Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2010 в 22:00, Не определен
Исследования посттравматического стрессового расстройства……3
ПТСР у участников боевых действий…………………………………4
ПТСР у участников ликвидации аварии на ЧАЭС…………………..5
Вопросы генеза и этимологии ПТСР………………………………….9
Психическая травма и ПТСР…………………………………………..15
Психологическая помощь при ПТСР………………………………….18
Заключение ……………………………………………………….……….19
Список литературы………………………………….................................20
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-
Реферат
По предмету:
Психология кризисных ситуаций
На
тему: «Этиология посттравматического
стресса»
Выполнила студентка ЮП 5.2
Нагайникова
Екатерина
Москва 2009
Этиология
посттравматического
стресса.
Содержание
Заключение ……………………………………………………….……….19
Список
литературы………………………………….......
Исследования Посттравматического стрессового расстройства.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром») — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.
Исследования в области посттравматического стресса в ИП РАН проводятся сравнительно недавно: работы были начаты в последнее десятилетие прошлого века группой научных сотрудников, ставшей в последующем лабораторией, название которой последовательно менялось по мере того как расширялся круг изучаемых вопросов, и в настоящее время - это лаборатория психологии посттравматического стресса и психотерапии. За эти годы произошло много кардинальных и разнонаправленных изменений как в стране, так и в отечественной психологии. Включение проблематики посттравматического стресса в русло академических исследований, безусловно, можно отнести к числу позитивных. В самом общем смысле, речь идет об изучении психологических последствий переживания людьми экстремальных ситуаций, с которыми они сталкиваются на протяжении всей истории своего существования.
Необходимо отметить, что отечественные психологи и физиологи активно занимались проблемами воздействия на психику экстремальных ситуаций. Огромное количество наблюдений, эмпирических и экспериментальных психологических работ выполнено в общей и, особенно, авиационной и космической психологии, что было во многом вызвано социальным заказом: необходимостью качественного психолого-профессионального отбора и подготовки людей к деятельности в особых условиях.
Однако, всестороннее и специально ориентированное исследование негативных последствий пребывания человека в катастрофических для его жизни ситуациях стало возможно только в последние десятилетия, в эпоху "гласности".
Специалисты, работающие в данной области, делают вывод: сформировалась самостоятельная отрасль наук о психическом здоровье - психотравматология, предметом исследования которой является широкий спектр психических состояний, охватываемых понятием посттравматического стресса. Введение ПТСР в международный классификатор болезней, в соответствии с которым работают отечественные клиницисты, интенсифицировало исследовательские работы в этом направлении, а их актуальность непрерывно увеличивается в связи с растущим количеством жертв травматического стресса.
Планирование
и проведение исследований в этой
области сопряжено с пониманием
многоас-пектности и
ПТСР у участников боевых действий.
Исследования по психологической и психофизиологической диагностике ПТСР, проведенные в рамках российско-американского проекта, показали, что основные параметры психологического состояния участников боевых действий в Афганистане в целом аналогичны результатам других исследований, в первую очередь, в США. У 17% афганских ветеранов из обследованной выборки наблюдается состояние, классифицируемое как ПТСР (что согласуется с данными, имеющимися в психологической литературе). При этом группу ветеранов с ПТСР достоверно характеризуют более высокие уровни тревожности, депрессии и общей психопатологической симптоматики, а также высокий уровень алкогольной зависимости - 66.7%. Наряду с клинико-психологическим изучением, участники войны в Афганистане проходили психофизиологическое обследование. На каждого испытуемого был получен комплекс психофизиологических показателей, включающих характеристики ЯСС, КГР и ЭМГ (left Lateral Frontalis), регистрация которых осуществлялась в процессе воспроизведения испытуемыми в воображении их личного травматического опыта по специально разработанной для изучения психофизиологической реактивности при ПТСР методике "IMAGERY". Сравнительный анализ изменения психофизиологических параметров у ветеранов войны в Афганистане в процессе воспроизведения ими в воображении индивидуального боевого травматического опыта показал, что значимые различия между двумя группами и характерные для ПТСР особенности психофизиологической реактивности наиболее выражены именно у испытуемых с высокой интенсивностью проявления клинической симптоматики расстройства .
Данное
комплексное эмпирическое исследование
выполнялось коллективом
ПТСР у участников ликвидации аварии на ЧАЭС
Комплексное клинико-психологическое и психофизиологическое обследование ликвидаторов аварии на ЧАЭС, проведенное в 1994-1996 гг., дало возможность получить информацию о развитии посттравматических стрессовых расстройств у жертв радиационного стресса. По современным критериям DSM-4, опубликованным в 1994 г., ПТСР возникает в результате воздействия на человека травматических событий, связанных с гибелью, серьезными ранениями людей, возможной угрозой гибели или ранений. При этом человек, переживший подобную травматическую ситуацию, может быть как свидетелем страданий других лиц, так и жертвой происходящего. В любом случае, в момент пребывания в травматической ситуации он должен испытать интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности. Сформулированный таким образом ведущий критерий в диагностическом руководстве DSM-4, диагноз "посттравматическое стрессовое расстройство" стал применим к психологическим последствиям более широкого регистра травматических стрессоров.
Большинство исследований ПТСР проводятся на контингенте лиц, переживших так называемый событийный стресс: участие в боевых действиях, стихийные и антропогенные катастрофы, сексуальное и физическое насилие. Гораздо меньшее количество работ посвящено изучению влияния на психику травматических ситуации с меньшей интенсивностью прямого воздействия, которые не связаны с непосредственным, "видимым" восприятием опасности, однако представляют реальную угрозу для жизни и здоровья. К разряду "невидимых" травматических событий может быть отнесено действие ряда токсических и биологических веществ, болезней, угрожающих жизни, а также различных видов ионизирующего излучения. При этом опасность радиационного облучения является одним из самых активных стрессоров в этом ряду.
