Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-эстетического вкуса у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:17, дипломная работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей современной школы и системы воспитания личности являются постоянное и глубокое внимание, приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства, к красоте окружающей человека действительности. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

     Задумываясь над построением процесса воспитания художественно-эстетического вкуса  у подростков, нам необходимо вдуматься  в слова К. Маркса: «... Человек сначала смотрится, как в зеркало в другого человека. Лишь относясь к человеку как к себе подобному, человек начинает относиться к себе как к человеку.»[15, т. 23]

     В этой глубокой мысли воспитатель  найдет объяснение очень сложных  явлений многогранного процесса воспитания. Это, прежде всего одна из главных, но и трудно уловимых граней нашей повседневной работы: воспитываем мы, прежде всего, не теми или иными приемами и средствами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без увлеченности педагога своей деятельностью все используемые методы и средства останутся лишь схемой, не приносящей положительных результатов. Ведь с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы.

     Отношение к самому себе как к человеку –  эта черта духовной жизни, в конечном счете, характеризует и определяет уровень культуры педагогического  процесса. Многое также зависит и  от того, как дети относятся друг к другу в коллективе. Если учитель сможет научить своих воспитанников относиться к себе, то он создаст психологическую, моральную предпосылки того, что в повседневной практике называют влиянием коллектива на личность.

     Коллектив – это своего рода инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя: точнее тем, как смотрят на него воспитанники, что они в нем видят и открывают. Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой, - а с этого, по существу, начинается настоящее воспитание, - является личность самого воспитателя.

     Научить подростка относиться к себе как  к человеку – это значит сформировать у него стремление к самовоспитанию, утвердить в нем силу воли, необходимую  для нравственной самоорганизации.

     В коллективе подросток проявляет  себя по отношению к другим людям и к самому себе. Идеальным для педагога представляется такое положение, при котором каждый его воспитанник проявлял бы себя как честный, требовательный к себе и другим, дисциплинированный, умеющий отстаивать добро и не приемлющий зло. Такое проявление себя возможно только в коллективе и только при условии, что учитель воздействует на каждую личность, не забывая о том, что личность осмысливает себя как частицу коллектива, утверждает в себе моральные понятия, убеждения, идеалы на основе жизни коллектива. Только когда педагог сумеет создать необходимое, для сложного воспитательного процесса, отношение воспитанников, как единого целого к самому себе, только тогда возможно влияние личности воспитателя на коллектив и через коллектив на каждую личность. Учитель должен уметь заинтересовывать детей тем или иным материалом, преподносить необходимые знания в актуальной для того или иного возрастного периода форме.

     Тоже  самое происходит и в процессе воспитания художественно-эстетического  вкуса у подростков. Если педагог- воспитатель сможет заинтересовать ребят в необходимости культурного развития, то сможет добиться наилучших результатов.

     В данном случае, рассматривая историю  древнерусского традиционного женского костюма, необходимо показать подросткам важность правильно выбранного имиджа и стиля поведения. Для этого выбираются актуальный материал и такие средства, которые принесли бы положительный результат. Это могут быть как походы в музеи, просмотр слайдов или самостоятельный поиск материала в Интернете, так и использование учебных пособий и просто художественной литературы. Все это дает ответы на возникающие у подростков вопросы: как одеваться и как себя вести дома, на улице или в школе. Педагог должен уметь преподносить материал так, чтобы дети были заинтересованы в дальнейшем его изучении. Для этого используются такие средства, как: просмотр картин, изучение книжного материала, а главное походы в краеведческие музеи, при этом необходимо посещать экспозиции разных эпох и предлагать подросткам делать самостоятельно выводы по увиденному и лично для себя.

     Во  все времена женщины много  внимания уделяли своему гардеробу. Одежда была способом показать свой достаток и подчеркнуть внешние достоинства. Также с помощью одежды можно  скрыть многие недостатки фигуры и  женщины охотно этим пользовались и пользуются до сих пор. В наше время редко встретишь женщину, уделяющую своей внешности мало внимания, каждая старается выглядеть лучше других, что в свою очередь являлось и является своеобразным толчком в развитии моды.

