Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:53, курсовая работа
Задачи исследования:
-определить основные принципы конституции США;
-рассмотреть такой источник права, как конституция США;
-осветить принцип разделения властей (сдержек и противовесов);
-осветить принцип федерализма;
-осветить принцип судебного конституционного надзора;
-осветить принцип республиканского правления
-раскрыть сущность всех этих принципов.
Введение Стр. 4
Глава 1. Общая характеристика конституции США Стр. 6
1.1. Общие черты конституции США Стр. 6
1.2. Содержание конституции США Стр. 6
Глава 2. Принцип разделения властей (сдержек и противовесов) Стр. 8
2.1. Разделение властей Стр. 8
2.2. Законодательная власть Стр. 9
2.3. Исполнительная власть Стр. 9
2.4. Судебная власть Стр. 10
2.5. Принцип сдержек и противовесов, вытекающий из принципа
разделения властей Стр. 10
2.6. Взаимоотношения меду ветвями власти Стр. 12
Глава 3. Принцип федерализма Стр. 15
3.1. Переход от конфедерации к федерации Стр. 15
3.2. Проблема федерализма Стр. 17
Глава 4. Принцип верховенства федерального права Стр. 20
4.1. Федеративная модель Стр. 20
4.2. Основные права федерального центра Стр. 20
4.3. Ограничения компетенции штатов Стр. 21
4.4. Доминирование федерального центра Стр. 22
Глава 5. Принцип республиканского правления Стр. 24
5.1. Форма правления Стр. 24
Глава 6. Принцип судебного конституционного надзора Стр. 25
6.1. Судоустройство в США Стр. 25
6.2. Функции конституционного надзора Стр. 26
Заключение Стр. 29
Список использованных источников Стр.
В одной из своих самых известных статей в защиту Конституции Джеймс Мэдисон так объяснял деликатность проблемы разделения властей:
«При
создании правительства, которое должно
управлять одними людьми посредством
других людей, основная трудность состоит
в том, что вы должны, во-первых, дать
возможность правительству
История учит нас тому, полагал Мэдисон и его коллеги, что людям свойственно стремиться к власти, поскольку по природе своей они честолюбивы, жадны и их легко подкупить. Мэдисон писал: «Что такое правительство, как не концентрированное отражение человеческой природы? Если люди были бы ангелами, то никакого правительства не понадобилось бы. И если бы людьми управляли ангелы, то не понадобилось бы ни внешнего, ни внутреннего контроля над таким правительством».[4]
Надо признать, что федеральная модель конституционной системы все же была списана с Конституции штата Массачусетс; она в наибольшей мере импонировала как самой идее народовластия, так и рациональному распределению бремени самой власти между тремя ее ветвями. Как отмечал Ш. Монтескье, это задача трудная, ибо «чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю и который редко позволяют выполнить благоразумию».[9. стр. 215.]
В результате, в США идея народовластия получила иные, самобытные и даже, в какой-то степени, уникальные черты. Вот что писал по этому поводу французский политолог и государствовед Алексис де Токвиль: «В Америке народ сам выбирает тех, кто создает законы, и тех, кто их исполняет; он же избирает суд присяжных, который наказывает нарушителей закона. Все государственные институты не только формируются, но и функционируют на демократических принципах. Так, народ прямым голосованием избирает своих представителей в органы и делает это, как правило, ежегодно, чтобы его избранники находились в более полной зависимости от народа. Все это подтверждает, что именно народ управляет страной. И хотя государственное правление имеет представительную форму, нет сомнения, что в повседневном управлении обществом беспрепятственно проявляются мнения, предрассудки, интересы и даже страсти народа».[10. стр.143]
Как уже было сказано, в США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов. В известном решении United States v. Richard Nixon, вынесенном в июле 1974 г., Верховный суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно были отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом».[14]
2.6. Взаимоотношения меду ветвями власти
Фактические отношения между тремя основными органами власти – Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом республики, а Президентом Соединенных Штатов) и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. В арсенале президента имеется также так называемое карманное вето, процедура принятия которого состоит в том, что свое неодобрение Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето». Практика применения вето весьма разнообразна, но только в первое столетие действия Конституции 1787 г. находились у власти президенты, не пользовавшиеся своим правом. Таких президентов было семь: Дж. Адамс (1787-1801), Т. Джефферсон (1801-1809), Дж. К. Адамс (1825-1829), У. Л. Гаррисон (март-апрель 1841 г.), З. Тейлор (1849-1850),М. Филмор (1850-1853) и Дж. А. Гарфилд (март-июль 1881 г.). После Дж. А. Гарфилда ни один Президент США не отказал себе в удовольствии воспользоваться своим конституционным правом, причем некоторые из них этим правом пользовались довольно часто.
Вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен с его отдельными положениями. Другими словами, если он не хочет промульгировать (опубликовать принятый и утвержденный закон в официальном печатном органе) какую-либо часть законопроекта, то должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Для принятия Конгрессом поправок (точнее - предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах; именно столько необходимо для преодоления вето Президента.
В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса (раздел 8 ст.1), тогда как компетенция Президента республики освещена в гораздо меньшей степени. Законодательство – монополия Конгресса.
Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе такое право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов.
ГЛАВА 3
Принцип федерализма
Федерализм
- конституционный принцип, предполагающий
жесткое разграничение
3.1. Переход от конфедерации к федерации.
Конфедеративное объединение 13 «свободных и независимых» штатов в единых государственных границах, будучи несомненным актом известного исторического значения, с самого начала страдало многими недостатками. Между штатами зачастую возникали конфликты, в частности при определении границ. Суды принимали решения, противоречившие одно другому. Законодательные органы некоторых штатов ввели таможенные законы, наносившие ущерб их более слабым соседям. Девять штатов создали свои собственные армии, а некоторые завели флот. Дж. Вашингтон писал в те дни, что связь между штатами держится на «верёвке из песка», а престиж общих союзных органов упал очень низко.
После победы в войне с Англией ситуация в стране серьёзно изменилась – правящие классы, буржуазия и крупные землевладельцы, стремясь использовать плоды победы только в своих интересах, открыто встали на путь репрессий против простого народа. Положение рабочих и фермеров в условиях экономической разрухи и антинародной политики эксплуататорских классов было чрезвычайно тяжёлым. Недовольство захватило широкие слои населения, в том числе и армию.
Угроза народных восстаний также явилась причиной, побудившей буржуазию и плантаторов-рабовладельцев создать сильный централизованный государственный механизм, установить твёрдую власть, которая была бы в состоянии эффективно охранять интересы эксплуататоров.
Таким образом, в основе перехода от конфедерации к федерации лежали следующие причины: необходимость преодоления экономической и политической раздробленности между штатами, создания сильных централизованных органов власти и управления при максимальном отстранении широких народных масс от участия в политической жизни страны, повышение авторитета страны на международной арене.
С того момента, как
Историческое значение провозглашения федерации в США можно видеть, пожалуй, прежде всего в том, что именно в рамках её государственно-правовых форм сложилась единая буржуазная нация и мог быстрыми темпами развиваться капитализм. С момента полновластного утверждения американского капитализма в виде единой общенациональной социально-экономической системы – это произошло после победы Севера в гражданской войне 1861-1865г. – по сути дела и начинается история развития американского федерализма.
Основной
внутренний порок федеральной организации
США заключается в непреходящем
несоответствии экономико-географичской
и административно-
3.2. Проблема федерализма.
Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия, кроме специально данных нации (каковых было чрезвычайно мало). Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали как нечто похожее на лигу штатов.
Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции утверждали, что правительство не может работать эффективно на уровне такого большого государства- нации. Они опасались консолидации власти в национальном правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания. Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США стали первым в истории федеративным государством, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции ( статьи IV и VI; позже и X поправка ).
Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной и конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в руках центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота власти находится у них. В федерализме между центральным и местными правительствами существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.