Политические взгляды отдельных представителей российского радикализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Экономической основой такого перемещения революционной инициативы от идеологов одного класса к идеологам другого класса, было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в стране. Таким образом, в рамках феодально-крепостнических общественных отношений в России складывались новые, капиталистические отношения. Все прогрессивные силы русского общества в этот период сосредоточили свое внимание на задачах коренного общественного преобразования России. Революционно-демократические и материалистические теории были направлены на обоснование необходимости отмены крепостного права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика политико-правовых идей народничества и
анархизма…………………………………………………………….......6
Глава II. Политические взгляды отдельных представителей российского
радикализма……………..…..................................................................10
§ 1. А. Герцен о доктрине «русского социализма» ………………………..11
§ 2. Н.Чернышевский о будущем социалистическом обществе, о роли
государства и личности в его построении………………...………….. 14
§ 3. Теория П. Лаврова ………………………………………...…………….18
§ 4. П. Ткачев: «заговорщический» путь перехода к социализму ………..20
§ 5. «Катехизис революционера» С. Нечаева как крайность политического
радикализма……………………...……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы ………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Сам реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Наконец, "Отношение  товарищества к народу" (четвертый раздел) заключалось в том, чтобы освободить его, подтолкнув к "поголовному восстанию". Для этого требовалось сблизиться с теми элементами в народе, которые были наиболее подготовленными к бунту. 
Суть "новой морали" была следующим образом выражена в "Катехизисе": "Он (революционер) презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что помешает ему.

В "Катехизисе революционера" впервые в истории русской революционной мысли была сформулирована детальная программа широкомасштабной террористической деятельности. До нечаевского дела мы встречаемся лишь с фрагментарными набросками таковой, например, в прокламации "Молодая Россия".

В "Катехизисе" "все  это поганое общество" дробилось  на шесть категорий, осужденных на смерть. В первую категорию попадали люди "особенно вредные для революционной организации", а также те, чья "внезапная и насильственная смерть… может навести наибольший страх на правительство". Ко второй категории осужденных относились люди, которым "временно" даровали жизнь для того, чтобы они "рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта".

Заслуживает особого  внимания отношение Нечаева к четвертой и пятой категориям осужденных на смерть, в которые входили либералы и не согласные с тактикой Нечаева революционера. С первыми надлежало "конспирировать по их программам, делая вид, что слепо следуешь за ними, а между тем, прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их донельзя, так чтобы возврат для них был невозможен, и их руками мутить государство". Революционеров же, не согласных с Нечаевым, следовало "беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих". Все прочие категории, естественно, не попадали в разряд "милых людей". По мысли Нечаева, должны существовать революционеры "второго и третьего разрядов", или, как он их называет, "не совсем посвященных", отношение к которым должно соображаться не "какими-нибудь личными чувствами, но только пользою революционного дела".

"Катехизис революционера"  рисует картину предельно замкнутой  иерархической касты, ставящей себя не только над обществом, но и над теми, кого Нечаев именовал "народом". В этом документе впервые в истории русского революционного движения с предельной ясностью и откровенностью были зафиксированы наиболее характерные черты награждающегося в России слоя "профессиональных революционеров". Правы те историки, которые утверждают, что Нечаев был одним из первых "профессиональных революционеров". При этом Нечаев был не просто первопроходцем, но и разработал своего рода "символ веры", свободный от всяких недомолвок, цензурных условностей и в этом отношении чрезвычайно интересный, как первое и притом очень яркое и по-своему талантливое выражение революционного самосознания.

Таким образом, "Катехизис  революционера" содержал учение о  революционном товариществе, которое "не только на словах, но и на деле порвало все связи с гражданским правопорядком, с образованным миром и всеми законами, условностями… этикой"

Это он стер грань между  революционными приемами и бытовой  уголовщиной, это он подменил общечеловеческую мораль вседозволенностью, первыми набросками революционной морали. 
Не располагая теоретическими знаниями, Нечаев подбирал чужие мысли, казавшиеся ему привлекательными, и не задумываясь вставлял в свои листовки и программы, лишь бы эти мысли способствовали скорейшему разрушению самодержавия. Вождя "Народной расправы" нисколько не волновали нравственные категории, его влекла фанатическая страсть к разрушению, к революции, во что бы то ни стало, потому он желал уничтожить тот строй, которому он был не нужен, в котором ему не было подобающего места, того вожделенного места, что он для себя предназначал. Нечаев не пропускал даже самого малозначительного случая, пользовался любым обстоятельством, лишь бы они вели к сокрушению монархии.