Как показало обследование ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, пребывание в ситуации, связанной с возможностью сильного радиационного облучения, имеющимся и ожидаемым впоследствии ухудшением состояния здоровья, вызвало у значительной части ликвидаторов психическое состояние, которое в соответствии с критериями DSM-3-P классифицируется как посттравматическое стрессовое расстройство. Частота встречаемости ПТСР среди ликвидаторов - 19.7% всех обследованных - соответствует частоте возникновения посттравматического стресса у жертв других травматических ситуаций.
Результаты исследования показали, что переживание стресса радиационной угрозы в зоне аварии сопровождалось интенсивными отрицательными эмоциями. При этом уровень осознания травматичности действия угрозы радиационного поражения, опосредован индивидуально-личностными особенностями, В постсобытийный период ликвидаторы подверглись воздействию информационного стресса, вызванного волной публикаций в СМИ (не всегда научно обоснованной) о действии радиации на организм человека: для части ликвидаторов это воздействие стало вторичным стрессом и пусковым механизмом формирования симптомов ПТСР. Для ликвидаторов с симптомами ПТСР удаление из зоны радиации не явилось гарантом безопасности жизни. Знание об отсроченном характере воздействия радиации приводит к тому, что ликвидаторы постоянно находятся в состоянии напряжения, ожидания неприятных последствий для своего здоровья. В течение прошедших после аварии полутора десятков лет они продолжают находиться в состоянии хронического стресса, что пагубно отражается на их психическом и физическом здоровье. Особенностью ПТСР у ликвидаторов является высокий процент симптомов физиологической возбудимости, а также направленность, обращенность симптомов ПТСР в будущее. У них также наблюдается более высокий уровень тревоги и депрессии. Исследование показало, что такие симптомы, как нарушения сна, потеря аппетита, снижение сексуального влечения, раздражительность свидетельствуют об их тяжелом эмоциональном состоянии. Известно, что эмоции вовлечены в структуру любого целенаправленного поведенческого акта, вследствие чего активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции. В случае невозможности достижения жизненно важных результатов для преодоления стрессовой ситуации возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внутренней среде организма вызывает нарушение его гомеостаза. При неоднократном повторении или большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму и спровоцировать психосоматические расстройства.
Вопросы генеза психосоматических расстройств у ликвидаторов являются темой исследования З.Г Химчян. Анализ историй болезни 82 ликвидаторов, прошедших клинике-психологическое обследование на определение у них признаков ПТСР, выявил высокие уровни астено-невро-тических нарушений, вегето-сосудистой дистонии, гипертонической болезни, что соответствует общепринятому регистру психосоматических расстройств и позволяет предположить психогенный характер заболеваний как результат переживания хронического стресса, каким для многих стала чернобыльская катастрофа. Далее эти заболевания были сформированы в нозологические подгруппы: нервно-психические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, болезни печени и почек, позвоночника, органов дыхания и прочие. Сравнение групп "Норма" и "Симптомы ПТСР" показало достоверное превышение нервно-психических и желудочно-кишечных заболеваний в последней. Можно предполагать, что более интенсивное переживание стресса радиационной угрозы ведет не только к генезу ПТСР, но и корреспондирует с более высоким уровнем психосома-тизации [26].
Исследования "невидимого" стресса радиационной угрозы имеют, на наш взгляд, важное научное и практическое значение. Во-первых, показано, что ПТСР занимает определенное и достаточно большое место в континиуме негативных психологических последствий аварии на ЧАЭС. Учитывая, что ПТСР - расстройство, которое возникает в любой отдаленный от переживания психотравмы момент, то своевременное его диагностирование и соответствующее лечение могут в значительной степени ослабить уровень социально-психологического напряжения, вызванного Чернобыльской катастрофой.
Во-вторых, к числу "невидимых" стрессоров, помимо стресса радиационной угрозы, относятся угрозы химического и биологического поражения, а также ситуации, связанные с опасными для жизни заболеваниями, такими, как рак. Психологические механизмы развития постстрессовых состояний при такого рода воздействиях сходны. Эти механизмы изучены крайне недостаточно, однако то, что их возможно диагностировать, уже имеет несомненное практическое значение для разработки профилактических, лечебных и реабилитационных мер.
И,
в-третьих, одна из самых актуальных проблем
современного мира - жизнь в условиях постоянной
угрозы терроризма. Террористическая
атака может произойти в любой момент
в любом месте, и каждый из нас (обычных
мирных людей) может стать ее жертвой.
Очевидно, что некоторая часть населения
(и какая - неизвестно), испытывая реальность
и непредсказуемость угрозы, находится
под воздействием гипербдительности,
что, в свою очередь, способствует развитию
тревожных и невротических состояний.
Психологические последствия угрозы терроризма
способны принять характер психической
эпидемии. Жертвы террористических атак,
и это уже показано американскими исследователями,
относятся к группе с высоким риском развития
ПТСР. Получение писем с антраксом окончилось
в США пятью смертями, а более чем тридцати
тысячам людей понадобилась специализированная
помощь в связи с ухудшением здоровья.
Таким образом, актуальность фундаментальных
клинико-психоло-гических исследований,
направленных на изучение индивидуальных
особенностей субъективно-личностного
переживания угрозы террора, выявление
предикторов развития посттравматического
стресса, для специалистов очевидна.