Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития интересующего явления в экономике могут быть выявлены наиболее точно на основе анализа взаимодействия характеристик данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура исследовательского действия должна совпадать со структурой целостного устройства исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития экономической науки 5
1.1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики 5
1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики 6
1.3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики 8
Глава 2. Развитие экономических учений Древнего мира, античного мира и средневековья 9
2.1. Экономическая мысль Древнего мира 9
2.2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока 10
2.3. Экономическая мысль Древней Греции 13
2.4. Экономическая мысль средневековья 15
Глава 3. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства 21
3.1. Особенности раннего и позднего меркантилизма 21
3.2. Экономические учения эпохи нерегулируемых рыночных отношений 22
3.3. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ - основоположник школы физиократов 25
3.4. Экономическое учение Адама Смита 28
3.5. Экономическое учение Д. Рикардо 30
3.6. Экономическое учение Ж.Б.Сэя 33
3.7. Экономическое учение Т.Мальтуса 35
3.8. Экономическое учение Дж. С. Милля 38
Заключение 40
Список используемой литературы: 41

Файлы: 1 файл

938.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

      Развивая  тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель  указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности.

      Фома  Аквинский (Аквинат) (1225-1474). Этот итальянский монах-доминиканец считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (354-430). При этом на первый взгляд, Ф.Аквинский, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала правила хозяйственной жизни, установления справедливых цен и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

      На  самом же деле Ф.Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые объяснения социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов, прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф.Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

      С точки зрения методологических позиций, внешне у автора «Суммы теологии»  почти нет расхождений с ранними  канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических и явлений, то Ф.Аквинский наряду с названными инструментами исследования использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного или экономической категории [4].

      Вытеснение  натурального хозяйства рыночными  экономическими отношениями происходило на протяжении значительного промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как периодом (эпохой) меркантилизма. Широко распространена в экономической литературе и характеристика этого времени К.Марксом, назвавшим его периодом «первоначального накопления капитала». Кроме того, в марксистском толковании меркантилизм — это, прежде всего один из последовавших за географическими открытиями моментов в процессе перехода от феодализма ж капитализму.

      Между тем все экономисты современности единодушны как в том, что меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально-экономической сфере, так и в том, что благодаря меркантилизму пришло понимание сдерживающих признаков научно-технического прогресса в доиндустриальной экономике. Латинские («mercari» - торговать), англофранцузские («mercantile» - торговый) и итальянские («mercante» - торговец, купец) в «меркантилизм», конечно же, не дают полного представления о сути меркантилистской системы, «принципы» научного мировоззрения которой господствовали на протяжении XVI-—XVIII столетий.

      В частности, идеологи меркантилизма  были убеждены, что только деньги (золотые  и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства. Приумножение богатства, полагали они, требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли и того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Наряду с этим из-за отсутствия должных теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения (предложения рабочей силы).

      По  меркантилистской концепции достижение активного торгового баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Причем не только меркантилисты, но и подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, т.е. в монархию, и были весьма далеки от истинных принципов демократии.

      К сказанному следует прибавить, что  даже более 100 лет спустя после выхода в свет в 1664 г. книги английского меркантилиста Томаса Мена («Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства»), т.е. когда уже появилось «Исследование о природе и причинах богатства народов» великого Адама Смита (1776) и были опубликованы произведения крупнейших физиократов Ф.Кенэ и А.Тюрго, - еще тогда во Франции, например, сохранялись такие средневековые «традиции», как ремесленные цехи и феодальные привилегии (отменены в 1790 г.), а в Англии - Статут о ремесленниках и елизаветинский Закон о бедных (отменены соответственно в 1813-1814 и 1834 гг.). Другими словами, меркантилисты, ратуя за всеобщую коммерциализацию национального хозяйства, все же сдерживали этот процесс в отношении таких основных факторов производства, как труд и земля, без чего едва ли вообще возможна независимая рыночная экономическая система [6].

      Промышленное  производство в тот период контролировалось главным образом торговым капиталом, т.е. купцами. Благодаря последним эта сфера стала развиваться на коммерческой основе, и ее масштабы вышли далеко за пределы городов. Объяснялось это тем, что вплоть до конца XVIII в. преимущественно надомное производство не имело дорогого оборудования и поэтому, подключаясь к сфере промышленной деятельности, хорошо знавшие конъюнктуру рынка купцы мало чем рисковали, превратив ее в конечном счете в некий придаток торговли.

      Таким образом, в ситуации доиндустриальной экономики меркантилистам не приходилось  сталкиваться с проблемами регулярной занятости рабочей силы, организации неизвестного тогда еще фабрично-заводского производства. Основными их требованиями неизменно оставались превышение экспорта над импортом, стимулирование вывоза из страны капитала и ввоза в нее золота и роскоши из-за рубежа, недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций.

 

Глава 3. Эволюция экономической мысли  в период зарождения рыночной экономики  и предпринимательства

3.1. Особенности раннего  и позднего меркантилизма

 

      В экономической литературе в развитии меркантилизма различают обычно два этапа — ранний и поздний. Основным критерием такого деления является «обоснование» путей (средств) достижения активного торгового баланса, т.е. положительного сальдо во внешней торговле. Апогей раннего меркантилизма соответствует примерно середине [2].

