Аффазия и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.
Заложенное в середине XIX в. учение об афазиях на первых этапах своего развития сводилось к описанию нарушений речи и установлению нарушений речи и установлению корреляций отделов головного мозга.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

 

  1. Исследования А.Р.Лурии, Л.С.Цветковой, Е.Д.Хомской

 

Целенаправленное изучение речевой функции началось во второй половине XIX в. В 1861 г. П. Брока (Вгоса Р.) описал нарушение способности говорить, возникающее при поражении задних отделов третьей лобной извилины (центр Брока). В 1873 г. К. Верникс (Wernicke К.) обнаружил, что при нарушении функций задней трети верхней височной извилины (центр Вернике) нарушено понимание речи. Первая из упомянутых форм расстройства речи получила название моторной (эфферентной, экспрессивной) афазии, вторая - сенсорной (афферентной, импрессивной). Тогда же отмечалось, что афазии обычно возникают при патологическом процессе в левом полушарии мозга, которое является ведущим (доминантным) у большинства людей-правшей. В той же гемисфере в дальнейшем в 1914 г. были описаны участки коры, поражение которых ведет к избирательному нарушению чтения - алексии (угловая извилина теменной доли) (Dejerine J.J., 1914) и письма - аграфии (задние отделы средней лобной извилины) (Exner S., 1881).

Проблема афазии достаточно полно разработана, включая раздел восстановительного обучения. Классиками неврологии (Р.Вгоса, К.Wemice и др.), затем выдающимся нейропсихологом современности А.Р.Лурия и его последователями (Е.Д.Хомская, Л.С.Цветкова, В.М.Шкловский, Т.В.Ахутина, Ж.М.Глозман, Т.Г.Визель и др.) выработана методология и инструментарий изучения и преодоления данного вида патологии речи.  [3, с.235]

Алексамндр Ромамнович Лумрия (16 июля 1902, Казань -- 14 августа 1977, Москва) -- известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского. В 60-70-х годах XX в. А.Р. Лурия разработал классификацию афазии, в основу которой положены результаты синтеза морфологических, синдромологических и лингвистических понятий. Классификация формировалась в процессе постоянного общения с нейрохирургическими больными и, таким образом, проходила клиническую апробацию. А.Р. Лурия выделял 3 формы нарушения экспрессивной речи (моторной афазии): афферентную (кинестетическую), эфферентную (кинетическую) и динамическую, а также 2 формы нарушения импрессивной речи: сенсорную и семантическую афазии; кроме того, он признавал существование амнестической афазии. А.Р.Лурия (1973) была сформулирована теория, согласно которой головной мозг состоит из трех основных функ а) энергетического блока;

б) блока приема и переработки информации;

в) блока программирования, планирования и контроля за произвольными психическими и двигательными актами.

Высшие психические функции согласно учению А.Р.Лурия являются сложными функциональными системами, имеющими многоуровневое иерархическое строение, что имеет большое значение при их нарушении и дальнейшем восстановлении (Хомская Е.Д., 1982).

    Евгения Давыдовна Хомская - известный специалист в области нейропсихологии. Самостоятельная научная деятельность Хомской тесно связана с творчеством профессора А.Р.Лурия. Хомская начала работать ст. лаборантом, затем педагогом-воспитателем в Санатории № 36 Мосгорздравотдела, который являлся клинической базой лаборатории по изучению детей-олигофренов (зав. лабораторией А.Р.Лурия) Института дефектологии (1953-1958). За эти годы была написана кандидатская диссертация Хомской на тему: “Роль речи в компенсации нарушений условных двигательных реакций у детей” (1957). Исследовались дети с задержкой психического развития и дети-олигофрены. Оказалось, что присоединение речи к двигательным реакциям может компенсировать нарушения движений у детей с задержками психического развития в отличие от детей, страдающих разными формами олигофрении. Результаты исследования подтвердили гипотезу А.Р.Лурия о том, что нейродинамика речевых процессов в её развитии опережает нейродинамику двигательных процессов и поэтому возможна компенсация нарушений движений через речь. С 1958 по 1980 гг. Хомская возглавляла группу психофизиологии в нейропсихологической лаборатории А.Р.Лурия Нейрохирургического госпиталя им. Бурденко и преподавала в МГУ. Здесь ею был собран материал для докторской диссертации, успешно защищённой в 1971 г. по теме: “Лобные доли мозга и процессы активации”. В исследовании были изучены многосторонние функции лобных долей мозга и особенно их важнейшая роль регулятора в процессах активации, механизмы произвольного контроля с помощью речи. Метод исследования - электроэнцефалография, изучались ЭЭГ-ответы на иррелевантные сигналы и сигналы, связанные с деятельностью по решению разного рода задач (например, счетных). Было обнаружено, что при включении в активную деятельность по выполнению заданий, требующих речевой регуляции, возникают генерализованные реакции активации ЭЭГ (верхних отделов альфа-диапазона), носящие неугасимый характер. Такого рода реакции оказались характерны для нормы и всех больных с очаговыми поражениями мозга, кроме больных с поражениями медиа-базальных отделов лобных долей. Впервые были введены способы оценки ассиметрии формы волны ЭЭГ (восходящей и нисходящей), выявлявшиеся с помощью специально созданных технических средств. Показатель изменения ассиметрии волн ЭЭГ при интеллектуальной нагрузке оказался более чувствительным, чем изменения амплитудной и частотной составляющих спектра ЭЭГ. Результаты исследования позволили различать псевдолобных больных (при вторичных лобных синдромах) и выявлять лобную симтоматику при субклинических формах заболеваний мозга. Материалы диссертации были опубликованы в книге: “Мозг и активация” (М., 1972),. переведенной и изданной в 1983 г. в США. [4, с.124]

