Проблема обучения и воспитания в курсе педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2010 в 15:01, Не определен

Описание работы

Воспитание современного общества

Файлы: 1 файл

Татарский Государственный Гуманитарно.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

     Об  этом же говорит и российское руководство: «В наши дни все большую долю на мировых рынках занимают высокие технологии, - отмечал президент В.В.Путин. - … Мы все еще плохо используем огромные возможности науки и высшего образования. Само по себе образование – это системообразующая вещь. Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство. Нет этого – не будет и эффективного государства».Особая роль ложится на образование в условиях глобализации, частью которой являются мощнейшие интегративные процессы, несущие в себе огромные преимущества, но одновременно таящие невиданные ранее опасности подавления национальных культур и традиций. Именно образование может позволить (или не позволить), с одной стороны, вписаться в интегративные тенденции, идти в ногу со временем, не отстать, а с другой стороны – не растерять национальных особенностей своей культуры.Главным законодательным документом системы высшего профессионального образования в России выступает федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ» с последующими изменениями и дополнениями. Этот закон закрепляет в Российской Федерации систему, в которой переплетаются элементы двухуровневой системы (бакалавр, магистр) с элементами системы последовательного высшего образования (дипломированный специалист).

Постановлением  правительства от 12 августа 1994 г. № 940 утвержден Государственный образовательный  стандарт высшего профессионального образования, установлены три уровня высшего профессионального образования. Первый уровень - неполное высшее образование. Второй уровень является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Нормативный срок обучения - не менее четырех лет. Третий уровень - образование, осуществляемое высшим учебным заведением по основным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией (наименование квалификации – «специалист»).

В образовательной системе сегодня создалась сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, увеличение разнообразия типов и видов образовательных учреждений, программ соответствует запросам общества и рынка. С другой – разрастается ком проблем и негативных тенденций.

По сравнению  с 1995г. количество выпускников ВУЗов  увеличилось в 2,7 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования поднялся с 23% до 43%. В 2004г. на 10 тыс. человек приходилось 480 студентов (в 1995г. - 189, в 2000г. - 327). На начало 2004/05 учебного года в РФ действовало 662 государственных и муниципальных высших учебных заведения, в которых обучалось 5,9 млн. студентов. Только с 2000/01 года число ВУЗов увеличилось на 55 (на 9,1%). Прирост численности студентов составляет начиная с 1995г. 7-15% ежегодно и опережает демографические показатели, так что количество абитуриентов скоро может сравняться с числом мест.

При этом фактически не контролируется открытие специальностей, наблюдаются диспропорции, в частности  неадекватно резкий рост обучающихся  по специальностям «экономика», «управление», «юриспруденция». Большинство негосударственных вузов не развивают у себя образовательные программы, связанные с фундаментальной наукой и тем более не вкладывают средства в развитие науки.

В результате страна, которая когда-то была мировым лидером  в таких областях науки и техники, как теоретическая физика, атомная техника и космические технологии, постепенно сдает свои позиции. Фактически «произошел крах сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок… финансовый кризис, ветшающее оборудование, безработица и высокая заработная плата в других секторах экономики приводят к утечке большого количества научно-исследовательских кадров… из сферы науки и техники».

Постоянно увеличивается  платный сектор образования, количество студентов в нем уже равно  количеству «бюджетников». Цены за обучение стремительно растут, особенно в крупных  городах. Все это становится дополнительным фактором расслоения общества. Неясность по бюджетному финансированию двухуровневого образования дает основания опасаться, что квалификацию магистра можно будет получить лишь (или в основном) на контрактной форме обучения, что в разы повысит долю платного сектора. 

Пока еще, по признанию ученых и политиков многих стран, мы сохраняем один из самых высоких в мире уровень образования, доставшийся нам в наследство. И это сегодня - наш решающий козырь. Уровень грамотности взрослого населения составляет 99,5%, среднее число лет обучения - почти 11 лет, численность студентов высших учебных заведений на 10тыс. человек - 327. По этим показателям Россия не только не уступает экономически высокоразвитым государствам, но и превосходит многие из них.

Вместе с тем накопившиеся в системе российского образования проблемы ставят под угрозу сохранение высокого образовательного потенциала нации. Большинство из них либо возникли, либо значительно обострились в последние 15-20 лет, в пореформенный период. Произошло определенное обесценивание понятия «образование», обществу долго навязывалась идея, что критерием востребованности образованных людей может выступать только рынок, а значит и развитие образовательных учреждений должно непосредственно диктоваться рыночными запросами.

Сегодня высших учебных заведений вместе с филиалами насчитывается более 3000 (для сравнения: в СССР действовало около 700 ВУЗов). И все выдают дипломы одинакового образца. В обществе потерян ориентир, многим людям не ясно, что такое по-настоящему образованный человек. До 20 % ВУЗов, по разным экспертным оценкам, работает без лицензии.

Расширение пространства образования по программе бакалавриата, куда предполагается включить и бывшие ПТУ и техникумы, может превратить этот образовательный уровень фактически в пролонгированное школьное образование. Бакалавром будет считаться выпускник и крупного университета, и образовательной структуры, которая просто переквалифицировалась на выпуск бакалавров

Особая роль в образовании должна принадлежать государству и государственной  политике. В последние полтора-два года в этой области наметились позитивные коррективы, но сама тенденция превращения образования в платное доминирует, и это сопровождается уходом государства из образования. Конечно, сегодня повсюду в мире ищут дополнительные источники финансирования образовательной сферы, пути повышения гибкости в подготовке специалистов, но ни одна из развитых стран не отказывается от государственной поддержки образования. Три ведущие страны в области образования - Германия, Франция и Великобритания - имеют бюджетное финансирование выше 80%. США - единственная страна с развитым образованием, где уровень бюджетного финансирования ниже 50%. Финляндия, которую сегодня считают в определённом смысле лидером в европейском образовательном процессе, закрепляет принцип бесплатности образования законодательно, рассматривая это не просто как социальное достижение, а именно как гарантию качества образования.

До 70-х годов  СССР вместе с США лидировал по расходам на образование. «В отмеченный период в нашей стране на образование отпускали из бюджета 10-12% национального дохода. К 80-м годам СССР потерял лидерство по этому показателю, и к 1985 г. расходы на образование составляли 6%, а в 1995 г. – 3,6% расходной части бюджета, в том числе на высшее образование – 2%».

Даже по рекомендациям Всемирного банка, именно государство должно обеспечивать оптимальное распределение бюджетных средств в высшем образовании: «Общий уровень инвестиций в образование должен составлять от 4 до 6 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). При этом расходы на высшую школу, как правило, составляют от 15 до 20 процентов всех расходов на государственное образование».

В России же бюджетное  финансирование вузов постоянно  понижается и сегодня составляет по оценкам экспертов не более 70%. Расходы консолидированного бюджета на образование в 2004 г. составили 593,2 млрд. руб., или 3,5% валового внутреннего продукта, что лишь на 0,6 процентного пункта больше, чем в 2000 году.

Необходимо иметь  в виду, что организация высшего образования только на основе частных инвестиций не может обеспечить его оптимальные масштабы и структуры, поскольку на уровне индивидов невозможно уловить все потребности. Частный капитал, за редким исключением, особенно в нынешней России, готов вкладывать деньги лишь в образовательные отрасли, относительно рентабельные в краткосрочном плане. Между тем образование приносит пользу обществу в целом, а не только отдельным его членам. Особенно важна поддержка фундаментальных наук, а значит и университетов, так как большинство новейших технологий являются результатом фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых в университетах, а инновационные технологии способны повысить производительность труда и качество жизни в масштабах всего общества, а значит и снизить имеющуюся социальную напряженность.

В последние  два года в нашей стране стали  говорить об образовательных кредитах, но низкая зарплата большинства населения  и несовершенство современного рынка  капитала почти лишают эту идею смысла: процент получения таких кредитов крайне незначителен. В этих условиях платный принцип образования мешает поступлению в вузы достойной, но малообеспеченной молодежи. На сегодняшний день лишь несколько наиболее богатых стран мира могут давать относительно дешевые займы чуть более 10% своих студентов (Австралия, Канада, Швеция, Великобритания и США).

