Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:55, реферат
Сначала повесткой дня перестроечного дискурса были слова «не тот социализм» построили, теперь «нужна ли нам такая демократия и есть ли у нее шанс?» Создается впечатление, что мы потеряли путеводную нить и вновь необходим научный и политический дискурс относительно своего будущего. Тема нашей конференции весьма объемна: «Российское общество: тенденции и перспективы развития». Я хочу представить свою точку зрения на демократию и роль оппозиции в демократическом процессе России.
Для того, чтобы понять, что такое оппозиция в России, необходимо ответить на несколько простых вопросов. Каковы базовые идеи, взгляды, позиции действующей власти в России? Может ли реальная оппозиция в России возникнуть в рамках негласного договора с действующей властью? Возможен ли в России приход оппозиции к власти?
Анализ трансформации оппозиции даст нам богатую пищу для осмысления трансформации политической системы при В.В.Путине. Мы можем более отчетливо увидеть, каковы цели реформ Путина в начале ХХI века.
Известный российский социолог, главный аналитик ВЦИОМ Л.Бызов, анализируя политическую реальность, пришел к выводу, что в России завершен этап построения профессиональной "партии власти": "Единая Россия" - первый в новейшей российской истории относительно удавшийся проект "партии власти". Первый претендент на "партию власти" (правда, в эпоху борьбы за власть), "ДемРоссия" начала девяностых, обладала огромным влиянием, но она не пережила прихода к власти. Сразу после августа 1991 года она стала на глазах распадаться и распыляться, во многом потому, что Борису Ельцину никакая "партия власти" попросту была не нужна. Последующие попытки в лице "Демвыбора" и НДР были полуудачами, и очень быстро выдохлись". И что на данном этапе для построения стабильной политической системы в России необходимо выращивание профессиональной оппозиции. Политолог А.Зудин также считает: "Еще более сложной задачей, чем создание института правящей партии, является создание такой оппозиции, которая была бы готова к жесткой борьбе за власть, не разрушая при этом сложившую к настоящему времени государственность, не ставя под вопрос преемственность политического курса, а предлагая его новую интерпретацию или существенные дополнения. То есть нужна такая оппозиция, которая присягнула бы на верность пути, который с таким трудом был пройден нашей страной за последние 15 лет". Из чего следует, что завершающий этап электоральной реформы в России, в рамках которого лишь "избранные" партии прошли фильтрацию в Росрегистрации и получили предварительный допуск к выборам в Государственную Думу-2007, были отменены графа против всех и порог явки избирателей, а также был запущен процесс укрупнения политических партий – это естественный шаг федеральной власти по построению "правильной", профессиональной оппозиции в России.
Концептуально требование властей к оппозиции оформил М.Соколов: "России в ее нынешнем состоянии более потребна оппозиция глубоко консервативная и глубоко контрреволюционная". Не исключено, что формула С.Белковского: "Одна Россия. Один народ. Одна оппозиция. Один оппозиционный кандидат в президенты", является формулой полностью устраивающей нынешнюю российскую власть.
Сегодня нет необходимости обсуждать тему "удастся ли партии "Справедливая Россия" стать реальной оппозицией?". Социолог Л.Бызов считает, что запрос на оппозицию обращен именно к власти: "Общество вообще потеряло доверие к оппозиции, даже если она на словах декларирует вполне правильные, поддерживаемые населением лозунги… Магистральный запрос общества – это укрепление власти, укрепление государства, но при этом такое укрепление, которое бы на самих граждан, носителей этого запроса, не возлагало бы никаких новых обязательств. То "они", а это, уж извините, "мы". И к "нам", пожалуйста, ни с какими делами не лезьте. В результате нам, социологам, приходится расшифровывать феномен постоянного провала оппозиции в условиях столь же постоянного роста оппозиционных настроений и социального недовольства". Искусственность такого политического образования как "Справедливая Россия" более чем очевидна, и это позволяет многим экспертам утверждать, что партия С.Миронова просто "назначена на роль оппозиции". И что, скорее всего, ей не удастся стать реальной оппозицией. Лидер КПРФ Г.Зюганов достаточно эмоционально оценивает С.Миронова: "Этот небритый человек типичный член партии "Единая Россия". То есть с точки зрения КПРФ, формируемая федеральной властью оппозиция – это та же партия власти, имитирующая оппозицию.
"Охранители
власти" постоянно демонстрируют
свое презрительное отношение
к оппозиции. Так, Г.
Проблемы
оппозиции многочисленны. "
Необходимо отметить, что оценки оппозиции носят исключительно субъективный характер и во многом предопределены статусом интеллектуала. Данные оценки освещают, чаще всего, лишь отдельные фрагменты российской политической сферы, не внося ясность в понимание того, что такое оппозиция в России начала ХХI века.
Анализ многочисленных публикаций об оппозиции позволяет выделить три типичных представления о том, какие именно политические структуры могут называться оппозиционными.
