Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2010 в 17:53, Не определен

Описание работы

Введение.
Психологические теории эмоций.
Теория Линдсея – Хебба.
Теория Джеймса – Ланге.
Рудементальная теория.
Теория Шехтер.
Эмоциональные состояния.
3.1 Эмоциональный стресс.
3.1.1 Стадии стресса
3.1.2 Страхи личности – почва для стрессов.
3.1.3 Энергетический кризис личности.
3.1.4 Способы противостояния.
3.2 Аффект.
3.3 Настроение.
Использование языка эмоций.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Эмоции.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Состояние стресса может быть острым или  принимать хронический характер. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса. В наше время стресс принял характер эпидемии.  

 Стресс  имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное напряжение.

Физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс,    покраснение   или       побледнение кожи лица,  увеличение адреналина в крови, потение.  

Психологические признаки: изменение динамики психических  функций, чаще всего 

     Замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление  фук-

     кии   памяти, уменьшение сенсорной  чувствительности, торможение процесса

     принятия решения. 

Личностные  признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.

Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие  истерических реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница.

Столкнувшись  с экстремальной ситуацией (или  восприняв ее такой), человек испытывает резкий рост эмоционального напряжения. Он боится, что не справится с этой ситуацией, что последняя нанесет ему ущерб. В результате у человека появляется состояние тревоги. Эмоциональное возбуждение растет и начинает мешать выполнению той деятельности, которой человек занят. Деятельность дезорганизуется: появляются ошибки, увеличивается время выполнения отдельных действий, нарушается процесс планирования и оценки деятельности. Всё это вызывает отрицательные эмоции, добавляет беспокойства, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку. Как следствие, растет состояние напряжение, приводящее к еще большим ошибкам и дефектам деятельности. Получается замкнутый круг «втягивания» человека в стресс.

Наша  жизнь состоит из бесконечной  цепочки волнений:

  1. Сознание сталкивается  с какой-то проблемой;
  2. Сознание борется, чтобы разрешить эту проблему.
 

    Если  мы не можем разрешить проблему или  делаем это не так, как хотелось бы, возникает отчаяние. Пытаясь преодолеть его, мы нередко совершаем ошибки. Очень распространённая ошибка заключается в том, что мы прилагаем слишком много усилий для решения незначительной проблемы и в результате вызываем непроизвольное увеличение эмоционального напряжения. Вторая частая ошибка- сосредоточение на отсутствие успеха, боязни  ошибки. Плодотворным является запоминание своих достижений, а не неудач. Не так много людей, для которых оправдывается поговорка «на ошибках учатся». Для большинства она звучит по-другому: «на ошибках зарабатывают комплексы неполноценности». Нельзя строить жизнь на неудачах. Будет намного лучше, если вы станете концентрироваться на своих достижениях, не боясь любить и хвалить себя - этого много не бывает.

    3.1.2 СТРАХИ ЛИЧНОСТИ – ПОЧВА ДЛЯ СТРЕССОВ.

   Чаще всего стресс вызывают  страхи. А вокруг нас достаточно много причин для страхов. Учёные даже говорят об « эре страхов».

   

        Можно выделить следующие, самые  типичные группы страхов.        

  1. Страхи  за своё здоровье (страх болезни, смерти, увечья, старости);
  2. страхи за свою учебу (работу) (страх не найти работу, не справиться с ней, ошибиться, потерять, быть обойденным в карьере);
  3. страхи за свою семью (страх потерять близких, не выйти замуж, не обеспечить семью материально, за детей, за хозяйство, за здоровье близких);
  4. страхи за свою личность (страх потерять свой престиж, статус, положение в обществе, своё «Я», смысл жизни, не реализовать свои способности);
  5. страхи социальные (страх перед войной, терроризмом, политическими и экономическими кризисами, страх потерять друзей, приобрести врагов).
 

    Эти и многие другие страхи ведут к активизации и перегрузке нервной системы, и как следствие возникает стресс.

    Следующий  пример демонстрирует различные  формы поведения в состоянии  ситуативного стресса на фоне  страха.

  

     В  очереди в кабинет к врачу  сидят несколько человек. Один  уткнулся в книгу и не обращает ни на кого внимания. Другой сидит весь напряжённый, почти не двигаясь, смотрит на дверь кабинета. Третий, напротив, проявляет повышенную активность. Он очень непоседлив, обращает внимание на всех входящих и выходящих, пытается заговорить с соседями, встаёт, ходит по коридору, заглядывает в кабинет. Четвёртый с тоской смотрит на дверь кабинета и идёт к врачу, « как на расстрел».

