Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 21:48, курсовая работа
Цель исследования – изучение современного состояния, проблем и тенденций реформирования местного самоуправления в России.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- изучить историко-теоретические основы местного самоуправления;
- раскрыть содержание понятия «местное самоуправление»;
- охарактеризовать сущность основных моделей местного самоуправления;
- рассмотреть особенности развития местного самоуправления в дореволюционной России;
- раскрыть особенности функционирования системы местного самоуправления в советский период;
- проанализировать современное состояние и тенденции реформирования местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы, определение
местного самоуправления……………………………………………….6
1.1. Историко-теоретические основы местного самоуправления………6
1.2. Определение местного самоуправления……………………………11
1.3. Основные модели местного самоуправления………………………16
Глава II. МСУ в России: становление, современные
тенденции развития……………………………………………………..19
2.1. История развития местного самоуправления
в дореволюционной России……………………………………………...19
2.2. Местные органы государственной власти и управления
в советский период………………………………………………………23
2.3. Современные проблемы и тенденции развития местного самоуправления в России………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..41
Основы представлений о местном самоуправлении, разработанные в XIX веке в трудах Токвиля, Штейна, Гнейста и других, легли в основу современных воззрений на муниципальные органы, их место в демократической системе управления обществом.
Так, муниципальное управление рассматривается как относительно децентрализованная форма государственного управления на местах.
Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определённых государственных функций на местном уровне) находит своё отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации [12, 121].
В основе теории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей коммуны.
Наряду с названными теориями существуют и социал-реформистские муниципальные концепции, которые исходят из возможности социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления, как об одном из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое.
1.2.
Определение местного
самоуправления
Понятие "самоуправление", недавно считавшееся в нашей стране чисто академическим в смысле его оторванности от реальной жизни, за короткий срок приобрело характер общеупотребительного. Однако "самоуправление" во многом остается для нас новым понятием, и российская наука еще не в полной мере взялась за его осмысление.
В прямом смысле слова термин "самоуправление" означает "сам управляю собой, своими делами", что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.
Единицы
самоуправления делятся на два больших
типа в зависимости от того, какие
организации составляют их основу [20, 11].
Если основа - коллективы, объединенные
производственно-
Речь
идет, прежде всего, о территориальной
общности населения, где все члены
сообщества прямо или косвенно взаимодействуют
друг с другом, живут и воспроизводятся
в конкретных административно-
В настоящей статье термин "самоуправление" выступает синонимом местного самоуправления еще и потому, что хозяйственными и иными делами какой-либо общественно-территориальной единицы или территориальной общности ведают не центральные или региональные государственные властные структуры, а ее жители и органы, непосредственно избираемые ими и стоящие во главе каждой территориальной общности. Поэтому реально осуществлять местное самоуправление могут только те территориальные сообщества, которые имеют конституционно-правовой статус. Благодаря возможности выбирать и контролировать власть, местное сообщество в принципе становится не только объектом, но, в известной мере, и субъектом управления.
Исторически
сложилось так, что современное
определение понятия "местное самоуправление",
его основополагающие идеи в нашей стране
нашли отражение только в 1990 г. в общесоюзном
законе "Об общих началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР". В законе
СССР давалась следующая трактовка этого
понятия: "Местное (территориальное)
самоуправление... - это самоорганизация
граждан для решения непосредственно
или через избираемые ими органы всех
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения и особенностей административно-
В
этом определении впервые в
С
образованием Российской Федерации, демонтажем
системы Советов, принятием новой
Конституции, переходом страны на демократические
формы правления появилась
Развернутое определение местного самоуправления содержится в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ст. 2 закона гласит: "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций" [3].
Данное
определение базируется на нормах Конституции
РФ, элементы формулировок которых
использованы в настоящем определении:
"В Российской Федерации признается
и гарантируется местное
В новой версии Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 г. (в дальнейшем - Федеральный закон №131-ФЗ), говорится: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций" [4] .
Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в федеральном законе 1995 г. акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в федеральном законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти. Представляется, что важным является и то, и другое. Вместе с тем, федеральный закон 2003 г. не только и не столько закон о самостоятельности органов местной власти, сколько о механизмах осуществления народовластия в России.
Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления - документе, принятом 15 октября 1985 г. большинством европейских государств в форме конвенции. В нем дается следующее определение местного самоуправления: "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения" [2] .
Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население (народ), а уже затем - органы местного самоуправления.
В странах Европы определения местного самоуправления близки по своему содержанию.
В ФРГ местное самоуправление означает "выполнение территориальными органами делегированных им государственных полномочий под собственную ответственность" [25,7]. В Финляндии под самоуправлением подразумевается "право коммун управлять своими делами с помощью муниципальных органов" [14, 53]. Во Франции децентрализация означает свободу для местных территориальных коллективов решать своими выборными органами и собственными средствами дела, рассматриваемые как имеющие местный характер [30, 9].
В итоге можно констатировать, что во всех отечественных и зарубежных определениях местного самоуправления имеются общие признаки, среди которых:
а) местное самоуправление - одна из основ государственного устройства, основополагающий принцип организации современного демократического общества;
б) местное самоуправление представляет собой систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего, без вмешательства извне каких-либо иных властных структур, вопросы местного значения;
в) субъектом местного (территориального)
самоуправления выступает
1.3.
Основные модели местного
самоуправления
Мировая
практика дает огромное разнообразие
организационных и
Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности»[15, 54].
В мировой практике принято различать англосаксонскую, континентальную и советскую модели местного самоуправления [21, 68].
Советская модель местной власти функционировала не только в республиках распавшегося Советского Союза и в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы, но и действует в настоящее время в КНДР, КНР, на Кубе, во Вьетнаме.
Для нее характерны следующие черты:
- правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и акты, издаваемые центральными законодательными органами;
- принцип жесткой централизации управления;
- принцип патернализма;
-
функционирование органов
-
отсутствие муниципальной
Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и так далее.
Ее черты [14, 79]:
- высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль прежде всего со стороны населения;
- отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
- отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).
Основной принцип здесь “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий” (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, то есть из «центра», в США – штатами, то есть на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния – государственные дотации.
Информация о работе МСУ в России: становление, современные тенденции развития