Официозное представление. Поддерживаемая российским телевидением и широким кругом экспертов точка зрения, в соответствии с которой в России есть "партия власти", а также оппозиция, представленная в Госдуме фракциями партий КПРФ, ЛДПР и "Родина" (системная оппозиция), а также внепарламентская оппозиция (внесистемная оппозиция), в которую входят партии, не преодолевшие 5% барьер.
Представление
политических деятелей, чьи интересы
не представлены в Государственной
Думе какой-либо фракцией. В рамках
данного представления все
Нонконформистское представление. В рамках данного представления ни одна из партий, прошедших через фильтрацию Росрегистрации, не может быть признана оппозиционной. Все партии, у которых есть реальные признаки оппозиционности, отсеяны Росрегистрацией и не будут допущены к выборам в Государственную Думу - 2007.
Необходимо
отметить, что можно найти и
иные, более специфические формы
классификации оппозиции: "
Участие в
выборах автоматически разделит
в 2007 году всех представителей оппозиции
на три неравных группы: системную
оппозицию, внесистемную оппозицию
и маргинальную оппозицию. Системной
оппозицией будут признаны представители
партий, преодолевших 7% барьер и противостоящих
в Госдуме "Единой России". Внесистемной
оппозицией будут признаны представители
партий, не преодолевших 7% барьер, но представленных
в информационном пространстве России.
Маргинальной оппозицией будут считаться
представители тех политических
сил, которые не смогли доказать федеральной
власти, что они могут эффективно
исполнять роль плацебо-партий. Такова
структура оппозиции в России
в формате электоральной
Сегодня в России начинает доминировать крайне упрощенный взгляд на оппозицию. Для того чтобы стать оппозиционером - достаточно всего лишь объявить себя противником действующего Президента России В.Путина. Но является ли антипутинизм признаком оппозиционности?
В.Голышев концептуально упаковал антипутинизм в некий формат: "Оппозиция должна отстаивать ценности и идеи противоположные тем, которые отстаивает власть. То есть, оппозиция должна настаивать на закреплении за Россией максимально высокого цивилизационного статуса или, по крайней мере, на том, что процесс ее экономической, социальной, политической, информационной и всякой иной деградации должен быть немедленно остановлен…Оппозиция сегодня – это совокупность всех тех, для кого очевидно, что путинщина – тупиковая ветвь эволюции". Можно предположить, что персонализированное неприятие действующей власти может быть лишь одним из признаков оппозиционности в России. Но этого признака явно не достаточно для того, чтобы считаться реальным оппозиционером. Для этого необходимо иметь систему взглядов и идей, отличную от взглядов и идей основных представителей действующей власти.
Отличной
от В.Голышева точки зрения придерживается
либеральный экономист Е.Ясин:"
В начале ХХ века один из лидеров кадетов Павел Милюков четко выделил два типа оппозиции: "Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция останется оппозицией Его Величества, а не его Величеству". В России начала ХХI века нет четких критериев деления на типы оппозиции, по отношению к институту президента.
Данный вопрос
не является праздным по ряду причин. КПРФ
за последние 15 лет утвердилась в
статусе самой оппозиционной
партии. Но данный статус является, скорее
всего, своеобразной данью традиции.
Коммунисты – это бывшая власть
в нашей стране. А политическую
силу, отстраненную от власти, принято
традиционно считать
КПРФ в России никогда не вернет себе власть. Более того, в глазах все более широкого круга граждан России КПРФ – это системообразующий элемент действующей системы власти. Так можно ли считать КПРФ оппозицией в России?
Оппозиционность ЛДПР – это уже давно дурной анекдот. Имитационный характер оппозиционности ЛДПР фиксирует социолог Л.Бызов в следующем формате: "Весьма реалистичными кажутся прогнозы, что на выборах 2007 года будет сформирован практически однопартийный парламент (ну, может быть, для имитации многопартийности будет оставлена ЛДПР, фактически тоже одно из подразделений "партии власти").
"Другая
Россия" также представляется
оппозиционной в формате
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы необходимо проанализировать основные идеи и взгляды федеральной власти и оппозиции.
Интеллектуальные игры, связанные с понятием оппозиция, обычно проходят в формате классического позиционирования и выделения термина "оп-позиция". Данный упрощенный взгляд позволяет многое прояснить. Выделим восемь базисных позиций, в рамках которых российская оппозиция разделяет абсолютно те же воззрения, что и действующая власть. Это: Конституция РФ, выборы, партии, институт президента, народ, природа власти, демократия и видение будущего России.
Природа власти. Природа власти и у представителей действующей власти, и у оппозиционеров однотипна. Это власть элит. Нынешняя власть может смениться на патриотическую или националистическую, но природа власти останется элитной. Есть те, кто знает, что делать, и есть народ, который должен следовать указаниям новых вождей. Г.Павловский выделил один специфический аспект: "Российский оппозиционер ощущает моральное право на патерналистское отношение к “народу”, как подлежащему повторной, справедливой колонизации, готовя себя к “ротации элит”, то есть – смене колониального мандата". Действительно, если считать нынешнюю власть в России оккупационной, то какая для народа разница, кто в России получит "ярлык на княжение" от "Вашингтонского обкома".