 

Заключение

В период подготовки крестьянской реформы во второй половине 50-х годов XIX века в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений: все общество понимало необходимость обновления страны. Однако реализация реформы и её итоги обострили идейно-политическое противостояние в обществе. 
Процесс реформирования российского общества в 60-70-е годы XIX века дал толчок развитию общественной мысли, но и вызвал кризис революционно-демократического направления. Революционеры, понимая, что в результате реформ у них из-под ног уходит почва, активизировали свою деятельность. В России появились многочисленные тайные организации. Противники реформ были как среди консерваторов, так и среди либералов и радикалов. Правые критиковали правительство за факт отмены крепостного права, оттолкнувшего Россию в сторону буржуазного капитализма, левые - за неполноту реформ и их непоследовательность.

Представители радикального направления развернули в 60-70-е годы активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества путем революции.  
Во второй половине XIX века радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества - разночинцы, посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой  правительства и условиями российской действительности: часто не всегда оправданные действия полиции, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей.

В радикальном направлении  второй половины XIX века господствующее положение занимало течение, идейным  основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и "общинного социализма"

В истории движения радикалов  второй половины XIX века выделяются три этапа: 60-е годы - складывание революционно-демократической идеологии и создание первых тайных обществ; 70-е годы - оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, создание первых социал-демократических групп.

Подъем крестьянского  движения в 1861-1862 гг. был ответом  народа на крестьянскую реформу 19 февраля. Это активизировало действия радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.

В 60-е годы сложилось  два центра радикального направления. Один - вокруг редакции "Колокола", издаваемого А. И. Герцена в Лондоне. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир молодежи того времени. Они оба критиковали крестьянскую реформу и призывали к созданию социалистического общества.

Именно на основе идей Чернышевского в начале 60-х годов  было создано несколько тайных организаций. В них входили Н. А. И А. А. Серно-Соловьевичи, Г. Е. Благосветов, Н. И. Утин и др. "Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции, развернули активную издательскую деятельность. В своих прокламациях они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России. 
Первой крупной революционной организацией стала "Земля и Воля" 1861-1864 гг. В неё входило несколько сотен членов из разных социальных слоев, отделения общества были созданы не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Твери, Казани, Нижнем Новгороде и ряде других городов. А в 1862 г. к "Земле и Воле" примкнула и военно-революционная организация в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения и усиление полицейского режима привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось подавить действия радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. 
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенной интеллигенции, считавшей своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым были разработаны  теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. 
М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он считал государство инструментом несправедливости и угнетения, призывал к его разрушению и созданию свободных самоуправляемых общин. Эта идея стала основой теории анархизма. В 1974 г. было предпринято массовое "хождение в народ", с целью поднять крестьян на восстание. Однако движение было разгромлено, а агитаторы, нередко выдаваемые полиции самими крестьянами, арестованы. 
П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" - передовая часть интеллигенции.

П. Н. Ткачев, так же как  и Лавров, не считал крестьянина  готовым к революции, однако он называл  русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры) должна была захватить власть, а уже после вовлечь народ в социалистическое переустройство. 
Во второй половине 60-х годов вновь стали возникать тайные революционные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узкой заговорщической и террористической тактике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Борисов, Л.П. История правовых и политических учений: учебное пособие/ Л.П. Борисов. М.: Компания Спутник+, 2000.
  2. Графский, В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников/В.Г. Графский. М., 1993.
  3. Грацианский, В. История политических и правовых учений ХIХ века/В. Грацианский. М., 1989.
  4. Канев, С. Н. Революция и анархизм/ С.Н. Канев. М., 1987.
  5. Крестовская, Н.Н., Цвиркун, А.Ф. История политических и правовых учений: курс лекций/ Н.Н. Крестовская. М.: Одиссей, 2002.

6.Лейста, Э. История политических и правовых учений: учебное пособие  / П Э. Лейста. М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.

7.Нерсесянца, В.С. История политических и правовых учений: учебное пособие / В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2001.

 

1 Лейста, Э. История политических и правовых учений: учебное пособие  / П Э. Лейста. М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.С.77

 

2 Лейста, Э. История политических и правовых учений: учебное пособие  / П. Э. Лейста. М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.С.41.

 

3 Нерсесянца, В.С. История политических и правовых учений: учебное пособие / В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2001. С. 54.

4 Лейста, Э. История политических и правовых учений: учебное пособие  / П. Э. Лейста. М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.С.38.

 

5 Лейста, Э. История политических и правовых учений: учебное пособие  / П. Э. Лейста. М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.С.18.

 

6 Канев, С. Н. Революция и анархизм/ С.Н. Канев. М., 1987. С. 23.

 


Информация о работе Политические взгляды отдельных представителей российского радикализма