Музыкальная культура России первой половины XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2016 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Российская музыка всегда была отражением эпохи, в которую она создавалась. Также российские композиторы с глубоким уважением и интересом насыщали свои работы старинными русскими и зарубежными мотивами. Первая половина ХХ полна ярких, эмоционально сильных исторических событий: свержение самодержавия, установка советской власти, Вторая мировая война. Музыка не оставалась в стороне, а развивалась и шла в ногу со временем. Наступившая советская эпоха подарила нам большое количество знаменитых музыкантов, а именно С. С. Прокофьев, Арам Ильич Хачатурян, Д. Д. Шостакович и Н.Я. Мясковский и многие другие. Их произведения исполняются по всему миру и заслуженно удостаиваются восхищения ценителями классической музыки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3-4
1. ПЕРВАЯ ГЛАВА.
Музыкально-культурная жизнь в стране после революции.…………………………………………………………………………..……5-9
2. ВТОРАЯ ГЛАВА. Жизнь и работы великих русских композиторов первой половины ХХ века
2.1. Николай Яковлевич Мясковский ……………………………10-14
2.2. Сергей Сергеевич Прокофьев…………………………………14-22
2.3. Дмитрий Дмитриевич Шостакович……………..…………22-29
2.4. Арам Ильич Хачатурян……………………………………………29-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….35-36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК37

Файлы: 1 файл

Музыкальная культура России первой половины XX века..docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. — во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты — фортепианные прелюдии — относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений — это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», — писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... «с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации — на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.

В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», — так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? — писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».

Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов — появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.

В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», — пишет Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»

После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.

С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает в журнале «Современная музыка».

После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.

От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Асафьев характеризовал как «два течения — самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии — вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского — один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).

Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

 

 

 

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

 

С.С.Прокофьев родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье управляющего имением. Его мать, пианистка, приглашал заниматься с будущим композитором Р.Глиэра, который подготовил мальчика к поступлению в Петербургскую консерваторию (1904 г.). В 1909 г. Прокофьев окончил консерваторию как композитор, а в 1914 – как пианист у А.И.Есиповой. Еще в консерваторские годы Прокофьев начал концертную деятельность, в которой важное мест занимали собственные сочинения. С 1918 г. Композитор жил и творил за рубежом, с 1933 г. Постоянно жил в России. Был отмечен многими почётными званиями, премиями и наградами.

 

 

Характеристика творчества

Прокофьев- - национальный гений «с врождённым чувством русской народной интонации» (Д.Шостакович). Именно у этого композитора русский эпос, история, национальный характер получили наиболее глубокое воплощение.

Радостной понятие жизни, которая есть величайший дар природы и поэтому выше всяких проблем,-основа миросозерцания Прокофьева. Вряд ли среди композиторов ХХ в. Кого-либо еще отличает такое разнообразие тематики:  русская история и современность; Пушкин, Толстой, Достоевский; европейская классика, Шекспир; русская и европейская сказки: язычество, библейская притча.

Особенности художественного мышления Прокофьева связаны с театральной природой его таланта, выраженной в тяготении к воплощению характера, способности и протеизму, несомненном комедийном даре, стремлении к повествованию, а не лирической исповеди. Другой источник стиля Прокофьева – возрождение моторики, свойственной музыки барокко. Токкатность, истиантность, натиск регулярной ритмики стали в его искусстве выражением энергии, напористости, символизирующих тонус новой социальной жизни. Необычайныq мелодический дар выделяет Прокофьева, а его произведения отличают национально-русские черты-большое дыхание, распевность, которые как бы усиливаются широтой диапазона и интервальных ходов. Эпические темы композитора отличаются богатырской мощью, лирические –целомудренной красотой.

