Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 08:22, курсовая работа
Налоговые отношения как самостоятельный объект уже в начале ХIХ века становятся предметом теоретических исследовании зарубежных и русских ученых. Общая теория налогов, система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых отношений, все эти вопросы, рассматриваются в рамках финансовой науки, которая включала в себя отдельное учение о государственных доходах.
Например, «по традиции» Президент Б. Ельцин сообщил о предстоящем повышении цен за два месяца до даты их предполагаемого введения, спровоцировав тем самым ажиотаж на всех рынках. Объявление о предстоящем пятикратном повышении цен на топливо подстегнуло инфляционные ожидания директоров предприятий, сразу заложивших (к тому же с большим запасом) новый масштаб затрат в цены своей продукции.
Были крупные просчеты в регулировании цен из средств бюджета на основные продовольственные товары. Ответственность за это была возложена на регионы, которые провалили программу производства молочных продуктов, пустив молочное стадо под нож, не желая связываться с убыточным производством. Крайне неудачной была и политика снятия ограничений на рост доходов. Это сразу уменьшило и без того небольшие шансы на финансовую стабилизацию. Многократный рост потребительских цен был компенсирован населению всего на 30 %, а резкое падение доходов населения сделало фактически неразрешимой задачу сдерживания дальнейшего роста цен на товары потребительского спроса и стало основной причиной сокращения производства и уменьшения объемов розничного товарооборота. Ситуация усугубилась тем, что на этом фоне правительство пошло на трехкратное увеличение оплаты труда шахтеров, отступив перед угрозой забастовок. Тут же начали грозить забастовками авиаторы, транспортники и другие.
Правительству ничего не оставалось делать, как повышать им зарплату, печатая ничем не обеспеченные деньги и раскручивая спираль инфляции. Попытки же сдержать рост денежных доходов населения были на грани социально дозволенного: в частности, работникам бюджетной сферы не выдавалась зарплата по нескольку месяцев. Все усилия по ограничению денежной массы натыкались к тому же на нерешенность ключевой проблемы - доступность «дармовых» кредитов, даже если они предоставлялись поставкам межбанковского кредитного рынка.
Предприятия постоянно имели доступ к еще более дешевым централизованным кредитам. Но централизованные лимиты кредитования, способные быть реальным ограничителем количества денег в обращении, так и не были установлены. Методом проб и ошибок выявлялись возможности регулирования внешнеэкономической деятельности. Новый режим взимания экспортных пошлин и распределения экспортных квот попросту парализовал внешнюю торговлю, поскольку контракты были заключены намного раньше. Спустя короткое время этот порядок пришлось менять, уже в третий раз за шесть месяцев. Стоит ли говорить, что постоянная смена условий отрицательно сказывалась на работе внешнеторговых организаций, а, следовательно, и на доходах государства.
Кстати, новое правительство в очередной раз - в марте 1993 г. - опять изменило эти условия. Неудача стабилизационной программы объясняется и политическими причинами. Жестко негативное отношение к реформам сразу же после их начала со стороны парламента и оппозиции стало важным фактором их торможения. Противники реформ делали основной упор на их провал в социальном плане, приведший к обнищанию масс уже на стадии их развертывания. При этом выхолащивалась экономическая суть реформ и замалчивался их положительный эффект в случае успеха начинания. Нагнетание антиреформенных настроений в итоге также внесло вклад в их неудачу на начальном этапе. Кроме того, парламент не дал свободы частному предпринимательству в производственной сфере, что помогло бы ослабить товарный дефицит. Не было законодательно оформлено предоставление гарантий иностранным инвестициям в российскую экономику. Крестьяне не получили землю в собственность для ведения самостоятельного хозяйства. Движение к рынку поддерживается лишь политической волей, тогда как его реальная опора - средние слои - в России только создаются. Элементы же рынка в виде бирж, коммерческих банков и иных структур - слабы, разрознены и порой полукриминальны. Они заняты деланием денег, и лишь попутно обеспечивают неустойчивые рыночные связи. Частная инициатива проявляет себя не в производстве, а в разгуле спекуляций.
