Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:27, контрольная работа
В данной работе ставится целью рассмотрение следующих вопросов: элиты как общественное явление, классики элитарской теории, научные школы современной элитологии, структура политических элит, современные системы рекрутирования политических элит, основные типологии современных политических элит, современная политическая элита России, региональные элиты в Российской Федерации.
Введение
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики.
2. Классики элитистской теории:
а) В. Парето и теория элит;
б) Г. Моска и концепция управляющего класса;
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”.
3. Научные школы современной элитологии:
а) концепции макиавеллистской школы;
б) ценностные элитарные теории;
в) теории демократического элитизма;
г) концепции плюрализма элит;
д) леволиберальные концепции элит.
4. Структура политических элит.
5. Современные системы рекрутирования политических элит.
6. Основные типологии современных политических элит.
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития.
8. Региональные элиты в Российской Федерации.
Заключение
Список использованной литературы
Для
последней волны правящей элиты
также характерно увеличение доли земляков
главы государства (с 13,2% при Б.Ельцине
до 21,3% при В.Путине) и рост доли бизнесменов
(с 1,6% при Б.Ельцине до 11,3% при В.Путине).[9]
На
региональном уровне новая политическая
элита формировалась в
В автономных республиках главой являлся президент, избираемый на всенародных выборах, что способствовало трансформации советской модели в демократическую. К концу 1994 г. большинство руководителей автономных республик были избраны всенародным голосованием.
В
1992-1993 гг. происходила борьба между
президентом и Верховным
Однако выборные тенденции набирали силу. Поэтому в ряде регионов в порядке исключения еще в 1992-1993 гг. верховная власть разрешила проведение выборов глав администраций. Этот процесс продолжал развиваться и закончился принятием 17 сентября 1995 г. указа президента, который определял срок выборов назначенных президентом глав администраций субъектов федерации – декабрь 1996 г. Так был осуществлен переход к выборной системе руководителей исполнительной власти субъектов федерации. Последнее назначение главы администрации состоялось в июле 1997 г. в Кемеровской области.
Формирование региональной элиты продолжили выборы народных представительств, которые после роспуска в конце 1993 г. советов всех уровней, стали полноценными законодательными органами власти.
Выборы стали одним из самых значительных достижений демократии в России, что привело к глубоким изменениям во всей политической системе. Последствия такого перехода имели как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, создавалась база для разделения властей, формирования гражданского общества, создания равноправных субъектов федерации. С другой стороны, выборность глав субъектов дестабилизировала политическую ситуацию, позволив губернаторам стать независимыми от центра. Появилась опасность новой волны «парада суверенитетов», которая могла закончиться распадом страны. У федеральной власти практически не осталось рычагов влияния на региональную элиту.
В декабре 1995 г. изменился принцип формирования Совета Федерации. В соответствии с новым положением верхняя палата российского парламента стала формироваться путем делегирования двух руководителей субъекта федерации – глав исполнительной и законодательной власти. В Совете Федерации стали образовываться межрегиональные ассоциации по территориальному и экономическому принципам, что грозило центру утратой политического и финансового контроля.
Чтобы
предотвратить негативные тенденции,
новый президент В.В.Путин
В итоге власть федерального центра была восстановлена, а главы регионов стали полностью зависимы от президента. Опасность распада страны была преодолена за счет отказа от демократической процедуры всенародных выборов.
Анализ региональных руководителей свидетельствует о том, что подавляющее число губернаторов попало в элиту задолго до своего назначения на пост главы региона. Так по данным, приведенным в исследовании О.Крыштановской[3], в 2002 г. среднее число пребывания в элите региональных руководителей до момента их назначения (избрания) главой региона составлял 15 лет, а среднее число лет пребывания на посту руководителя субъекта федерации – 6 лет.
Средний
возраст регионального
Вес советской номенклатуры остается до сих пор очень высоким. В 2002 г. 65,9% глав субъектов федерации прежде состояли в советской номенклатуре (в 1992 г. – 78,2%, в 1997 г. – 72,7%). Как отмечает О.Крыштановская, «парадокс состоит в том, что не выборы, а назначения привели наверх новых людей».[3]
Характеризуя
профессиональные качества региональной
политической элиты, многие исследователи
отмечают ее редистрибутивное (рентное)
отношение к экономической
Важной характеристикой элиты является ее ментальность. Практические ориентации и их реальное воплощение в делах региональных политико-административных элит отражаются как в их собственном мировосприятии, так и в оценках населения. Характеризуя ментальные особенности региональных административно-полити¬ческих элит следует отметить их федералистское мышление, основными параметрами которого являются сохранение целостности Российской Федерации, проблемы равноправия всех субъектов, приоритет федеральных законов над республиканскими.
Можно констатировать значительное ослабление центро-патерналистских надежд среди региональной политической элиты. В сознании элит надежды на возможности центра и собственные силы в развитии экономики и хозяйственных связей почти уровнялись. Во многих регионах уже превалирует настроение «опоры на собственные силы». Таким образом, этнофедералистские, экономико-федералистские и политико-федералистские факторы оказываются сопряженными в один комплекс и действуют сейчас одновекторно, способствуя более быстрому формированию федералистской парадигмы мышления.
С другой стороны, в качестве важнейших характеристик политической ментальности правящей элиты многие исследователи подчеркивают ее беспринципность и «холопство» Так, О.Гаман-Голутвина отмечает, что «преклонение перед силой остается доминирующей установкой поведения и центральной, и региональных властей, и населения».[8] Это приводит к безоговорочной преданности Президенту, с одной стороны, и устойчивому приоритету клановых интересов над общенациональными, с другой.
Исследователи
выражают обеспокоенность сложившимся
стратегическим потенциалом элиты,
которая призвана защищать общество
и повышать уровень его благосостояния.
Так, Т.Заславская полагает, что элите
«удалось создать такие правила игры,
которые обеспечивают ей бесконтрольность
и безответственность перед обществом.
Результатом является углубление взаимного
отчуждения власти и общества, проявляющегося,
с одной стороны, в равнодушии власти к
бедам народа, а с другой - в тотальном
недоверии народа к представителям и институтам
власти».[3]
В современных условиях делается серьезная попытка кардинально изменить формирование политической элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнений. Пока этот процесс только начался и идет весьма противоречиво.
В данной работе были достигнуты все цели, глубоко изучен материал и даны точные ответы на выше поставленные вопросы.
Дополнительные
источники:
Информация о работе Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики