Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:49, курсовая работа
Передовое новаторское творчество Паганини - одно из ярких проявлений музыкального романтизма, получившего распространение в итальянском искусстве (в том числе в патриотических операх Дж. Россини и В. Беллини) под влиянием национально-освободительного движения 10-30х годов XIX века. Искусству Паганини во многом было родственно творчество французских романтиков: композитора Г. Берлиоза (которого Паганини первый высоко оценил и активно поддерживал), живописца Э. Делакруа, поэта В. Гюго.
КГОУ СПО
«Норильский
колледж искусств»
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«История
исполнительства»
Тема:
«Жизнь и творчество
Никколо Паганини»
Выполнила: Стрельцова Марьяна
студентка IV курса специальность «Оркестровые струнные инструменты»
Проверила:
Степанова С.В.
Норильск 2009 г.
Колыбелью новых исполнительских течений стала Италия, давшая миру гениальную, загадочную, неповторимую в своём музыкально-романтическом облике фигуру Никколо Паганини. Великий виртуоз эпохи романтизма, артист могучего, магического таланта, покорявшего своей неистовой фантазией огромные массы людей, Паганини совершил переворот не только в скрипичном искусстве, но и в исполнительском и музыкальном творчестве, вообще, во всей системе взглядов на роль личности виртуоза-творца. Не было не одного крупного музыканта, современника Паганини, кто не испытывал бы потрясения от соприкосновения с творчеством великого скрипача. Шуберт, Шуман, Шопен, Мендельсон, Лист, Берлиоз - каждый по своему выразил восторг и преклонение перед феноменом Никколо Паганини.
Передовое новаторское творчество Паганини - одно из ярких проявлений музыкального романтизма, получившего распространение в итальянском искусстве (в том числе в патриотических операх Дж. Россини и В. Беллини) под влиянием национально-освободительного движения 10-30х годов XIX века. Искусству Паганини во многом было родственно творчество французских романтиков: композитора Г. Берлиоза (которого Паганини первый высоко оценил и активно поддерживал), живописца Э. Делакруа, поэта В. Гюго. Паганини увлекал слушателей пафосом исполнения, яркостью образов, полетом фантазии, драматическими контрастами, необычайным виртуозным размахом игры. В его искусстве, так называемого свободного фантазирования, проявлялись особенности итальянского народного импровизационного стиля. Паганини первым из скрипачей исполнял концертные программы наизусть. Смело вводя новые приемы игры, обогащая колористические возможности скрипичного искусства, заложил основы современной техники игры на скрипке.
Паганини
- не только выдающийся скрипач, но и
гитарист, дирижер и композитор.
Его сочинения отличаются пластичностью
и напевностью мелодий, смелостью модуляций.
В его творческом наследии выделяются
«24 каприччи» для скрипки соло ор. 1 (в некоторых
из них, например в 21-м каприччо, применены
новые принципы мелодического развития,
предвосхищающие приемы Листа и Р. Вагнера),
1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром
(D-dur. 1811; h-moll, 1826: заключительная часть
последнего - знаменитая «Кампанелла»).
Большое место в творчестве Паганини занимали
вариации на оперные, балетные и народные
темы, камерно-инструментальные произведения
и др. Выдающийся виртуоз на гитаре, Паганини
написал так же большое количество пьес
для этого инструмента.
Общая
характеристика творчества
Никколо Паганини
Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать…
Паганини
Паганини считали загадочной, фантастической личностью. Но для тех, кто хорошо знал его, он был любезным, гуманным, великодушным человеком, преданным и верным другом. Проявляя снисходительность и терпимость по отношению к коллегам, он в то же время был в высшей степени требователен к собственному исполнению и никогда не поддавался самообольщению, характерному для многих артистов. Его «демоническая» наружность вводила публику в заблуждение. Под этой наружностью скрывалась возвышенная душа, проявлявшая себя не только в звуках, но и благородных поступках.
Паганини родился 27 ноября 1782 года в семье мелкого торговца, любителя музыки. В раннем детстве учился у отца игре на мандолине, затем на скрипке. Некоторое время занимался у Дж. Косты — первого скрипача собора Сан-Лоренсо. В возрасте 11 лет Паганини выступил с самостоятельным концертом в Генуе (среди исполненных произведений - собственные вариации на французскую революционную песню «Карманьола»). В 1797-98 годы концертировал по Северной Италии. В 1801-04 годах жил в Тоскане, в 1804-05 годах в Генуе. В эти годы им были написаны «24 каприччи» для скрипки соло, сонаты для скрипки с аккомпанементом гитары, струнные квартеты (с гитарой).
Когда были опубликованы «24 каприччи», все скрипачи, не исключая и самых знаменитых, считали их неисполнимыми. Слушая же Паганини, они убеждались в том, что он играет их с такой легкостью и непринужденностью, как если бы это были детские пьески. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприччи остаются уникальным явлением музыкального искусства.
Уже Первый каприччо покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Мелодия Четвертого напоминала позднее Шуману тему похоронного марша из «Героической симфонии» Бетховена своей суровой красотой, величием трагической поступи. В Девятом блистательно воссоздана картина охоты - здесь и имитация охотничьих рогов, и скачки лошадей, выстрелов охотников, порхание взлетающих птиц, здесь и азарт погони, гулкое пространство леса.
