Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:39, контрольная работа
Методическую основу психологической диагностики в медицине составляют разнообразные взаимодополняющие стандартизованные и нестандартизованные методы и техники психологического исследования. Среди них – как специально разработанные, собственно медико-психологические методы, так и заимствованные из общей, социальной, дифференциальной и экспериментальной психологии. В истоках научной медицинской психодиагностики лежит клинико-психологический метод (клинический метод в психологии) (Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003), имеющий интегрирующее и структурирующее значение в системе методов медицинской психологии. В свою очередь, беседа с больным и наблюдение за его поведением составляют основу клинико-психологического метода и, соответственно, обладают всеми его характерными особенностями, преимуществами и недостатками (ограничениями).
Введение 3
1. Сущность интерактивных методов в психодиагностике 4
2. Проективно-диагностическая игра 6
3. Метод свободных ассоциаций 10
4. Психодиагностическая беседа 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
НОУ ВПО Филиал
Московского
психолого-социального
Контрольная работа
по психодиагностике
Тема: «Интерактивные методы в психодиагностике»
Выполнила:
Студентка гр ПС/С08
Степень Наталья Николаевна
Проверила:
Ядрышникова Т.Л.
Красноярск 2011
Психологическая диагностика является одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в различных социально значимых областях жизни. В частности, психологическая диагностика непосредственно включена в решение широкого круга практических задач в области медицины и здравоохранения. В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных. В профилактической медицине психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств.
Методическую основу психологической
диагностики в медицине составляют
разнообразные
Интерактивные методы (от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого. В данном случае контакт с испытуемым не исчерпывается вербальной коммуникацией и может включать также совместные действия. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в качестве соответствующего возрасту эквивалента метода свободных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице» — «sand рlау»).
Интерактивные методы начали складываться на рубеже XIX-XX веков, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение, интуитивное понимание больного человека) с новаторскими тенденциями к опытному, эмпирическому исследованию психических функций и состояний. Клинико-психологический метод направлен на неформализованное, индивидуализированное изучение личности, истории ее развития и всего многообразия условий ее существования (Вассерман Л.И. с соавт., 1994; Щелкова О.Ю., 2005). В широком понимании такие методы позволяет изучать не болезнь, а больного, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. При этом они обращены как к настоящему, так и прошлому человека, так как личность не может быть понята вне процессов своего развития. Таким образом, клинико-психологический метод интегрирует всю доступную психологу информацию, относящуюся к генезису личности больного и развитию патологических состояний.
На этапе исследования определяются основные направления более углубленного и дифференцированного исследования личности с помощью узко специализированных или многомерных экспериментальных методик, проективных и психосемантических техник, формируется мотивация испытуемого к дальнейшему инструментальному исследованию и устанавливается контакт с психологом, от характера которого зависит достоверность результатов психодиагностики1.
Выделяются следующие
а) ситуативность – повышенное внимание к текущим обстоятельствам, конкретной ситуации в жизнедеятельности испытуемого;
б) многоаспектность – использование многообразных источников информации об испытуемом с акцентом на биографической информации, истории и динамике развития личности;
в) идеографичность – внимание к уникальным, свойственным только данному человеку характеристикам и особенностям;
г) индивидуализация – неформализованный,
нестандартизованный, приспособленный
к особенностям данного испытуемого
способ получения и анализа
д) интерактивность – активное взаимодействие психолога и испытуемого в процессе индивидуализированной беседы;
е) «интуитивность» – доминирующая нагрузка при получении информации и ее интерпретации приходится не на стандартизованные процедуры, а на профессиональную интуицию и клинический опыт психолога.
Важно то, что интерактивные методы принципиально содержит в себе основные возможности экспериментального подхода к исследованию личности, заключенные в личностных опросниках, проективных приемах и даже в психофизиологических экспериментах, аналогом которых в клиническом методе является наблюдение за экспрессией человека. Клинико-психологический метод при изучении личности больного отличается от экспериментально метода психодиагностики (прежде всего от стандартизованных техник) потенциальным объемом и характером получаемой информации, а также ее интерпретацией.
Характерной особенностью интерактивных методов исследования является также то, что каждый установленный факт может интерпретироваться в контексте всех сведений о больном, которыми располагает психолог, независимо от того, каким способом эти сведения получены (в отличие от тестов, где заключение интегрирует информацию в контексте всех данных, полученных этим же психодиагностическим методом). При этом интерпретация производится на основании не только полученной от больного информации, но и всех профессиональных знаний, всего личного жизненного опыта исследователя, необходимых для квалификации отдельных проявлений личности испытуемого и установления причинно-следственных связей.
Проективно - диагностическая
игра - игра, допускающая такую свободу
в поведении ее участников, которая
создает возможность для
Пример описания диагностической игры мы можем найти у А.А. Шведовской2. Исследование проводилось автором в несколько этапов. На основе первичной диагностики с использованием широко известных в практике семейного консультирования методик «Рисунок семьи» и модифицированного цветового теста отношений была выявлена зона неблагополучия в семейном взаимодействии, которая характеризовалась степенью неблагополучия, отраженной в коэффициенте неблагополучия, и наличием проблемного члена семьи. В ходе исследования были выявлены формы неблагополучия в ДРО. К ним относятся отсутствие семейной сплоченности, непринятие ребенка взрослым, игнорирование какого-либо из членов семьи, межсиблинговые конфликты, доминирование одного из членов семьи. Анализировались случаи выраженного позитивного, негативного или амбивалентного отношения к какому-либо из членов семьи, идентификации с каким-либо членом семьи (как позитивно, так и негативно переживаемой), наличие группировок, коалиций в семейном взаимодействии.
