Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2010 в 16:51, Не определен
Побуждение, направленность деятельности и смыслообразующая функция мотива. Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека
К настоящему времени психология собрала огромное количество экспериментально и эмпирически подтвержденных данных о том, что актуально переживаемый мотив, как стремление к чему-либо, непосредственно поведение не побуждает (когда нет средств достижения предмета потребности или промежуточных целей, когда субъект не владеет способами действия, когда налицо недостаток физических сил и т. д.). Отсюда и те неприятные эмоциональные переживания, когда значимый мотив, актуализируемая потребность не могут быть удовлетворены. Вместе с тем в качестве одной из важнейших функций мотива практически всеми выделяется функция побуждения. Сам термин «мотив» есть производное от латинского толкать, приводить в движение.
Роль средств в инициации действий признается в работах многих авторов, так как «вне средств цель оказывается лишь абстрактным стремлением», а потенциальные мотивы (мечты, идеалы) лишь тогда становятся реальными, когда получают свои средства реализации. Если живое существо не обладает средствами (сенсорными и моторными), то деятельность не может и начаться. Роль моторных средств в побуждении подчеркивал еще И. М. Сеченов, который писал, что воля не властна заставить делать человека то, что он не умеет.
Таким образом, можно утверждать, что для инициации поведения недостаточно иметь актуализированную потребность, мало иметь налицо предмет потребности — необходимо наличие многих внешних и внутренних факторов, чтобы поведение началось и успешно закончилось
Обычно совершенно справедливо указывают на регулирующую роль познавательных и эмоциональных процессов в осуществлении деятельности. Но эти процессы имеют вполне реальную, хотя и менее заметную роль в построении побуждения к действию, т. е. в процессе мотивации. В качестве необходимого звена процесс построения побуждения входит в мотивацию любой деятельности.
Распространить принципы деятельностного подхода на мотивацию — это значит понять мотивацию как особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение. Это действие по построению побуждения может быть свернутым или развернутым во времени, учитывать многие или немногие условия, опираться на многие или немногие психические процессы, быть осознанным или совершаться непроизвольно на неосознаваемом уровне.
Идея произвольности постепенно завоевала свои позиции в психологии, хотя долгое время произвольность поведения, наблюдаемая как житейский факт, объяснялась свободной волей человека, которая сама не поддавалась детерминистическому объяснению. Были выделены произвольные память, внимание, восприятие, движение, но мотивация все еще рассматривалась только в непроизвольной форме. Постепенно в советской психологии формировалось представление о необходимости и возможности произвольной мотивации. Важные указания на необходимость выделения произвольной формы мотивации можно найти в работах К. Маркса. При исследовании мотивации обычно исходят из наличия у субъекта возникающей независимо от его намерений актуальной потребности, которая должна через свои мотив, цели и действия получить удовлетворяющий ее предмет. Но реально дело часто обстоит скорее наоборот. Независимо от потребностей человека, общество включает его в решение социальных задач, и человек па основе ориентировки в своих мотивах должен найти мотивационное обоснование и побуждение своей деятельности по достижению общественных целей или создать новый мотив, чтобы вписать цели общества в свою мотивацию и соединить тем самым потребности общества и личные потребности. [2; 143-145]
И в этом смысле прав С. Л. Рубинштейн, который указывал, что «мотивы определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае, не в меньшей мере, чем эти задачи — мотивами...» и что «в своих вершинных формах они основываются на сознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь...» [6; 564]
Развитие произвольности начинается с подчинения внешним требованиям, исходящим от общества. Между мотивом как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл. Произвольное формирование побуждения развертывается в плане сознания, во «внутреннем интеллектуальном плане». Из этого следует, что формирование смысла действия или намеренное его изменение составляют одно из звеньев мотивационного действия в его произвольной сознательной форме.
Когда цель задается человеку извне, то первая операция в мотивационном процессе — это поиск в памяти мотива, способного отвечать данной цели и создавать смысл действий. Если такого адекватного мотива нет, то побуждение формируется на единственном мотиве избегания наказания или неприятной ситуации либо к этому мотиву добавляется еще один значимый для человека мотив, например через воображаемую ситуацию, где мотив и действия реальны, но их связь существует только в сознании человека. Поведение без актуальной потребности — это и есть волевое поведение, где смысл заданного извне действия формируется, через произвольно выбранный субъектом мотив, через осмысление ситуации и последствий действий.
Таким образом, волевое поведение — это часто поведение переходное от заданного действия к действию с адекватным мотивом или, другими словами, к действию с постпроизвольной мотивацией, когда произвольная мотивация автоматизируется, свертывается до актуализации того или иного мотива.
Понимание
волевой регуляции как
Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия. Волевое усилие определяется ситуативным изменением личностного смысла действия. Изменение побуждения к действию можно осуществить и через субъективное изменение вероятности успеха действия, что достигается благодаря новому знанию, повышающему уверенность в своих силах, в успехе, в справедливости и возможности действия.
Волевая регуляция (в варианте самодетерминации) есть регуляция действия (или психического процесса) через изменение смысла действия, обеспечивающего необходимое побуждение (торможение) к нему.
Волевая регуляция есть часть произвольной регуляции процессов и действий человека или, что более точно, один из уровней произвольной регуляции - личностный уровень.
В
традициях деятельностного
В основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации, где изменение побуждения достигается через изменение смысла действия.
По
мнению В. А. Иванникова, главной психологической
функцией воли является усиление мотивации
и совершенствование на этой основе сознательной
регуляции действий. Реальным механизмом
порождения дополнительного побуждения
к действию является сознательное изменение
смысла действия выполняющим его человеком.
Смысл действия обычно связан с борьбой
мотивов и меняется при определенных,
преднамеренных умственных усилиях. [2;149]
Литература
Информация о работе Категория мотива (влечение инстинкт волевой импульс, аффект)