Тринадцатый каприччо воплощает различные оттенки человеческого смеха - кокетливого женского, безудержные раскаты мужского. В Четырнадцатом - миниатюрном марше - скрипка демонстрирует огромные динамические нарастания: фанфарные звучности удваиваются, утраиваются, учетверяются, превращая скрипку в целый оркестр. Многие каприччи построены на использовании приема диалога двух разнохарактерных голосов (№ 7, 15, 17). Возникает ощущение, что играет не один, а два инструмента. Наиболее романтичны — Шестой каприччо, построенный на приеме тремоло в левой руке, где удивительной красоты мелодия как бы окутана звуковой дымкой, и особенно Двадцать первый - страстный любовный дуэт с интонациями вздохов, полный романтической патетики. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвертый каприччо - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации.
Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Молодой композитор здесь достиг новой содержательности, переплавил многие общие формы движения - пассажи, фигурации, штриховые и прочие приемы - в художественные музыкальные смыслы, наделил их яркими колористическими качествами. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что станет характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов - все это стало свойственно творчеству Паганини.
В 1805 году Паганини в течение года давал концерты в различных городах Италии. Всюду его выступления сопровождались неслыханными триумфами. Публика доходила до психоза - люди неистовствовали, вскакивали на стулья, устремлялись к эстраде... Паганини стал самой популярной личностью в Италии. О нем писали книги, статьи, стихи, поэмы. И почти через все эти произведения проходила одна общая черта: в личности и игре Паганини находили нечто таинственное, демоническое. Одни утверждали, что он продал душу дьяволу, другие клялись, что воочию видели за его спиной самого сатану, помогавшего ему вести смычок.
После службы при дворе в Лукке (1805-08г.) Паганини всецело посвятил себя концертной деятельности. Во время концертов в Милане (1816) состоялось состязание между Паганини и французским скрипачом Ш. Лафоном, признавшим себя побежденным. Оно явилось выражением борьбы, происходившей между старой классической школой и романтическим направлением (впоследствии подобное состязание состоялось в Париже между Ф. Листом и 3. Тальбергом).
Выступления Паганини (с 1828 года) в Австрии, Чехии, Германии, Франции, Англии и др. странах вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства (Листа, Р. Шумана, г. Гейне и др.) и утвердили за ним славу непревзойденного виртуоза. Он объездил всю Европу, давал по 15-20 концертов в месяц на протяжении длительного времени (как это было, например, в Англии в 1831-1832 гг., где за восемь месяцев он дал 132 концерта!). Такой объём концертной деятельности был до той поры неведом. «Паганини представляется мне Наполеоном жанра», - говорил Оноре де Бальзак в памятные для французов дни весны 1831 года, когда весь Париж, вся французская провинция хлынула в Grande Opera, где в течение почти двух месяцев давал свои концерты «генуэзский якобинец». Среди первых слушателей Паганини в Париже был и двадцатилетний Ференц Лист, на которого игра скрипача произвела впечатление «сверхъестественного чуда».
По мотивам, которые не трудно понять большинство ведущих скрипачей Парижа относилось к Паганини враждебно. На вечере в одном из самых фешенебельных салонов столицы некий скрипач мастерски исполнил очень трудное произведение. Окончив, он с насмешкой обратился к Паганини: «Voila comme on joue a Paris» (Вот как играют в Париже). Паганини промолчал. Когда наступила его очередь, он взял ноты этого скрипача, поставил их на пюпитр (конечно, «вверх ногами») и с таким мастерством сыграл пьесу, что француз онемел от изумления. Когда шквал аплодисментов стал стихать, Паганини ответил: «Voila comme on joue a Paradis» (Вот так играют в раю).
В последние годы жизни болезнь Паганини сильно обострилась. Он мало сочиняет, не выступает с концертами. В 1840 году Паганини умер.
Личность Паганини была окружена фантастическими легендами. Католическое духовенство преследовано Паганини за антиклерикальные высказывания, сочувствие движению карбонариев. После смерти Паганини папская курия не дала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах Паганини был перевезен в Парму.
Паганини называли «художником тысяч». Он первый из инструменталистов обратился действительно к массовой аудитории, выражая своим искусством дух итальянского национально-освободительного движения, будоражил умы, возбуждая в них протест против всяческих регламентов и несвобод. «Легким ударом смычка, - как писал о скрипаче Генрих Гейне, - то уводил нас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины».
Основу репертуара Никколо Паганини составляли его собственные сочинения, которые он исполнял в нескончаемых вариантах, оставляя не зафиксированными на нотной бумаге. Впрочем, в ранний итальянский период Паганини играл многие произведения Виотти, Роде, Крейцера, а позднее (особенно в узком дружеском кругу) - Гайдна, Моцарта, Боккерини, Бетховена.
Рецензия,
появившаяся во влиятельной «Лейпцигской
музыкальной газете»
Паганини создал целую энциклопедию романтического скрипичного мастерства. «Его дерзкие удары смычка о струны, отскакивающие, толчковообразные штрихи, рикошетообразное стаккато, двойные флажолеты, пиццикато и прочие эффекты выглядели на фоне привычной классически-уравновешенной игры на скрипке неслыханно дерзкими новациями, чуть ли не цирковыми трюками. Вибрацию звука Паганини превратил в могучее средство эмоциональной выразительности, которое прочно вошло в практику современной игры на струнных смычковых». Реформа скрипичной исполнительской техники дала в руки Паганини ключ к тайнам красочного, разнообразного, полного звучания инструмента.