      XVI в., а позднего — охватывает  почти целиком XVII столетие. Особенности  же этих этапов можно охарактеризовать следующим образом:

Ранний  меркантилизм Поздний меркантилизм
Уровень внешней торговли
Торговые  связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер. Торговля между  странами достаточно развита и носит  регулярный характер.
Рекомендуемые пути достижения активного торгового  баланса
установление  максимально высоких цен на экспорт  товаров; допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;
всемерное ограничение импорта товаров; допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле;
запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства. вывоз денег  допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса.
Позиции в области теории денег
Преобладает номиналистическое восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность; «Революция  цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно  пропорциональна их количеству; уровень  и вес цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);
устанавливается фиксированное соотношение в  обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма); устанавливается система монометаллизма;
констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств; констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;
в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование  сокровищ и мировые деньги. из числа  известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения.
Монетаристские  позиции
Доминирует  идея «денежного баланса». Господствует  положение о «торговом блансе».

3.2. Экономические учения  эпохи нерегулируемых рыночных отношений

 

      Общие признаки и этапы развития «классической  школы» можно охарактеризовать следующим  образом. По мере дальнейшего формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становилось все более очевидным то обстоятельство, что государственное вмешательство в экономическую деятельность не является панацеей в деле преодоления преград в приумножении национального богатства и достижения согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

      «Классическая школа» повела решительную борьбу с  протекционистской идеологией меркантилистов, обратившись к самым новым методологическим достижениям науки той эпохи и развернув поистине фундаментальные теоретические исследования. Ее представители противопоставили эмпиризму меркантилистской системы профессионализм, который, по словам того же П.Самуэльсона, не позволял впредь «советникам при короле» убеждать своих монархов в том, что увеличение богатства страны сопряжено с установлением государственного контроля над экономикой, в том числе со сдерживанием импорта и поощрением экспорта и тысячей других «детальных» распоряжений».

      «Классики», в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории. Так, возросшая степень мануфактуризации экономики (затем и ее индустриализации) обусловила выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. По этой причине в качестве предмета изучения «классики» предпочитали главным образом сферу производства [7].

      Что же касается метода изучения и экономического анализа, то его новизна в «классической школе» связана, как уже упоминалось, с внедрением новейших методологических приемов, которые обеспечивали достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности и спасательного, т.е. поверхностного, осмысления хозяйственной (деловой) жизни. Об этом свидетельствуют также высказывания Л.Мизеса и М.Блауга — крупнейших авторитетов современности в области методологии экономической науки.

      Таким образом, можно утверждать, что смена меркантилизма классической политической экономией стала свершением еще одной исторической метаморфозы в отношении наименования и назначения экономической науки. Как известно, в бытность древнегреческих философов термин «экономия» или «экономика» воспринимался почти в буквальном переводе слов «ойкос» (дом) и «носом» (хозяйство) и имел смысловую нагрузку процессов домоводства, управления семьей или личным хозяйством. В период меркантилистской системы экономическая наука, получившая благодаря А.Монкретьену наименование «Политическая экономия», воспринималась уже как наука о государственном хозяйстве или экономике национальных государств, управляемых монархами. Наконец, в период «классической школы» политическая экономия обрела черты подлинно научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции.

      Теперь  правомерно перейти к характеристике общих признаков и особенностей, соответствующих классической политической экономии этапов, которых с определенной условностью можно выделить четыре.

      Первый  этап. Его начальная стадия приходится на конец XVII — начало XVIII вв., когда  в Англии благодаря творчеству У.Петти  и во Франции с появлением трудов П.Буагильбера стали формироваться  признаки зарождающегося альтернативного  меркантилизму нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг (посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда). Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере материального производства.

      Следующая стадия этого этапа связана с периодом середины и начала второй половины XVIII в., когда с появлением так называемого физиократизма — специфического течения в рамках «классической школы» — меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной критике. Физиократы (особенно Ф.Кенэ и А.Тюрго) значительно продвинули экономическую науку, обозначив новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий, хотя их внимание почти целиком было сосредоточено на проблемах сельскохозяйственного производства в ущерб другим сферам экономики и особенно сфере обращения.

      Второй  этап. Временной отрезок этого  периода развития «классической  школы» целиком и полностью связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита, чье  гениальное творение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стало особым и наиболее значительным достижением экономической науки всей последней трети XVIII в.

      Третий  этап. Хронологические рамки этого  этапа охватывают практически всю  первую половину XIX в., в течение которой в развитых странах мира (прежде всего, в Англии и Франции) состоялся переход от мануфактурного производства к машинному, или, как говорят, индустриальному, производству, знаменующему свершение промышленного переворота. В этот период наибольший вклад в сокровищницу «классической школы» внесли называвшие себя учениками и последователями А.Смита англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус и Н.Сепиор, французы Ж.Б. Сэй, Ф.Бастиа и др. Все эти авторы придерживались затратой концепции (в соответствии с которой происхождение стоимости товаров и услуг видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства), тем не менее каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления либеральных рыночных отношений довольно заметный след [3].

Информация о работе Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства