Школа и педагогическая мысль в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:59, лекция

Описание работы

Социально-экономическая характеристика средневекового общества.
Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ.
Воспитание светских феодалов и система рыцарского воспитания.
Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов.
Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья.
Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения.
Социально-педагогические идеи Реформации.
Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания.

Файлы: 1 файл

Lektsia_2_srednevekovye.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Также городские школы  рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.  

 Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

Как правило, городскую  школу открывал нанятый общиной  педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя. 

Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.

В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

 До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось  создание первых средневековых университетов.  Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

 С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали  и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал веяниям  времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан  являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей  программе, организации и методам  обучения выглядели светской альтернативой  церковному образованию.  

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых  университетов являлся его наднациональный  и демократичный характер, который  выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в  простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными  полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям  «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров).

К  концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство  средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук».

Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.

Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.). 

 

5. Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

 В педагогике раннего  средневековья господствовал элемент  авторитарности и усредненности  верующей личности. Многие идеологи  христианства открыто демонстрировали  враждебность к идеалам античного  воспитания, требуя устранить из  программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

 Аскетизм, усердное  чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

Так, глава парижской кафедральной школы Гуго Сен-Викторский (1096–1141) в «Дидаскалионе», одном из самых выдающихся педагогических памятников Средневековья, сформулировал и последовательно развил взгляд на учение, основывающееся на приобретении всеобъемлющего знания, как на способ совершенствования личности, осознающей свою природу, подчиняющей чувства и поступки голосу разума.

Систематическое усвоение опыта предшествующих поколений, осуществляемое в ходе обучения, и дает, по его  мнению, тот результат, который называют знанием, а изучение логики, математики, физики и иных мирских наук «также учат истине», но бессильны достичь истины христианской веры.

 Он полагал, что  взаимоотношения учителя и ученика должны строиться на основе размышления и созерцания. Учитель и его ученики должны развивать в себе такие качества как усердие и благонравие. Благонравие, по мнению ученого, это смирение, проявляющееся в отсутствии высокомерия и стремлении к постоянному познанию.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) философ-схоласт, основоположник диалектической схоластики. Блестящий полемист и лектор, создал свою школу преподавания, прошел школу бродячего школяра, позже принял сан аббата, стремился обосновать религиозные догматы на основе разума.

 Требовал от преподавателя  не красноречия, а умения обосновывать избранную точку зрения логическими доводами. Он был противником априорно признаваемого авторитета учителя.

 У Абеляра впервые  нашла яркое выражение идея  противопоставления образования,  основывающегося на знании, образованию, получаемому в результате собственных исследовательских усилий. Эта идея имела огромное значение в условиях появления университетов, дающих высшее образование и являющихся одновременно центрами средневековой науки.

Сочинение Винсента де Бове (1190 – 1264) монаха и наставника детей французского короля «О воспитании знатных детей» явилось своеобразной педагогической энциклопедией Средневековья. В нем  в тесном единстве рассматривались проблемы обучения и воспитания нравственности. Винсент доказывал, что знания облагораживают человеческую природу, позволяют осознанно относиться к себе и к своим знаниям. Он считал, что только это единство и  может обеспечивать добродетельное поведение. 

Он призывал к смягчению воспитания, предлагая завоевывать познавательный интерес детей шуткой и играми. Важной идеей можно считать его тезис о недопустимости использования в процессе обучения телесных наказаний. Он призывал педагога действовать исключительно убеждением и принуждением, а наказывать телесно воспитанника лишь в крайних случаях.

В XIII в. своего расцвета достигла схоластика. Фома Аквинский (1225 – 1274) - средневековый философ и богослов. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. Во время пребывания в Италии познакомился с трудами Аристотеля. В 1323 г. был причислен к лику святых.

Фома Аквинский четко  определил область науки и  веры. Задача науки, считал он, объяснение закономерностей мира. Науке под  силу достижение объективного знания, поскольку разум правильно сориентирован  на объект. Но охватить все наука  не может, поэтому, по мнению философа над царством научного и философского познания находиться царство богословия. Так как область существенных таинств христианской веры (триединство, воскресение и т. д.) остается вне возможностей разума.

Однако, по мнению Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему.

Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир – это единство «формы» и «материи».

Человек представлялся  Фоме Аквинскому как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и  получает свое «завершение» только через  тело. Поэтому всякое пренебрежение  к телесному вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом.

Предпосылкой нравственного поведения средневековый богослов считал свободу воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

Таким образом, Фома Аквинский  способствовал утверждению рационалистически-индивидуалистических установок, исключительно значимых для социокультурных и в том числе педагогических традиций Западной Европы.

 

6. На смену раннему  средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.). 

Это было время интенсивного развития экономической жизни и производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки и искусства, мощного духовного подъема.

Информация о работе Школа и педагогическая мысль в средние века