Великий русский педагог К.Д.Ушинский - основоположник научной педагогики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

В первой половине 19 века сформировались социально-политические предпосылки для преобразований в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Под угрозой революционной ситуации в России царское правительство вынуждено было предпринять определенные шаги, получившие название буржуазных реформ. Получив личную свободу, крестьяне в интересах исправного платежа повинностей наделялись землей в личное пользование. Основой этой сделки стало добровольное соглашение крестьянина и землевладельца, при его отсутствии - наделение землей осуществлялось на основе местных положений. Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении.

Содержание работы

1.Общая характеристика реформ 2-ой половины 19 в.
2.Общественно-педагогическое движение России 2-ой половины 19 в.
3.Общая характеристика школьных реформ 60-х годов.
4.К.Д.Ушинский осноположник научной педагогики
5.Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.
6.Основные педагогические идеи.
7.Идея народности воспитания в педагогики.
8. Педагогическая наука и воспитание.
9.Нравственное воспитание.
10.Учитель и его подготовка.
11.Значение К.Д.Ушинского в развитии педагогики.
12.Актуальность идей К.Д.Ушинского.
13.Список литературы.

Файлы: 1 файл

eibycrbq.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика школьных реформ 60-х годов.

    Под влиянием общественного движения 60-х  годов царское правительство  вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.

    По  характеристике В. И. Ленина, эти реформы  по своему содержанию были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками. Поэтому на них лежала печать половинчатости, двойственности. Эти особенности присущи и школьным реформам 60-х годов, в частности реформе начальной и средней школы в 1864 году и реформе университетов в 1863 году.

    Подготовка  к школьным реформам велась в течение  восьми лет (начиная с 1856 года). Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ. В начале 60-х годов проекты реформ, в том числе школьных, были более либеральными, нежели последующие их варианты и законы, утвержденные в 1863—1864 годах.

    Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработку проекта этого устава, Герцен писал: «Правительство делало, как иерусалимские паломники, слишком много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один все же оставался». Эти слова вполне применимы и к подготовке реформы начальной и средней школы.

    «Положение  о начальных народных училищах».19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных  народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» . К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц .

    В начальных школах преподавались  закон божий, чтение « по книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся.

    Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.

    Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или  же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных».

    Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств  и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для  начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.

    Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по «Положению» 1864 года учреждались  уездные и губернские училищные  советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.

    Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея — председатель совета, губернатора, губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии.

В «Положении о  начальных народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица — только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.

                            Основоположник научной педагогики.

      К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель  педагогики XIX  века,  внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные  основы и создав цельную педагогическую систему.

      Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели  совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного  видения. Прежде всего, он  выступает  как  педагог-философ,  отчетливо  понимая,  что педагогика   может   базироваться   только   на   прочном   философском    и естественнонаучном   фундаменте,   на   концепции   народности   воспитания, отражающих  развитие  этой  науки  и  специфику  национальной   культуры   и воспитания.

      Ушинский - теоретик воспитания, его  отличает глубина  проникновения   в сущность   педагогических   явлений,   стремление   выявить   закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

      Ушинский как методист  разрабатывал  вопросы  содержания  образования, сущность процесса обучения,  принципы,  частные  методики  обучения,  создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир",  которые,  по  словам исследователя  Белявского,  составили   эпоху   в   детской   педагогической литературе.

      Как педагог-психолог  разрабатывал  психологические  основы  обучения,

изложил систему  психологических идей (дал характеристику  мышления,  памяти, внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский   выступал   и   как   школовед.   Им   выдвинута   программа преобразования  русской  школы,  особенно  русской  народной  школы,   чтобы привести   ее   в   соответствие   с   потребностями   развития   страны   и демократизацией образования.

      И, наконец, Ушинский - историк  педагогики, изучал труды  представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера  и  др.  На основе анализа и отбора всего разумного,  критического  рассмотрения  данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой  капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет  воспитания".

      Ушинского  называют  великим   учителем  русских   народных   учителей,

создавшим полную программу подготовки народного учителя.

      Деятельность  Ушинского  всецело   отвечала   назревшим   потребностям

исторически Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг  -  пробуждать  в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины  народной  мысли,  видеть  народ счастливым. Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна  прочная  научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов  и  народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться  на научные знания  о  человеке,  на  широкий  круг  антропологических  наук,  к которым он относил  анатомию,  физиологию,  психологию,  логику,  филологию,

географию, политэкономию, статистику, литературу,  искусство и др.,  среди которых особое место занимают психология и физиология.

      Ушинский  понял  необходимость   всестороннего  изучения  человека.  Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во  всех  отношениях, то она должна  прежде  узнать  его  тоже  во  всех  отношениях".  (О  пользе педагогической литературы).

      Таким  образом,  Ушинский  осуществил  педагогический  синтез  научных знаний  о  человеке,  поднял  педагогику  на  качественно   новый   уровень.  Всякого развития страны, преобразования системы просвещения.

      Еще одним основанием педагогики  как науки  Ушинский  считает   единство теории и практики. Истинная наука педагогика  может  развиваться  только  на основе связи  теории  и  практики,  всестороннем  обобщении  педагогического опыта - "теория не может  отказаться  от  действительности,  факт  не  может отказаться  от   мысли".   Ушинский   обращает   внимание   не   только   на теоретическое,  но  и  большое  практическое  назначение  педагогики.   Эта приложимость  законов  педагогической  науки  и  практической   деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания".  В  педагогической деятельности,  которая  строиться   на   научной   основе   нельзя   отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что  обогащает  саму  науку педагогику.  Ушинский  отмечает,   что   "Воспитатель   -   есть   художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мастерская.

    

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-северская. Общее образование он получил в Новгород-северской гимназии. В 1840 г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров (Грановского и др.). В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.  По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.

               Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. “Сделать как можно больше пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,— говорил молодой Ушинский.

            Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. Ушинского. Работая в 1854—1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы. С 1859 по 1862 г. К. Д. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

            Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”.

В 1862 г. он был  уволен из института. Тогда же ему  было предложено выехать за границу  под предлогом изучения постановки начального и женского образования  и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

Все, перенесенное в России, тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь  легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно  и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” (Годы I, II) и “Руководство к “Родному слову” для учителей и родителей”. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 издании.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение “Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

Информация о работе Великий русский педагог К.Д.Ушинский - основоположник научной педагогики в России