Образование и воспитание в России в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2010 в 23:22, Не определен

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема идеала человека и целей воспитания в педагогической теории и практике признается одной из краеугольных

Файлы: 1 файл

КР по ИПиПМ 2009.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

      Конечно, в практике приема в Академию предпочтение все же отдавалось детям состоятельных родов, всесословность не означала всеобщую доступность, но для того времени и это было значимым шагом вперед. О популярности этого учебного заведения говорит и то, что состав его учащихся увеличивался – от примерно 100 учащихся в 1687 году, до 600 в начале XVIII века.

      К середине XVIII века Славяно-греко-латинская академия утратила свое значение, так как в России появились первые университеты - при Академии наук в Санкт Петербурге и Московский университет. В 1814 году она была переименована в Московскую Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде недалеко от Москвы, где продолжает свою работу по настоящее время.

      Конечно, количество выпускников всех этих учебных  заведений было ничтожно мало. Содержание образования, хотя и вызывало массу нареканий у консервативного православного духовенства, было схоластично и уже в тот

период  не могло котироваться в Европе. Тем не менее, в русском просвещении в период с Х по XVIII века можно выделить основную тенденцию развития его целей. Содержание образования в русской школе постепенно количественно и качественно расширялось, стремилось выйти за рамки содержания православного "учения книжного". Не взирая ни на какие запреты, пусть и для незначительного контингента учащихся преподавалась "еретическая" латынь, начиная с XIII века становились доступными западноевропейские источники рационального знания светского характера.

Такая направленность эволюции русского образования  говорит о том, что существовал круг носителей представлений об ином, отличающемся от патриархально-православного, идеале человека. Стремление к рациональному познанию мира являлось чуждым для ортодоксального мировосприятия, заимствованным из Западной Европы.

      Судя  по характеру изменений в русском  образовании, уже в XVI - XVII

веках на Руси появилась небольшая прослойка людей, придерживавшихся помимо православных и иных ценностей, близких к идеям западноевропейского Возрождения. Светские интересы и идеалы постепенно укреплялись в их сознании, порождая представления об альтернативном традиционному для Руси идеале человека.

      Замкнутость русской православной церкви и русского общества в целом позволяла до поры до времени обходиться государству и без достаточно развитого образования. Ремесленническое, чаще всего семейное, обучение мирским "наукам", позволяло поддерживать лишь минимальный уровень развития хозяйства. В результате на Руси не могла быть достигнута в полной мере ни православно-патриархальная, ни рационалистическая – европейская целей воспитания.

      Русское просвещение XVII века уже не отвечало требованиям православно-патриархального подхода, удерживаясь в его рамках лишь под воздействием волевых методов и запретов. Подводя итог, можно сказать с достаточной определенностью, что в практике, сложившегося на Руси воспитания, ведущую роль играла русская православная церковь, стремясь к достижению идеала человека и внедрению ценностей православия, как через собственную деятельность, так и через приходские общины, семью и школу, сдерживая западные просвещенческие тенденции и проникновение на Русь ценностей и идеалов европейской цивилизации.

      В самом идеале православного человека, вместе с глубокими нравственными и религиозными стремлениями, благодаря замкнутости и неприятию того, что могло показаться чуждым, каким-либо способом ущемляющим интересы православия, светские ценности в русском обществе утверждались слабо. Самостоятельность, чувство собственного достоинства, социальная активность, стремление к свободе на рубеже XVIII в России признавались лишь немногими. Конечно, православный идеал и бытовые представления об идеале человека, начавшие распространяться в русском обществе к XVIII веку не были тождественными. Новые экономические явления, раскол в православной церкви, дифференциация социальных отношений заставляли людей уделять большое внимание материальной жизни, пренебрегая порой стремлениями к нравственному и религиозному очищению и спасению. Уже в XVI - XVII веках начали зарождаться светские представления об идеале человека.

