Эмоционально-волевые процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 09:54, реферат

Описание работы

Эмоциональный мир пронизывает все стороны жизни. Человек, во время познания им действительности, так или иначе, начинает относиться к окружающему миру и его составляющим. Он не является бесстрастным наблюдателем, а наоборот является активным действующим лицом. Человек не только испытывает на себе воздействия других людей, их и своих поступков, но и сам оказывает действия на окружающих. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание это отношение человека к окружающему и составляет сферу чувств и эмоций.

Файлы: 1 файл

Эмоционально-волевые процессы.docx

— 111.64 Кб (Скачать файл)

      Развивая  свои сомнения, В. А. Иванников  пишет, что «наряду со сферой  мотивации личность становится  вторым источником побуждения  к активности, причем в отличие  от мотивов личность не только  побуждает, но и тормозит активность. Возникающая при этом теоретическая  неловкость, видимо, мало кого смущает,  и в итоге получается, что побуждает  и мотивационная сфера личности, и сама личность, произвольно  создавая волевое усилие» [1985. с. 50].

      Представляется, что никакой неловкости, о которой говорит В. А. Иванников, в действительности нет и быть не может. Ведь возникшая у него неловкость основана на некорректном противопоставлении личности мотиву. Такое противопоставление появилось у автора, очевидно, потому, что за мотив он принял, вслед за А. Н. Леонтьевым, предмет удовлетворения потребности, который находится как бы за пределами личности. В действительности мотив есть личностное образование и одна из составляющих произвольного управления, т. е. воли в широком понимании, и поэтому противопоставлять мотив личности — это все равно, что противопоставлять часть целому. Личность управляет своим поведением как с помощью мотива, так и с помощью волевого усилия, между которыми, как отмечал В. И. Селиванов, действительно имеется качественное различие. Если мотив — это то, ради чего совершается действие, то волевое усилие — это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях. Никто не действует, писал В. И. Селиванов (1974), ради волевого напряжения. Волевое усилие — лишь одно из необходимых средств реализации мотива.

      Поэтому  В. К. Калин справедливо подчеркивает, что если неверно отрывать  мотив от воли или заменять  волю мотивом, то столь же  неверно и мотив подменять понятием «воля».

      В. Шпеер, министр вооружений гитлеровской Германии, писал в своих «Мемуарах» о днях, проведенных под арестом после поражения его государства во Второй мировой войне: «Подчас мне приходила мысль добровольно уйти из жизни... В Крансберге один из ученых-химиков рассказал нам, что если раскрошить сигару, затем растворить в воде и выпить эту смесь, то вполне возможен смертельный исход; я долгое время носил в кармане искрошенную сигару, но, как известно, между намерением и действием дистанция огромного размера» [1997, с. 669].

      Это те  случаи, когда «суждены нам благие  порывы, но свершить ничего не дано». Для свершения требуется осуществить волевое усилие.

      Филогенетической  предпосылкой возникновения волевого  усилия является способность  животных к мобилизации усилий  для того, чтобы преодолеть встречающиеся  препятствия на пути к биологической  цели. Это так называемое «преградное» поведение животных (П. В. Симонов [1971]). Если бы у них не было этого механизма, животные просто не выжили бы. Нельзя не отметить, что у животных имеется и механизм регуляции таких усилий, их дозирования (вспомним кошку, вспрыгивающую на предметы разной высоты). Но если у животных подобное использование усилий осуществляется непроизвольно, то человек приобретает способность пользоваться этими усилиями сознательно.

      Локке [Locke, 1968] в своих экспериментах показал, что повышение трудности выбираемой цели приводило к более высоким достижениям; они были выше, когда уровень трудности цели был неопределенным или когда от испытуемого требовалось просто «работать как можно лучше». Автор справедливо полагает, что после принятия трудной цели испытуемые были вынуждены мобилизовывать все силы для достижения этой цели. Однако, как отмечают Кукла [Kukla, 1972] и Майер [Meyer, 1976], разработавшие модель «расчета усилий», максимальное увеличение усилий происходит при таком уровне сложности, который, по мнению субъекта, еще является преодолимым. Это тот предел, за которым уровень усилий резко падает.

      В. И.  Селиванов писал, что волевое  усилие является одним из главных  средств, с помощью которых  личность осуществляет власть  над своими побуждениями, избирательно  пуская в действие одну мотивационную  систему и затормаживая другую. Регуляция поведения и деятельности  осуществляется не только опосредованно  — через мотивы — но и  прямо, через мобилизацию, т. е. через волевые усилия.