     История развития русского традиционного костюма уходит своими корнями глубоко в прошлое, в те времена, когда и мужчины и женщины носили одинаковые по виду вещи, изготовленные из одних и тех же материалов, даже украшения у мужчин и женщин были одинаковые. Но развитие людей приводило к развитию и окружающего их мира, в том числе это касалось и одежды. Стали появляться различия – у мужчин появились штаны, а платья женщин стали длиннее; развитие коснулось и украшений – мужчины почти полностью исключили их из своего обихода, а женщины, наоборот, разнообразили свои коллекции изделиями из дерева, бисера, кожи и многих других материалов. В наше время существует много различных стилей одежды, но основа покроя того или иного изделия остается неизменной, та, которую использовали еще наши предки. На основе исторических фактов, касающихся пошива одежды строится вся выкройка женского платья, вносятся только незначительные корректировки или как их называют «подгон по фигуре», так как не каждая женская фигура подходит под общепринятый стандарт. История женского костюма очень интересна сама по себе, так как изменения в одежде происходили параллельно изменениям в истории нашего государства. Что-то приходило из других стран, от других, совершенно непохожих на славян, народов, но за основу, по-прежнему брался традиционный женский костюм.

     Внешний облик русских женщин в X-XV вв. представлен  больше в канонизированном изображении  княжеских семей, по которому трудно судить об эволюции женского костюма. Если же реконструировать представления  о нем на основе отрывочных сведений источников, то нельзя не увидеть, как веками отрабатывается оригинальный, самобытный «стиль» в русской женской одежде, дополняемой разной обувью и украшениями.

     Уже в древнейший период (X-XIII вв.) в костюме  русских женщин имелось разделение на нижнюю (нательную) одежду и верхнее платье. Нательная одежда - «срачица» («сороцица», сорочка) – упомянута во многих письменных памятниках [26, с. 45.]. Испокон веков она делалась из тонкой льняной ткани.

     Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. На запястьях они поддерживались «наручами» - обручами, браслетами, которые нередко находят в женских захоронениях. Они заметны и в некоторых фресковых изображениях и книжных миниатюрах. Существуют альтернативные мнения, касающиеся использования поясов. А.В. Арциховский считал, что нижняя женская рубаха не подпоясывалась. [4, с.236] М.Г. Рабинович высказал другое мнение, которое разделяет большинство исследователей. Они считают, что разнообразные пояса были одним из древнейших элементов костюма – украшением и в то же время «оберегом», преграждавшим дорогу «нечистой силе».

     Источники X-XIII вв. дают сведения для характеристики верхней одежды более или менее  зажиточных женщин древнерусского общества. Вероятно, костюм древнерусских женщин различных классов был одинаковым по крою, но разным по использованным тканям [18, с.44].

       Очевидно, одежда представительниц  феодальной знати имела больше  предметов и деталей в каждом  из видов одежды, а комплектация  проводилась из большего числа компонентов.

     В массе своей у древнерусских  женщин нижняя сороцица дополнялась  набедренной одеждой - «поневой»  или «понявой». Термин этот часто  встречается в переводных церковных  собраниях самого раннего времени. И.И. Срезневский объяснял его как полотнище, кусок ткани. В.И. Даль предполагал, что слово «понева» произошло от глагола «понять, обнять», поскольку понева представляла собой кусок ткани, которым обертывалось тело.[8, т.3,ч.2]. Поверх поневы мог завязываться шерстяной вязаный пояс. Поневы могли быть суконными или шерстяными – из «волны», т.е. из  шерстяной пряжи. археологические раскопки погребений позволяли сделать вывод о том, что в XII – XIIIвв. уже были известны разноцветные клетчатые шерстяные ткани («пестрядь»). «Пестрядь» использовалась как материал для понев у деревенских женщин, поскольку в городах поневу носили все реже.

     В холодное зимнее время женщины Древней  Руси носили меховую одежду. Женщины  из более состоятельных семей  носили одежду из дорогих мехов, а  менее зажиточные – из более дешевых. Знатные дамы носили дорогие шубы из соболя и горностая, а платья украшали горностаевыми шкурами, также делали из шкур накладки по подолу одежды по ширине доходившие до колен.

     Излюбленными  считались рысьи меха. Женщины  среднего достатка носили и беличьи шубы. Шубы в то время носили мехом вовнутрь и первоначально сверху ничем не покрывались. Такие шубы назывались «кожух». Так же в гардеробе имелись такие разновидности одежды, как «летники» - легкая женская одежда с длинными широкими рукавами; зимние «картели» - одежда аналогичная летнику, но подбита мехом; «опашень» - необычная для современного человека одежда с очень длинными, сужавшимися к запястью рукавами и спиной, кроившейся длиннее переда. Носили «опашни» внакидку.