       

   Страхи  лишают нас ощущения счастья.  Мы постоянно находимся в тревожном  ожидании очередного подвоха  судьбы. Чаще всего это связано с тем, что мы сами преувеличиваем значение тех или иных событий. Конечно, очень неприятно, что сын порвал свою новую куртку, а в банке могут «сгореть» все ваши сбережения, но разве от этих событий наступает конец света? Это для вас трагедия? Жизнь кончена? Нет, это  рядовые события. Но в состоянии стресса мы этого не замечаем и портим здоровье, и своё, и окружающих.

     Чтобы  объективно оценить то или  иное событие и не попасть  в капкан собственных страхов,  при первых же признаках волнения по поводу какого-либо происшествия постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Это событие на самом деле такое важное?
  2. Происшедшее имеет трагические последствия для вас или ваших близких?
  3. Действительно ли оно хуже всего, что было раньше?
  4. Стоит ли это событие таких переживаний?
  5. Через месяц случившееся будет для вас таким же значимым?
  6. Неужели событие страшнее инфаркта?
  7. Если всё же сбудутся самые худшие опасения, сможете ли вы справиться с ситуацией?
 

    Возможно, когда  вы ответите на эти вопросы, ситуация предстанет перед вами совсем в ином свете.

      3.1.3 «Энергетический кризис» личности. 

    Стресс –  это всегда накал эмоций. При стрессовом напряжении в кровь выбрасывается  адреналин, обеспечивая приток дополнительной энергии. На психологическом уровне это выражается повышением активности личности. При воздействии очень значимого раздражителя активность, насыщенная «эмоциональным зарядом», может перерасти в аффект. Аффект – это особое душевное волнение, сильное и относительно эмоциональное кратковременное состояние. Во время аффекта в организме происходят серьёзные изменения в двигательной сфере, физиологических показателях, психических реакциях. Аффект развивается в критических условиях, когда человек не способен выйти из неожиданной и опасной ситуации. В основе аффекта лежит внутри личностный конфликт между требованиями, которые человек предъявляет самому себе, и возможностями выполнения этих требований. В основе аффекта часто лежит эмоция гнева. В этом состоянии у человека накапливается огромное количество энергии, от которой необходимо избавиться. Часто это происходит в физической форме. Например, формой выхода избыточной энергии негативных эмоций являются самая банальная драка, разрушение различных предметов (разбить посуду, разорвать одежду, что-то сильно кинуть, стукнуть и т. д.). Выходом эмоции гнева является и нецензурная брань. Причём последняя предпочтительнее драки.

             Состояние аффекта блокирует  сознательный контроль и волевое  поведение. Именно поэтому в  состоянии аффекта нередко совершаются преступления, действия, которые человек никогда не совершил бы в спокойном состоянии и о которых впоследствии он непременно пожалеет. В состоянии аффекта человек нуждается в помощи и контроле со стороны.

             Прелюдией аффекта всегда является  стресс. Поэтому особенно важно не доводить себя до глубокого стресса и научиться его снимать.

             Наша жизнь проходит в реальных  обстоятельствах, но оценку им даём мы сами. Если мы подавлены и в отчаянии, то и мир вокруг нас ужасен; если меняем свой взгляд на более оптимистичный, начинаем больше верить в свои силы, то кажется, что мир не так уж и плох. Следовательно, стресс далеко не всегда порождение внешних условий, нередко мы «взращиваем» его в себе сами.  

     

    Сын, прибежав с улицы, протопал в комнату  прямо в ботинках, оставив на только что вымытом полу грязные следы. Возвращаясь с работы, вы сильно промокли под дождём. Ваш муж весь вечер просмотрел футбол, и кран в ванной опять не починил. Дочь разбила вашу любимую чашку. Когда вы, наконец, впервые за пол года, договорились с другом о рыбалке, жена именно в эти выходные наметила поездку к родственникам. Если вам знакомы некоторые из этих ситуаций или аналогичные им, вспомните, как вы на них реагировали, всегда ли эта реакция соответствовала «силе» события? Вспомните последующие ссоры, обиды, переживания. Конечно, неприятные ситуации должны быть исправлены, но воспринимать это исправление как основу счастья всей жизни, по меньшей мере, неразумно. Иначе стресс просто «проглотит» нас.