     В 1970- е гг. Хомская руководит лабораторией нейропсихологии в ИП АН СССР и вместе с группой сотрудников продолжает цикл исследований в области нейропсихологических и психофизиологических нарушений высших психических функций, которые она обозначила как “нейропсихологическая психофизиология”. В этот период публикуются сборники и монографии, посвященные новым методам нейропсихологических исследований функционального состояния мозга; функциям лобных долей мозга. Одна из монографий «Процессы экстраполяции вглазодвигательной системе» (1981) и сборники «Функциональные состояния мозга» (1975), «А.Р.Лурия и современная нейропсихология» (1982), «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии» (1986), «Новые методы нейропсихологического исследования» (1989).

В 1980-е - 1990-е гг. - Хомская разрабатывает теоретические основы нейропсихологии, новые методические приёмы изучения познавательных и эмоциональных процессов, занимается исследованием проблемы межполушарной ассиметрии мозга, нейропсихологических основ индивидуальных различий в норме.

Е.Д.Хомская внесла важный вклад в разработку теоретических основ нейропсихологии. Ею опубликован ряд статей о связи луриевской нейропсихологии с естественнонаучными отечественными традициями, с психологическими идеями Л.С.Выготского, о современном понимании соотношения мозга и психики, о нейропсихологических факторах и др.

В последние годы Е.Д.Хомская разрабатывала проблему межполушарной организации психических процессов, занималась изучением нейропсихологических аспектов проблемы индивидуальных различий, исследовала возможности применения нейропсихологических методов при анализе пограничных состояний (в том числе у лиц с «чернобыльским синдромом»), разрабатывала новые методы анализа эмоциональных и познавательных процессов с применением компьютерных технологий.

 

Последние исследования Е.Д.Хомской и её сотрудников обобщены в ряде статей, в монографиях «Мозг и эмоции» (1992, 1998), «Нейропсихология индивидуальных различий» (1997), в сборниках «Нейропсихология сегодня» (1995), «Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий» (2000). [5, с.125]

Л.С.Цветкова - лауреат премии имени М.В.Ломоносова II степени за цикл работ по проблемам нейропсихологии и реабилитации больных с локальным поражением мозга.

Первые научные исследования Л.С.Цветковой в области нейропсихологии, афазиологии и восстановления высших психических функций у больных с поражениями мозга относятся к концу 1950-х- началу 1960-х гг. Результаты этих работ были опубликованы в монографиях "Восстановительное обучение больных при локальных поражениях мозга" (1972) и "Акалькулия" (1973), отражены в ряде статей в нашей стране и за рубежом и в докладах на XVIII Международном конгрессе по психологии (Москва, 1966) и Международном конгрессе по психологии (Тбилиси, 1971). [6]

Дальнейшие исследования Л.С.Цветковой привели к разработке ряда новых теоретических принципов восстановительного обучения больных с нарушениями высших психических функций, на основе которых ею был разработан ряд принципиально новых методов их восстановления путем перестройки функциональных систем мозга. Эти методы, широко внедренные в клиническую практику, позволили добиваться реабилитации больных с нарушениями речи (афазией), письма, чтения и др. психических функций и возвращения этих больных к нормальной социальной жизни. В этом заключается коренное отличие этих методов от методов зарубежной нейропсихологии, которые направлены не на восстановление функций, а на приспособление больных к дефекту и на их инвалидизацию. Л.С.Цветковой были разработаны и описаны новые факторы (механизмы) нарушения речи при акустикомнестической и амнестической афазиях. Впервые было показано, что при всех формах афазии нарушаются образы-представления и образы-восприятия, было сформулировано новое определение афазии и описано ее психологическое содержание.

В 1995 г. Л.С.Цветковой была опубликована монография "Мозг и интеллект", посвященная проблемам нарушения и восстановления интеллектуальной деятельности. Автором был проведен большой цикл экспериментальных работ, в которых впервые было показано, что при локальных поражениях мозга нарушаются все виды мышления, в т.ч. и образное, что образы-представления нарушаются как устойчивая система отношений, нарушается их семантика, их связь с речью. Также впервые был показан дифференцированный вклад различных зон мозга в структуру интеллектуальной деятельности, сформулирован ряд закономерностей, общих для нарушения разных высших психических функций, по-новому рассмотрена структура операции, впервые теоретически и экспериментально решён важнейший вопрос о нарушении языка или речи при афазии. Решён важный вопрос о невербальных формах мышления и их связи со смыслом и значением. [7]

Результаты дальнейшего изучения механизмов, структуры, синдромов и локализации поражений мозга при нарушениях письма, чтения и счета, имеющих место в большом проценте случаев заболеваний головного мозга, получили отражение в монографии "Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление" (1998) и в докладе на Ломоносовских чтениях 1998 г. "Афазия и образ-представление". Обнаружены новые механизмы нарушения этих форм психической деятельности, разработаны и внедрены в клиническую практику научно- обоснованные методы их восстановления. Дан теоретический анализ структуры письма и чтения, их взаимосвязи с устной речью, а также и взаимосвязи с процессами восприятия разной модальности. Впервые показано, что эти формы письменной речи могут быть не только речевыми, но и неречевыми, что ставит вопрос о специфике методического подхода к восстановлению письма и чтения. Что касается главы о нарушении и восстановлении счета, то она является в определенной мере уникальной, поскольку в мировой литературе работ по акалькулии практически очень мало, а нарушения счета и счетных операций обнаруживаются не только как самостоятельные нарушения, но и в качестве симптомов при разных формах афазии.

На основе полученного экспериментального материала показано, что наиболее оптимальными методами обучения письму, чтению и счету, приводящими к стойкому восстановительному эффекту, могут быть лишь такие методы, которые позволяют воссоздать в развернутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена в распавшейся функции путем вынесения наружу отдельных, строго соответствующих структуре дефекта операций, последовательное выполнение которых и ведет к восстановлению пострадавшей деятельности (программированное обучение). [9]

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Речь интересна для изучения со многих сторон: например, как устройство, порождающее физические звуки, а также воспринимающее и дифференцирующее их; или как некоторый аппарат, переводящий смысл в слова. Причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нём языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком.

Без речи нет общества. Речь очень важна в жизни человека, особенно она важна для человека, как члена общества. Благодаря речи современный мир и существует в таком развитом виде. Благодаря речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством за всю его историю младшему поколению.

Поэтому очень важно, вовремя обнаружить и устранить возникающие у людей расстройства речи. Благодаря таким выдающимся людям как П.Брока, Р.Вгоса, А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Л.С.Цветкова и др., это стало возможно. Эти люди провели много исследований в области нейропсихологии и психофизиологии.

Так как расстройства речи (в нашем случаи афазии) на прямую связаны с мозговыми механизмами это вызывает особый интерес. Так, одно из направлений психолингвистики - нейролингвистика - занимается изучением процессов и механизмов речеобразования, возникновения речевых ошибок и нарушений речи. Нейролингвистика рассматривает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового (речевого) поведения. Ещё средневековые лекари наблюдали расстройства речевого поведения людей, получивших очаговое повреждение головного мозга. Однако систематическое изучение таких случаев началось лишь с середины XIX в. Предметом современных нейролингвистических исследований чаще всего становятся афазии. Важный для нейролингвистики материал дают наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга.

Благодаря исследованиям и изучениям А.Р.Лурия, Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой было выявлено, что афазия может сочетаться с другой нейропсихологической и очаговой неврологической симптоматикой: алексией, аграфией, акалькулией, апраксией, агнозией, дизартрией, речевым акинезом, афонией, признаками пирамидной недостаточности. Поэтому для определения топического и нозологического диагноза обычно возникает необходимость полного неврологического и нейропсихологического обследования больного, а при необходимости и дополнительных исследований (нейрофизиологических, рентгенологических и пр.).

Информация о работе Аффазия и ее виды