Инфраструктура и информационные сети - эти артерии рынка - работают все хуже, сдерживая движение денег, товаров и людей. В результате российский рынок насыщается товарами западного производства, которые вытесняют российскую продукцию, рубль теснится долларом, сужается сфера потребления. В стране опаздывает приватизация из-за долгого выяснения методик ее проведения. Новые формы собственности с трудом пробивают себе дорогу. Время тратится в разборках между Правительством и Парламентом по поводу каждого экономического шага, по частным вопросам, что ведет к топтанию на месте там, гае нужна мгновенная реакция. Крайне важен и психологический настрой в отношении реформ. Очень тяжело решиться на замену всех несущих элементов бывшей советской экономики. И не только потому, что Россия - огромная страна с пропорциональной ее масштабам инерционностью исполнительных механизмов и мошной бюрократизированностью административных структур. Есть еще и психологический стресс, вызванный рыночной экономикой. Тем не менее, апрельский референдум 1993 г. показал, что люди не склонны бояться трудностей. Кажется, что эта выраженная воля народа - самый весомый гарант будущих перемен в России.
3.2 Экономическая ситуация на современном этапе развития России
Рассмотрим нынешнее положение в экономике - в целом результат долговременных негативных процессов. Безусловно, раскрученный маховик кризиса невозможно остановить сразу. Инерция наката видна в произведенном национальном доходе, в дальнейшем сокращении общих объемов капиталовложений и в падении инвестиционной активности предприятий, в уменьшении импорта сырья, материалов и оборудования. Не прекращает своего действия и один из главных факторов спада производства - разрыв традиционных хозяйственных связей с бывшими союзными республиками и странами Восточной Европы. Более того, новые суверенные государства стали вводить собственные валюты, и Россия в расчетах с ними была вынуждена перейти на систему корреспондентских счетов в центральных банках.
Накопленная энергия кризиса ощутимо отразилась на масштабах сокращения выпуска потребительских товаров. Структура хозяйства изменилась в пользу топливно - энергетического комплекса и металлургии, а предприятия легкой и пищевой промышленности, бытового обслуживания сократили производство в среднем на 25-35 %. Ведь ограничение платежеспособного спроса населения ударило в первую очередь по этим отраслям, что в следующих звеньях производственных цепочек обернулось накоплением дополнительных проблем.
Другой важнейшей характерной чертой нынешней экономической ситуации стало ускорение инфляционных процессов. Мощные волны инфляции издержек производства, связанные в первую очередь с повышением цен на топливо и энергию, совпали с ростом количества денег в обращении, т.е. инфляцией спроса. На это наложилось обесценение рубля на валютном рынке. В итоге мы имеем свыше 2800 % роста потребительских цен в конце прошлого и начале текущего годов.
Кроме того, наличие значительных свободных ресурсов на корреспондентских счетах коммерческих банков, сохранение низкой ставки процента даже на межбанковском рынке кредита подтверждают вывод, что в российской экономике опять накапливаются излишки денег, готовых в любой момент появиться на потребительском рынке. Словом, экономика страны явно срывается в гиперинфляцию.
Сокращение производства товаров широкого потребления в сочетании с высокой инфляции вызвали значительное, не менее чем на треть снижение реального уровня жизни населения. Отсутствие же четкой социальной программы не позволило более равномерно распределить этот удар по разным социальным слоям, что приводит к возрастанию поляризации доходов и существенному обеднению части населения - пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, да и тех, кто работает в бюджетной сфере. К сожалению, до сих пор не отмечается существенных сдвигов в разработке экономического законодательства. Принятые не столь давно поправки к закону о приватизации и новый закон о банкротстве не только запоздали, но и несут на себе печать компромисса. Поэтому создание пакета увязанных законодательных актов для регулирования хозяйственных отношений остается весьма актуальной темой.
По-прежнему отсутствует система гарантий для иностранных инвестиций, нет и альтернативной системы закупок сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерна. Ослабление роли государства в качестве регулятора экономики при сохранении структурных перекосов и пробелах в законодательстве усиливает анархию в хозяйственных отношениях, способствует расширению сферы «теневого оборота» и коррупции. Болевыми точками в этом смысле остаются возможности получения кредита, внешнеторговые операции и приватизация недвижимости.
Тем не менее, на удручающем фоне экономической жизни есть и проблески надежды, выраженные в слабых тенденциях преодоления спада в отдельных областях. Стабилизировался объем промышленного производства, в сельском хозяйстве приостановлена тенденция к сокращению посевов, не ухудшаются темпы строительства жилья в основном частного. Этих свидетельств очень мало, и кризис далеко еще не преодолен на жизненно важных направлениях. Но хочется надеяться, что в этом - скромные ростки грядущих перемен. Реальность же такова, что неустойчивое равновесие отдельных экономических показателей, конечно же, не должно восприниматься как выраженная тенденция к прекращению спада производства и начала перехода к фазе восстановления экономики. На обозримом временном отрезке воспроизводственные механизмы России будут работать на малых оборотах, сохранятся и серьезные трудности в жизни людей.
Заключение
Информация о работе Исторический обзор налогообложения в России