      

    Личность стремиться снять напряжение, так как оно создаёт дискомфорт. Для этого используется несколько моделей поведения.

        Первая модель. Человек «бросается» на достижение желаемой цели, как будто от этого зависит вся его жизнь. Он весь напрягается, пытается достичь ее, во что бы то ни стало. Когда цель не достигается, человек впадает в отчаяние. Марина была девушкой с большими притязаниями. Когда она окончила педагогический университет и пришла работать в школу, то проявила себя как ответственный и перспективный учитель, быстро стала пользоваться уважением среди коллег и учеников. Марина высоко ценила свои способности и видела очередной этап своей жизни только в должности завуча. Очень быстро вся её активность, работа, отношения свелись к «борьбе» за эту должность. Она постоянно суетилась, беспокоилась, «просчитывала» очередные шаги, которые нужно предпринять для достижения заветной цели. Шли годы, а Марина оставалась простым учителем. Когда прежний завуч ушёл со своей должности, Марина стала почти «невменяемой». Все её мысли, разговоры и желания сводились к получению «вожделенной» должности. Женщина потеряла сон и аппетит, всё своё время проводила в школе. Однако на должность завуча назначили другую учительницу. Марина восприняла это как глобальную катастрофу жизни. Переживания привели к чувству постоянной неудовлетворённости жизнью. Марину ничего не радовало. Скепсис по отношению к жизни стал её второй натурой. Её не радовали успехи сына, не особо расстроил развод с мужем.

    Куда  важнее и страшнее был для неё  крах «мечты всей её жизни» - стать завучем. Здесь мы видим, как подобная модель поведения вызвала хронический стресс и, как следствие, стойкие нарушения личности.

    Вторая  модель. Столкнувшись с некоторыми проблемами, человек теряет оптимизм и начинает жить «в режиме ожиданья несчастья». Состояние беспокойства становится постоянным, будто мир вокруг рушится. Человек начинает суетиться, делается раздражительным, ему кажется, что окружающие постоянно давят на него. Алексей Фёдорович работал на предприятии более двадцати лет. Его отличали способности к анализу, высокая коммуникабельность, организаторские способности. Он был на хорошем счету и, хотя имел высшее техническое образование, был утверждён на должность начальника отдела экономического анализа. А. Ф. хорошо зарекомендовал себя в новой должности, но сам ощущал недостаток профессиональных экономических знаний и решил получить второе высшее образование. Однако, проучившись, год на экономическом факультете, А. Ф. вынужден был прервать учёбу в связи с резким ухудшением здоровья. Затем он, поскольку учёба давалась нелегко в силу возраста (45 лет), решил её бросить и в университет больше не вернулся. Через год на предприятии стали готовиться к реорганизации. На аттестации А. Ф. в порядке пожелания посоветовали продолжить учёбу. Он воспринял это как намёк на его «несостоятельность». Возникла мысль, что от него хотят избавиться». А. Ф. стал чувствовать себя очень напряжённо. Любые замечания теперь воспринимались очень болезненно, как несправедливые придирки. Так продолжалось полгода. За это время эмоциональное напряжение выросло до состояния стресса. А. Ф. был постоянно начеку в отношении своего руководства: «Какую пакость они ему ещё готовят?» Если его отмечали за успешно выполненное задание, то он считал это специально организованным «актом», чтобы лишний раз «уколоть» его. Все разговоры А. Ф. сводились к его неприятностям на работе. Реакция, наконец, приняла совершенно болезненные формы: А. Ф. стал считать, что руководство организацией ничем другим не занимается и ни о чём другом не думает, кроме как о том, чтобы «выжать» его с работы. Постоянные переживания и тревоги привели к тому, что реальная успешность деятельности А. Ф. действительно резко снизились. Он стал допускать грубые ошибки в своей работе, что-то не успевать, забывать. Периоды напряжённой суеты перемежались с пассивностью, когда работа вообще не выполнялась («наплевать на всё!»). А. Ф. стал раздражительным, подозрительным, пессимистичным. Наступил жестокий стресс. Человек уже не мог работать в этой организации, так как считал, что «все здесь против него». Здоровье тоже не выдержало. Вернулась старая болезнь. После длительного лечения А. Ф. вынужден был сменить работу. Этот типичный вариант «загона себя в стресс», когда жизненные препятствия не преодолеваются человеком, а, наоборот, осложняются внутренним эмоциональным «подогревом». 

Информация о работе Эмоции и чувства