В соответствии с главными вехами биографии Прокофьева в его творческом пути принято выделить три периода: ранний-русский (до отъезда композитора за рубеж в 1918 г.), центральный – зарубежный (время пребывания Прокофьева за границей), и советский – от возвращения музыканта на родину в 1993 г. и до его смерти. В первый ранний период были созданы Фортепианные концерты (I и IX) и сонаты (с 1-й по 4-ю), циклы «Сарказмы» и «Мимолетности», Классическая симфония и «Скифская сюита», опера «Игрок» и балет «Сказка про шута», вокальная сказка «Гадкий утенок» и цикл романсов на стихи Анны Ахматовой. Таким образом, уже в раннем периоде представлены все основные жанры творчества композитора. Причем жанры фортепианной музыки господствуют.

Второй период творческого пути- зарубежный-характеризуется необычайным расширением кругозора Прокофьева-жизненного, художественного, собственно музыкального. Это время чрезвычайно активной концертной и композиторской деятельности. Которая протекала в разных странах (Япония, США, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Чехословакия). И снова композитор общается с замечательными музыкантами, художниками, артистами (Стоковский и Фуртвенглер, Пикассо и Лифарь, Кусевицкий и Монте).

Среди произведений, созданных в этот период, оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел», балеты «Стальной скок» и «Блудный сын», Вторая, Третья, Четвертая симфонии, Третий, четвертый, Пятый фортепианные концерт, Пятая соната. Сделана новая редакция и осуществлена постановка оперы «Игрок» и балета «Сказка про шута». Таким образом, во второй период творчества преобладающими у композитора становятся музыкально-театральные жанры.

Третий период творчества – советский - более всего характеризуется переориентацией на отечественную тематику, историческую и современную. Узловые моменты русской истории отражены в музыке к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», к спектаклю «Борис Годунов», в опере «Война и мир». Гражданская и Великая отечественная войны представлены в операх «Семен Котко» и «Повесть о настоящем человеке». Тема революции воплотилась в кантате к 20-летиюю Октября, тему борьбы за мир- в оратории «На страже мира». Композитор обратился к Пушкину- создал музыку к спектаклю «Египетские ночи», только что упомянутому «Борису Годунову», к «Евгению Онегину», к кинофильму «Пиковая дама», написал 3 романса на стихи поэта.

Продолжая работать в разных жанрах, Прокофьев создает свои лучшие балеты: «Ромео и Джульетта» и «Золушка», фортепианные сонаты (6-9-я), Симфонии (5-7-я), симфонию концерт для виолончели с оркестром, симфоническую сказку «Петя и волк», лирико-комедийную оперу «Обручение в монастыре».

Тяготение к театру, к пластической и речевой характерности тем и мотивов- одна из определяющих черт композиторского дарования Прокофьева. Не случайно музыкально-театральные жанры – ведущие в его творчестве. Он автор восьми опер, девяти балетов, музыки к спектаклям и кинофильмам. Театр для Прокофьева прежде всего игровое действо. Тяготение к занимательной интриге, стремительно развивающемуся действию, к комедийному началу определили многие музыкальные особенности его опер и балетов.

Тематика опер Прокофьева охватывает огромный временной и пространственной диапазон: она включает русскую и европейскую литературную классику, сюжеты, связанные с эпохами Средневековья и возрождения, XVII и XVIII столетий, с русской историей и советской действительностью.

Опера «Любовь к трем апельсинам» создана в 1919 г., поставлена в 1921 г. в Чикаго. Сегодня она представлена в главных оперных театрах России.

Эта опера- злободневный спектакль К.Гоцци, в который включена полемика о том, каким должен быть современный музыкальный театр. В прологе представлены любители «высоких трагедий, философских решений, мировых проблем, скорби, убийств» -это «Трагики». «Комики» же требуют театре «бодрящего, оздоровляющего смеха», «Лирики» - «романтической любви, цветов, луны, нежных поцелуев». «Пустоголовые» любители оперетт отят «фарсов, занятной ерунды, двусмысленных острот, нарядных туалетов». «Чудаки» же на глазах у зрителей начинают делать «настоящее, бесподобное представление». На глазах у публики артисты надевают маски, превращаясь в персонажей оперы.

Очень знаменита опера С.Прокофьева «Война и мир», создавалась в военные годы. В либретто, которое создавалось композитором и его второй женой М.Мендельсон-Прокофьевой, сохранены все три линии романа Л.Толстого:

Информация о работе Музыкальная культура России первой половины XX века