      Смутное время в начале - середине XVII века было порождено в большей степени экономическими проблемами, а не религиозными. В практике воспитания так же стали заметны элементы бытового практицизма, связанные с подготовкой ребенка к "жизни земной", к решению им проблем устройства своего быта.

      Подытоживая вышеизложенное, следует еще раз  подчеркнуть, что православные ценности, претерпевавшие изменения на протяжении нескольких столетий, не утратили своей духовной сущности. В каждом отдельном историческом периоде относительно плавно менялась лишь их иерархическая структура, смещались акценты при неизменности сущности.

      До XVIII века на Руси сложилось несколько  устойчивых институтов воспитания: семья, церковь и православная община, а также духовные учебные заведения различного уровня. Целью воспитания в рамках православно-патриархального подхода, в конечном счете, оставалось духовное, религиозное развитие личности, приобщение человека к православным традициям. Общий характер воспитания был охранительный и консервативный, явно прослеживалась тенденция к ограничению возможностей человека в плане соприкосновения с европейской культурой, что выражалось во многих запретах, например, на чтение латинских и польских книг. Воспитание было направлено на сохранение русских средневековых канонов, устоев и традиций.

      Такая ситуация не могла сохраняться бесконечно долго. Русь, с ее природными богатствами не могла не привлекать внимания западных соседей, значительно обогнавших ее по уровню материально-технического развития.

      Военно-политические события XVII века демонстрировали утвердившуюся тенденцию к экономической интеграции с западными странами. Русскому государству был необходим другой путь развития, направленный на быстрый экономический рост, который мог быть обеспечен лишь в ходе кардинальных реформ. Одним из направлений реформирования стало образование, призванное обеспечить рост кадрового потенциала развивающегося государства. 

2.2. Обусловленность  и характер изменений в системе  воспитания и образования России в 18 веке

      Серьезное влияние на изменения в аксиологических  установках российского общества оказали кризисные явления в патриархальной России,

которые начали проявляться еще в XVI - XVII веках. Экономическая отсталость по сравнению со странами Западной Европы, потеря многих земель на юге, западе и севере, смута внутри страны породили новые тенденции в развитии российского государства.

      Важнейшим направлением политических изменений  в России XVIII века стало усиление рационалистических подходов к определению основных задач государственной политики, прежде всего в сфере экономики. Ведущей отраслью крупной промышленности постепенно становилась металлургия. Уже во второй половине XVII века значительный рост переживали централизованные государственные промышленные предприятия – мануфактуры в легкой промышленности и солеварении, начали расширяться и укрепляться торговые связи. Как и во многих европейских странах в России наступил, так называемый, "мануфактурный" период развития промышленности. Продукция российского земледелия также стала поступать на внешний рынок. Большие изменения произошли в торговле, развитие которой требовало выхода на европейский рынок. Выгода от этого была очевидна по сравнению со сбытом российской продукции заезжим иностранным купцам прямо в порту Архангельска. Зарубежные гости скупали добротные товары за бесценок и хорошо наживались на лишенном свободы перемещения русском купечестве.

      К началу XVIII века в России сложился достаточно обширный внутренний рынок. Новые тенденции в развитии экономики России отразились на ее внутренней политике, в которой проявлялись многие новые черты русского мировосприятия.

      Уже в 70-80-х годах XVII века возникли серьезные  противоречия между родовым боярством и новым дворянством. Возникла ситуация, когда неродовитые дворяне, разбогатевшие за счет торговли или получившие поместья за службу государю, стали занимать положение выше, чем "дети боярские". В 1682 году было отменено местничество - преимущество родовитых бояр при назначении на различные государственные должности, в обход низших должностей. Случалось, что на ключевые посты, в том числе и военные, назначались знатные недоросли, не имевшие ни малейшего представления о том, что им надлежало делать. При Петре I, благодаря его могучей государственной воле и жесткой позиции, ценность принадлежности к знатному роду постепенно уходила на дальний план, реальные заслуги, опыт и знания человека, напротив стали обретать ведущее значение.

      Необходимо  сказать, что для развития образования  и воспитания в России, эти изменения в позиции государя, вызванные как внешними обстоятельствами, так и особенностями его личной судьбы, повлекшие, в свою очередь, перемены во взглядах на ценности и цели воспитания, явились самостоятельным и ведущим фактором. Точка зрения самодержца в монархическом государстве порой играет основополагающую роль, и те революционные изменения, которые произошли в российском общественном сознании в эпоху Петра - его большая заслуга.

      Важные  изменения произошли в жизни  городского населения. Впервые в российской истории они обрели права, прежде всего, право наследования, что оставило серьезный на их взглядах. С 1719 года в силу вступило деление

городского  населения на гильдии. К высшей, - первой гильдии стали относить людей наиболее зажиточных, имевших "знатные" торговлю или производство. Кроме богатых купцов и мануфактуристов к первой гильдии были причислены шкиперы, зодчие, врачи, художники - нарождающийся слой городской интеллигенции. Во вторую гильдию входили ремесленники и торговцы, имевшие небольшое собственное дело: иконников, ювелиров, лавочников средней руки и т.д.

      Разбогатевшие горожане получали различные привилегии, которыми очень дорожили. Так, например, дома купцов первой гильдии освобождались от военных постоев, а сами купцы от участия в работе различных выборных городских органов, от обязанностей по сбору таможенных податей и прочих обременительных дел. Городские врачи, инженеры, шкиперы, художники и другие, высоко квалифицированные специалисты, были вхожи во многие аристократические дома, образовывали специфическую городскую микросреду образованных людей, демонстрировавших пример того, как возможно зарабатывать своим трудом и деньги и положение в обществе. Само появление данной прослойки влияло на изменения в отношениях людей к образованию. Очевидно, что улучшение положения образованных специалистов светских профессий повышало интерес к их приобретению среди городского населения.

      Реформы Петра I придали мощный импульс развитию российского сознания, что сказалось на его развитии в дальнейшем. Созданная Петром I новая могущественная аристократия, ощутила всю полноту своего превосходства, духовенство - напротив, было вынуждено примириться с притеснениями со стороны светской власти, со снижением собственной социальной значимости.

      Купечество  и свободные горожане получили надежду  на позитивные изменения своего положения, обрели некоторую уверенность и стимулы для развития своих представлений об общественной сословной значимости. Крепостное же крестьянство осталось в прежнем патриархально-православном русле развития своего мировоззрения, находясь во власти помещиков, церкви или государства.

      Изменение структуры сословного расслоения русского общества оказало серьезное влияние и на изменение приоритетов в ценностной структуре, и на процесс появления и укрепления новых воспитательных идеалов. Каждое сословие и каждая социальная прослойка вырабатывала свой образ идеального человека, на достижение которого, осознанно и неосознанно, направлялись усилия воспитателей. В начале XVIII века в развитии воспитательного идеала, главным образом срабатывал механизм его дифференциации по социально-сословному признаку. Кроме того, наблюдалась широкомасштабная экспансия ценностных установок, проникавших из Западной Европы, чему активно способствовала и идеология, и политика, проводимая российским государством.

      В западной Европе к началу XVIII века сложилась  весьма дифференцированная философско-этическая база, которая, получая распространение в России, оказала серьезное влияние на эволюцию идеала человека и целей воспитания во всех сложившихся к тому времени сословиях. Основной идеей служило утверждение о том, что божественная сила творца, единожды создавшая мир, не может вмешиваться в ход его дальнейшего развития. Само общество, сами люди определяют и осмысливают свое земное бытие. Эта просвещенческая идея, противоречившая православно-патриархальным установкам, обычно именовалась как "теория естественного права".

      Теория "естественного права" не являлась собственно целостной философской теорией. Ее общая идея отражалась во многих других теориях, созданных европейскими философами и политическими деятелями эпохи Просвещения. Важным является понимание тех новых ценностных установках, которые повлияли на смещение акцентов в представлениях об идеале человека в России.

Информация о работе Образование и воспитание в России в 18 веке