В обществе тем  не менее происходит постепенный  переход от доминировавших ранее  представлений об образовании как  о благе за счет государства к  взгляду на образование как на услугу и предмет экономических отношений. Такое представление уже характерно для «…большей части экономически активного населения. Вместе с тем в обществе еще не установился необходимый уровень доверия между акторами системы образования – государством и населением, предприятиями и вузами, вузами, предприятиями и отдельными работниками или будущими специалистами».

Отказ от государственной  политики здесь чреват серьезными социальными  последствиями и дальнейшей дифференциацией  населения по критерию доступности  образования. Именно государство способно, обеспечивая поддержку высшего образования, придать устойчивое развитие всем элементам общеобразовательной школы. Только на базе развитого высшего образования можно, например, осуществить подготовку и переподготовку квалифицированных школьных учителей.

Негативным фактором стала и проводимая реформа образования, которую с некоторых пор называют модернизацией. Такое «переименование» позволило бесконечно удлинять и  без того затянувшийся процесс реформирования. Подсчитано, что за последние 10 лет ни один школьник не проучился в школе с 1 до 10 класса, не попав под ту или иную реформу. Но необходимо понимать, что реформа, которая длится слишком долго, неизбежно превращается в свою противоположность, то есть контрреформу. Основная идея модернизации, по мнению её идеологов, заключается в переходе от административной модели образования к либеральной.    

 Административная модель (иногда о ней говорят как о советской) характеризуется жестко утверждённым перечнем направлений подготовки специальностей, определяемым государственным органом управления образования. По всем направлениям разрабатываются государственные образовательные стандарты, регламентирующие требования к содержанию образовательных программ. Вузы в данной модели являются несамостоятельными субъектами образования и могут выдавать дипломы лишь по утвержденным направлениям и специальностям. В рамках этой модели возникает противоречие между тенденцией открытия всё новых направлений и специальностей и позицией министерства, ограничивающего такое расширение в интересах эффективности управления.   

 Философия  либеральной модели образования  исходит из приоритета гибкого  управления образованием, вузам  предоставляется большая самостоятельность  в реализации образовательных  программ. Выражается это в отказе от самого понятия «перечень образовательных программ». Их количество ничем не ограничивается, а, как считается, определяется потребностями общества, в том числе и рыночными механизмами. Меняется и система финансирования вузов – от прямого бюджетного финансирования, независимо от результатов образовательной деятельности, к фактически грантовому финансированию под образовательные программы и проекты.

Соответственно, в этой модели государство не финансирует  образовательные программы и  не определяет их содержание. В определённом смысле это уход государства из образования (причем предлагаемые системы финансирования национальных проектов и разыгрывания лотов есть не что иное, как просто иная форма перераспределения финансов, механизм которой остаётся пока достаточно скрытым, что, кстати, противоречит принципам либерализма). Совершенно ясно, что, несмотря на все оговорки, тем самым может быть нанесён удар по образованию, базирующемуся на фундаментальной науке, так как вклад в фундаментальную науку вообще не может быть основан на сиюминутном экономическом эффекте. Однако фундаментальное открытие и его экономическое применение могут через годы дать такой эффект, который далеко перекроет сегодняшнюю прагматическую выгоду. Именно государство способно вкладывать деньги в науку и фундаментальное образование, осознавая степени риска.

Российская модель образования определяется как постсоветская  модель, долгое время определявшаяся плановой экономикой, жестким государственным  регулированием, командно-административным управлением. Тем самым уже в постановку задачи реформы вносится ряд неточностей и в основу модернизации кладется просто система идеологических предпочтений. На самом деленаше нынешнее образование представляет собой некий гибрид между либеральной моделью, или, скажем мягче, установкой на либерализацию и административной моделью. Некоторые специалисты называют этот вариант квазиадминистративной моделью образования.

В прошлом традиционно  высокая роль государства в определенной степени консервировала образование, но одновременно была барьером для бесконечного числа специальностей, в том числе непрофильных, вводимых сегодня ВУЗами. Обратим внимание – пока это осуществляется под контролем министерства, но даже оно не может этот процесс приостановить. Общее качество образования, безусловно, понижается, образование выравнивается не по эталонным образцам, а по его упрощённым вариантам. В то время как критикуемая советская система давала государственные гарантии качества образования в ведущих ВУЗах и университетах.

Информация о работе Проблема обучения и воспитания в курсе педагогики