
У детей этого типа предыдущая деятельность (правило, инструкция и т. д.) незаметно для ребенка может накладываться на последующую и приводить к путанице. Могут всплыть слова из предыдущего примера (особенно если действие производится в уме). Перерывы между деятельностями сокращают количество ошибок. Более медленный темп также повышает качество работы ригидных детей.
Короткие и даже простые самостоятельные работы они обычно пишут на двойки, так как не успевают сообразить, что надо делать. Длинные работы с однородными заданиями (даже сложными) могут выполнять хорошо. Если задания разнотипны, то ошибки у ригидных детей (в результате наложения) могут быть самыми дикими. Учителя обычно считают, что эти дети могут работать, когда захотят, поэтому и ругают их за плохое выполнение контрольных работ, особенно простых и коротких.
Память у этих детей обычно бывает в норме. Устойчивость и концентрация внимания могут быть средними. Слабым местом является плохая переключаемость, которая проявляется в характере систематических ошибок.
В интеллектуальном отношении эти дети могут нормально развиваться, если родители и учителя понимают суть проблемы и создают необходимые для них условия. В этом случае даже без лечения работа мозга у ригидных детей часто полностью нормализуется к 6-7 классу (иногда и раньше).
Астенический тип ММД.
В эту группу попадают дети с исключительно повышенной утомляемостью, которая выступает основой их дефекта вообще. Однако среди «астенических» детей далеко не все тихие, ослабленные, утомляемые, иногда повышенная истощаемость может быть характерна только для их интеллектуальной деятельности.
Учителя выявляют астенических детей довольно быстро, замечая, как те выключаются на уроках. Дети сидят с отсутствующим взглядом, смотрят «в никуда», нередко кладут голову на парту, могут не прореагировать на замечание. Работать в течение всего урока они не могут, что – то делают только в начале, а потом могут еще пару раз подключиться к работе. Довольно быстро (часто к концу второго урока) такие дети переутомляются совсем и далее лежат на парте или тихо занимаются своими делами. На переменках, тем не менее, они могут играть, быть достаточно активными (хотя и не все).
У астенических детей произвольное внимание действительно неразвито. Оно неустойчиво, концентрация слабая, распределения внимания нет совсем. Два дела одновременно они делать не могут. Например, писать и слушать объяснения учителя. Либо они не услышат (или не поймут), что говорит учитель, либо неизвестно что напишут, если вообще смогут писать.
Замедленная переключаемость приводит к тому, что астенические дети не успевают за объяснениями и быстро перестают понимать, что говорит учитель. Объем кратковременной и оперативной памяти у астенических детей очень мал. Без опоры на вынесенные вовне стимулы ребенок не может держать в уме информацию и оперировать ею.
Также астенические дети обычно отличаются бедностью образной сферы, сферы представлений. Это затрудняет понимание ребенком того, что ему рассказывают, так как устанавливается мало ассоциативных связей с его внутренним опытом.
Таким образом, до наступления
нормализации мозговой деятельности любые
нагрузки нежелательны, постоянное утомление
осложняет и задерживает
Возможность нормализации работы
мозга, в первую очередь, зависит
от общего состояния здоровья ребенка.
Часто в латентной и
Субнормальный тип ММД.
В поведении детей этой группы не отличаются чем-то особенным. Дети также повышенно утомляемы, хотя с помощью волевого самоконтроля могут несколько корректировать свою деятельность. Отключаются они значительно реже, чем представители других типов, но также не замечают этого. Объем оперативной памяти и мышления у них мал, произвольное внимание развито слабо, при этом интеллект, как правило, не страдает.
Взрослые воспринимают этих
детей, как совершенно здоровых, но
слегка невнимательных. Поэтому у
них стараются тренировать
Работоспособность у них сохраняется в течение всего учебного дня, но отключения все-таки бывают. Поэтому даже если ребенок отличается исключительной старательностью, в его знаниях могут быть специфичные, хотя и редкие пробелы.
Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, гиперактивность, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и др.
Проблемы у детей, связанные с ММД, расцветают в период подготовки к школе и в начальной школе, когда обнаруживается, что ребёнок, как оказывается, совершенно не способен учиться: плохо запоминает, отвлекается, плохо пишет.
Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания. Такие дети очень легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на чем-либо, рассеяны, им сложно даётся запоминание. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Такие дети с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения.
При ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную
утомляемость и сниженную
2. Резко сниженные возможности
самоуправления и
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
4. Значительные сложности
в формировании произвольного
внимания: неустойчивость, отвлекаемость,
трудности концентрации, слабое
распределение, проблемы с
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Задержка и нарушение речевого развития.
8. Несформированность ориентации во времени и пространстве.
Эти дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально-возбудимыми и неустойчивыми. Они могут быть общительными, но бесконтактными - не учитывают ситуации, в которой находятся, настроение и состояние своего собеседника.
Одни дети очень привязчивы, другие независимы до безрассудства. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению.
Дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу.
Настроение ребёнка быстро меняется, легко переходит от приподнятого к депрессивному. Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причём не только к окружающим, но и к себе.
Эти дети могут общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с ММД вполне искрение клянутся, что не говорили, не орали, не толкании т.д., и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей проступков много, их часто начинают считать врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против них. Невротизация или защитная агрессия часто становится следствием подобного развития событий. Маленькие дети с ММД не бывают агрессивными, их грубость обычно является реакцией на аналогичное обращение взрослых. Они просто возвращают взрослому «той же монетой», т.к. не умеют контролировать свои действия. Если жизнь заставляет постоянно их защищаться, то к подростковому возрасту многие из них становятся агрессивными. Довольно часто бывает так, что деятельность мозга нормализуется, ММД компенсируется, а «патология» характера, недоверчивость, озлобленность на окружающих остается на всю жизнь.
Наиболее важный возраст для диагностики детей с ММД – 3-6 лет. Не существует какой-то стандартной тестовой батареи. Используемые тесты должны быть разнообразными, определяться возрастом ребенка, значимостью методик для имеющихся проблем, наличием тестов, индивидуальными предпочтениями психолога и временем, отведенным на обследование. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что попытки сужения тестового репертуара не приводят к получению специфических профилей, которые позволили бы идентифицировать лиц с недостаточной обучаемостью, поскольку их популяция слишком неоднородна.