Диагностическое занятие строилось следующим образом. Ребенок играл самостоятельно, ему принадлежала инициатива в выборе сюжета; он продумывал игровые действия персонажей, организовывал мизансцены; сам исполнял все роли, сопровождая игру комментариями и пояснениями. В ходе диагностического обследования анализировались особенности исполнения ролей, символизм ролевых действий, характер ролевой речи.
Игровая методика включала
в себя следующие структурно-образующи
Игровой материал подобран таким образом, что позволяет в символической форме выразить широкий спектр чувств ребенка; проявить особенности взаимоотношений и ролевых распределений в семье.
Директивные компоненты сводятся к тому, что психолог предлагает ребенку поиграть «в семью». В процессе игры психолог вводит конфликтные ситуации типа разлуки с близким взрослым, ситуации оплошности и т. п. Недирективные компоненты состоят в том, что ребенку позволяют самому выбирать желаемые формы поведения.
Игровой материал разделен
на три категории: персонажные игрушки
с фиксированной игровой
В приведенной ниже таблице содержится список используемых игровых предметов с указанием символических функций, закрепленных за каждым из них. Функции указаны не в полном объеме, так как при реализации игровых действий в конкретной ситуации возможны дополнительные функциональные трактовки. Выделенные функции позволяют в дальнейшем интерпретировать смысловое содержание игры в проективно-символических категориях.
Приписывание символических
функций игровым предметам
Талица 1. Стимульный материал
Среди наиболее часто употребляемых предметов можно назвать кукол, представляющих взрослых и детей обоего пола, мебель и другие предметы домашнего обихода. Предполагается, что игра с таким материалом позволит раскрыть отношение ребенка к семье, выявить страхи, агрессивность, соперничество.Исследование особенностей переживаний ребенком детско-родительских отношений проводилось в два этапа.
Первая диагностическая игра носит свободный характер. Ребенок может играть со всеми игрушками. Так, как он хочет, без внешнего вмешательства и ограничений. После игры ребенку дается несложное и интересное задание. Например, пройти лабиринт, подобрать предметы по цвету или форме, найти «четвертый лишний». Это позволяет завершить процедуру на положительной эмоциональной ноте.
Во время игры психолог ведет наблюдение за ребенком. При возникающих затруднениях, например, если ребенок не может начать игру из-за чрезмерной робости, психолог пытается активизировать его игровую деятельность, выразить поддержку, одобрение, подтвердить разрешение делать с игрушками все, что захочется.
В протоколе наблюдения фиксируются показатели двигательной и речевой активности ребенка, а также предметные и сюжетные предпочтения в игре. Данные протокола оцениваются по определенным диагностическим характеристикам игровой деятельности, включающим в себя два блока критериев оценки. Первый блок отражает формальные характеристики игры, второй — индивидуальные особенности игровой деятельности.
Метод свободных ассоциаций — психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых проективных методов. Метод активно используется в психологии, социологии, психиатрии, социальной работе, психолингвистике.
З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность метода свободных ассоциаций.
Во время этого метода клиента просят расслабиться в кресле или на кушетке; психоаналитик располагается, как правило, вне поля зрения клиента. В основе правила лежит предпосылка, что одна свободная ассоциация влечёт за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Свободные ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств.
Аналитик использует метод для изучения основных психоаналитических процессов — проекции, переноса и сопротивления.
Согласно Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом. Сознание «пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности.
Сегодня метод свободных ассоциаций подвергается жесткой критике, в первую очередь со стороны представителей гуманистической психологии (в наши дни гуманистический подход в терапии — самый распространенный). Как правило, нападки сводятся к трем тезисам. Во-первых, пациент, едва переступив порог кабинета психоаналитика, заведомо ставится в позицию «подозреваемого»: ведь предположение о том, что он ничего не скрывает, рассказывая о своей проблеме, не допускается изначально. А это, по мнению многих современных психологов, подрывает главный критерий психологии — равноправные, партнерские, доверительные отношения между специалистом и клиентом. Во-вторых, некоторых специалистов смущает точность интерпретации ассоциативных образов. Например, если человек чихнул во время сеанса, психоаналитик непременно сделает вывод, что мысль, оставшаяся невысказанной, пациента раздражает. На самом же деле причиной может быть банальная соринка, попавшая в нос. В-третьих, по мнению многих ортодоксальных психологов, методика Фрейда не отвечает даже минимальным требованиям клиента, который всегда надеется избавиться от своей проблемы по возможности быстро и наверняка. А здесь все наоборот — курс психоанализа может длиться годами, клиент платит немалые деньги, а терапевт, бывает, не проронит за весь сеанс ни единого слова. Поэтому неудивительно, что находилось немало психологов-практиков, сравнивающих метод свободных ассоциаций с поиском в темной комнате черной кошки, которой там никогда и не было. Впрочем, подобная критика обычно относится не только к методу свободных ассоциаций, но и к психоанализу в целом.