     Своеобразной  и яркой частью древней женской одеждой был головной убор: обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Он имел не только эстетический смысл, - довершая костюм, но и социальный – показывая достаток семьи, а также этический – позорно было ходить с непокрытой головой.

     Головной  убор соответствовал семейному и  социальному положению древнерусских  женщин. Отличительной чертой головного  убора замужних женщин было то, что  он целиком покрывал волосы. Девушки  были свободны от этого жесткого предписания. Они нередко носили распущенные волосы или заплетали в одну косу, макушка всегда была открыта. Головной убор замужних женщин назывался «бабья кика», у девушек же это были венки, венцы, венчики, коруны.

     Коруна  – узкая полоска металла или  материи, охватывающая лоб и скрепляемая на затылке. Коруны чаще всего служили праздничными уборами незамужних женщин – горожанок, а сельские девушки чаще носили венцы.

     Разновидностью  головного убора  женщин являются  «убруся» или «повои», которые полностью  закрывали волосы, концы их спускались на спину, плечи и грудь. Позже поверх повои стали надевать корону – кокошник или кику. Зимой шапка с меховым окончанием и округлой тульей.

     Украшение костюма древнерусских женщин также  являлось показателем достояния  семьи и семейного положения. Украшения были деревянные, стеклянные, металлические, костяные.

     В X-XIII вв. одним из самых распространенных украшений на Руси были височные кольца. Данное украшение считалось этническим показателем.

     Женские серьги встречаются реже височных колец  и шейных украшений. Одним из типов женских серег является вопросительный знак. Так же были дутые, круглые колты – туда, скорее всего, вкладывались кусочки ткани с эфирными маслами.

     Не  менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и, прежде всего стеклянные бусы. В среде знати большое распространение получило украшение «пронизи» - комбинированные из различных материалов украшения (например: золотые дутые, жемчужные зерна, драгоценные камни).

     В отличие от бус металлические  обручи – гривны, носившиеся как шейное украшение в X-XIII вв. и отчасти позже, являлись достоянием лишь зажиточной части крестьян и горожан.

     Наиболее  дорогими считались бизоновые гривны – сплав меди и серебра; наиболее распространенными – медные или  бронзовые.

     Шейные  гривны предшествовали наиболее поздним шейным металлическим  украшениям типа ожерелий, хотя сами продолжали существовать как праздничное украшение знатных женщин и в XVI в.

     Очень ценным и дорогостоящим шейным украшением считались цепи (кольчатые, огничатые, черненные, а так же в виде трех граненых призм). К началу  XIII в. относится первое упоминание о золотых цепях, как  женском украшении в Ипатьевской летописи.

     Неотъемлемой  частью женского костюма были нагрудные  и поясные привески – разнообразные  по форме металлические украшения, составлявшие часть ожерелья. Они носились на длинных шнурах или «чепках» (цепочках), прикреплялись к платью у груди или к поясу.

     Еще одним украшением женского наряда были застежки (фибулы). Одно из первых упоминаний о фибулах содержится в «Повести временных лет» под 945 г., а наибольшее число находок приходится на X – XII вв. Фибулы носили либо у плеча, либо на груди (они застегивали верхнюю одежду типа плащей). Мелкими фибулами древнерусские женщины застегивали сорочки у ворота, пристегивали к поясу амулеты и привески, а так же хозяйственные предметы: ключи, ножички. Тоже значение, что и фибулы, имели в верхней одежде и булавки – принадлежности костюма знатных горожанок.

     В XV в. плащи и накидки употреблялись  все реже, а вместе с изменением форм одежды менялся и набор ее традиционных дополнений. Редко стали использоваться фибулы, зато пояс был неизменным аксессуаром женской одежды.

     Стеклянные  браслеты носили горожанки, а металлические  – и горожанки и крестьянки. Золотые пластинчатые браслеты - «обручи» были привилегией городской знати. Носили их как на левой, так и на правой руках, часто на обеих и по несколько штук сразу. Пластинчатые браслеты часто надевали на предплечья у локтевого сгиба. Многие браслеты носились поверх рукава сорочки.

Информация о работе Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-эстетического вкуса у подростков