      В. И.  Селиванов, подчеркивая связь  волевого усилия с необходимостью  преодоления препятствий, трудностей, считал, что оно проявляется во  всякой нормальной работе, а не  только в экстремальных ситуациях,  например при утомлении, как  полагают некоторые психологи.  Он утверждал, что «при таком  взгляде на роль волевого усилия  оно выглядит инструментом лишь  неприятного и вредного для  организма деспотического принуждения,  когда работать уже нет мочи, а надо. Несомненно, такие ситуации могут иметь место в жизни человека, особенно в экстремальных условиях. Но это лишь исключение из правила» [1975, с. 20]. Действительно, волевое усилие используется человеком не только при изнеможении, но и на начальной стадии развития утомления (при так называемом компенсированном утомлении), когда человек поддерживает свою работоспособность на заданном уровне без деспотизма и ущерба для здоровья. Да и простое нажатие на динамометр — это тоже проявление волевого усилия.

Как отмечает В. И. Селиванов, центральное место в диагностике  воли (понимаемой им как мобилизация  психических и физических возможностей) занимает измерение волевого усилия, которое в большей или меньшей  мере присутствует в разных волевых действиях.

Волевое усилие качественно  отличается от мышечного усилия, наблюдаемого нами, например, при поднимании тяжестей, при быстром беге, а в меньшей  мере – при сдвигании бровей, сжимании челюстей и т. п. В волевом  усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть колоссальным. Примером этого может  служить усилие, которое приходится делать бойцу, остающемуся на посту  под огнем неприятеля, парашютисту, прыгающему с самолета, и т. п.

     При волевом  усилии всегда имеется и мышечное напряжение. Припоминая какое-нибудь слово или внимательно рассматривая что-либо, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п. Тем не менее, отождествлять волевое усилие с мышечным напряжением было бы совершенно неверно. Это значило бы лишить волевое усилие его особого содержания.

      [Корнилов К. Н. 1948. С. 326–327]

      Имеется  несколько определений волевого  усилия. К. К. Платонов определял  его как переживание усилия, являющееся  обязательным субъективным компонентом  волевого действия, Б. Н. Смирнов  — как сознательное напряжение  психических и физических возможностей, мобилизующих и организующих  состояние и деятельность человека  ради преодоления препятствий.  Чаще всего под волевым усилием  понимают сознательно и большей  частью осознанно совершаемое  внутреннее усилие над собой,  являющееся толчком (импульсом)  к выбору цели, к концентрации  внимания на объекте, к началу и остановке движения и т. п.

      В. К.  Калин считает волевое усилие  основным операциональным механизмом волевой регуляции. Он определяет волевое усилие как «однонаправленное регулирующее проявление сознания, приводящее к установлению или удержанию необходимого состояния функциональной организации психики» [1989а, с. 53].

      С. И.  Ожегов [1985] определяет усилие как  напряжение сил. Именно в этом  значении я понимаю и волевое  усилие: это сознательное и преднамеренное  напряжение физических и интеллектуальных сил человеком.

 

Волевые качества личности и их формирование.

 

Воля человека характеризуется  определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли  как  обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие  на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к  поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие  личностные черты, как выдержка  и самообладание,  которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда  это требуется, в недопущении  импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Другой характеристикой  воли является целеустремленность.  Под целеустремленностью принято  понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного  результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

От настойчивости принято  отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное  качество человека. Упрямый человек  всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного  действия. Как правило, упрямый человек  в своей деятельности руководствуется  не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей  волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

Важной характеристикой  воли является инициативность.  Инициативность заключается в способности предпринимать  попытки к реализации возникших  у человека идей. Для многих людей  преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может  только самостоятельный человек. Самостоятельность  —  это характеристика воли, которая  непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется  в способности осознанно принимать  решения и в умении не поддаваться  влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный  человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить  в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

От самостоятельности  следует отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать  наперекор другим людям, противоречить  им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается  как слабость воли, выражающаяся в  неумении подчинить свои действия доводам  разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим  желаниям, ведущим к безделью, и  др. Очень часто безделье связывают  с ленью. Именно лень является всеобъемлющей  характеристикой качеств, противоположных  по смыслу позитивным качествам воли.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности  всегда связана еще с одним  качеством воли — решительностью.  Решительность заключается в  отсутствии излишних колебаний и  сомнений при борьбе мотивов, в своевременном  и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

От решительности, как  позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется  торопливостью в принятии решений,

необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что  он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Исключительно важным волевым  качеством человека является последовательность  действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все  совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все  второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Воля, как и большинство  других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного  развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные  действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно  позднее. Причем первые желания ребенка  характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга  и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни  желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей  впервые отмечается возникновение  борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего  возраста после некоторых колебаний  могут делать выбор между несколькими  возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее  конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже  может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной  стороны, достаточно высокий уровень  развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

Информация о работе Эмоционально-волевые процессы